Дипломная работа посвящена исследованию и разработке путей повышения эффективности управления современным предприятием. На примере торгово-складского комплекса ООО «ЛИК» анализируется действующая линейно-функциональная система управления, выявляются ее ключевые недостатки, такие как слабая ориентация на конечный результат и низкая адаптивность к изменениям рыночной среды. В работе проведена оценка эффективности управления с использованием метода квалиметрического анализа, который позволил определить наиболее значимые факторы для персонала. В качестве основного направления совершенствования предлагается переход от функционального к процессному подходу, реализуемый через внедрение современной автоматизированной системы управления складом (WMS) CargoPrime:WMS. Проект внедрения системы детально проработан: описаны ее функциональные возможности, преимущества и технические требования. В заключительной части работы представлено экономическое обоснование проекта, включающее расчет затрат, потенциальной экономии и срока окупаемости, который составил менее 6 месяцев, что подтверждает практическую целесообразность предложенных мероприятий.
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Современные подходы к управлению предприятием
1.2. Критерии и оценки эффективности управления предприятием
1.3. Методы оценки эффективности управления предприятием
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛИК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЛИК»
2.2. Исследование системы управления ООО «ЛИК»
2.3. Оценка эффективности управления в ООО «ЛИК»
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ЛИК»
3.1. Повышение эффективности управления ООО «ЛИК» на основе на основе использования современных информационных систем (внедрение АСУП)
3.2. Обоснование экономической эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное предприятие в процессе осуществления им своей финансово-хозяйственной деятельности сталкивается с определенными проблемами, а так как сегодня не существует идеальных организационных структур управления, то можно говорить о том, что процесс совершенствования должен быть постоянным. Это обусловливается следующими факторами, а именно: постоянными изменениями во внутренней и внешней среде, а также в связи с тем, что все в нашем мире эволюционирует, т.е. все течет, все меняется и, соответственно, развивается.
В связи с обозначенной проблемой цель научного исследования заключается в повышении эффективности организационной структуры современного предприятия, функционирующего в условиях рыночных отношений и постоянно меняющегося современного рынка. Обозначенная цель обусловливает актуальность указанной проблемы и выбор темы исследования.
С переходом к рыночной модели экономики в России произошли существенные изменения во внешней среде предприятий. Эти серьезные изменения поставили перед высшим менеджментом отечественных компаний целый комплекс проблем. Надо отметить, что решить многие из этих проблем, такие как низкая конкурентоспособность, низкая прибыльность, отсутствие ориентации на клиента, низкая адаптивность, большинству предприятий не удается и по сей день. В основном перечисленные проблемы вызваны несоответствием используемых менеджерами структур управления (как правило, линейно-функциональных) тем задачам, которые приходится решать предприятиям в новых экономических условиях.
Большую часть из перечисленных выше проблем, стоящих на пути развития отечественных предприятий, позволяет решить применение процессного подхода к управлению организациями. Однако до сих пор методология применения процессного подхода к управлению не проработана настолько, чтобы его реализация у руководителей и специалистов предприятий не вызывала затруднений, проблем и вопросов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) обусловлена недостаточной проработанностью вопросов теоретического и методического характера по использованию процессного подхода в управлении на предприятиях. Практический опыт показывает, что научные труды, освещающие данную тему, часто не затрагивают существенных аспектов применения процессного подхода на предприятиях. Недостаточная проработанность вопросов применения процессного подхода не позволяет руководителям и специалистам отечественных предприятий в полной мере пользоваться его преимуществами, что отрицательно сказывается на обеспечении выживания компаний и на их конкурентоспособности.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теории и практики эффективного управления на предприятии рассматривались в трудах отечественных и зарубежных специалистов. Среди них, прежде всего, можно выделить работы отечественных и зарубежных авторов: В.К. Батурина, А.Ю. Блинова, В. Бовыкина, А.А. Бойко, А. Браверманна, А.Г. Варжапетяна, Дж. Вумека, В.А. Гагарского, Г.В. Гадушаури, В.В. Глущенко, Л.А. Горшковой, Э. Деминга, В. Денисова, Е.Н. Евдокимовой, В.Г. Елиферова, А.С. Зеленина, А.З. Игнатьевой, В.Ф. Кравченко А.Л. Курца, Б.З. Милнера, Ю.Д. Мироненко, В.М. Мишина, С.В. Муравьева Е.Т. Невзговоровой, Е.П. Пешковой, В.В. Репина, В.Н. Родионовой, Н.Е. Рыбченко, Е.В. Сибирской, Д. Скаскив, В.С. Смирнова, С.В. Сухова, М.Н. Титовой, А. Файоля, Т.И. Фрадиной, Е.В. Фрейдиной, С.В. Хайниша, М. Хаммера, А.В. Шеера, П.В. Шеметова, В.В. Шконды и др.
Несмотря на обилие научных трудов, затрагивающих вопросы эффективного управления, приходится констатировать, что примеров успешной реализации процессного подхода на отечественных предприятиях ничтожно мало. Таким образом, с уверенностью можно говорить о слабой научной проработанности проблемы реализации процессного подхода как инструмента совершенствования системы управления предприятием, несмотря на высокую актуальность и востребованность таких исследований.
Объектом исследования в ВКР является ООО «ЛИК» (оптовый склад металлопроката).
Предметом исследования выступает система управления ООО «ЛИК».
Целью ВКР является комплексное исследование теоретических и методических основ эффективного управления на предприятии и разработка практических рекомендаций по его реализации в условиях деятельности ООО «ЛИК».
Задачи исследования, которые ставятся исходя из цели исследования, формулируются следующим образом:
-изучить современные подходы к управлению предприятием;
-выявить критерии эффективности управления предприятием;
-раскрыть методы оценки эффективности управления предприятием;
-дать организационно-экономическую характеристику ООО «ЛИК»;
-исследовать систему управления ООО «ЛИК»;
-оценит эффективность управления в ООО «ЛИК»;
-выявить пути повышения эффективности управления ООО «ЛИК»;
-обосновать экономическую эффективность проекта.
Теоретической основой ВКР послужили концепции функционального и процессного подходов к управлению и методология осуществления реинжениринга бизнеса.
В основу методологии легла комбинация количественных и качественных методов научного исследования.
Информационную основу ВКР составили: широкий спектр зарубежной и отечественной научной литературы, материалы эмпирических исследований, ресурсы сети Интернет, а также материалы, собранные автором непосредственно при прохождении практики в ООО «ЛИК».
Структуру ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Во введении обоснована актуальность темы работы, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, сформулированы методология, информационная теоретическая база, а также приведено краткое описание структуры ВКР.
В первой ВКР раскрываются теоретические аспекты исследования эффективности управления современным предприятием.
Во второй главе ВКР проводится анализ практики управления предприятием на примере ООО «ЛИК».
В третьей главе ВКР определяются пути повышения эффективности управления ООО «ЛИК».
В заключении обобщены результаты проведенного исследования и сформулированы основные выводы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эффективности управления современным предприятием
1.1. Современные подходы к управлению предприятием
Современное предприятие - это совокупность специализированных функциональных отделов и в то же время деятельность по реализации процессов. Процессы как бы пронизывают функциональные отделы, и в каждом из отделов выполняются отдельные части процессов. В последнее время стало очевидным, что существующие противоречия между функциональной организационной структурой и решаемыми организацией задачами порождают ряд проблем.
Поскольку люди организованы в отделы, они стремятся решать только те задачи, которые находятся в области данной ответственности. Связи между людьми разных отделов ограниченны, каждый отдел стремится расширить область своего влияния и свои полномочия и в то же время оптимизировать свой собственный уровень показателей. Эти конфликты существенно сказываются на показателях организации. В итоге конечный результат деятельности организации не слишком отличается от суммы результатов ее отделов, т.е. ослабляется или отсутствует синергетический эффект от слаженной деятельности всей организации.
В современных условиях хозяйствования перед отечественными предприятиями стоит непростая задача - «внедрение эффективного алгоритма управления деятельностью как управленческой основы обеспечения устойчивости функционирования в кризисные периоды» [33, С. 14].
Новые экономические условия, в которых приходится развиваться сравнительно «молодому» российскому бизнесу, характеризуются высокой динамичностью внешней среды, повышением требований со стороны потребителей, усилением конкурентной борьбы. Революционные изменения в технологиях, организации и лидерстве сформировали новые требования к облику современного эффективного и, следовательно, конкурентоспособного предприятия: это динамичный, активный участник экономической жизни страны и мира в целом, с учетом глобализации, обладающий гибкой внутренней структурой, обширными коммуникационными связями, свободно адаптирующийся к быстро меняющимся условиям внешней среды.
«Адаптация российских предприятий к новым условиям предполагает прежде всего проведение изменений во внутренней среде организации. Необходимость в этом возникает в связи с тем, что существующая система управления выступает тормозом на пути выживания организации. Главными факторами успеха становятся процессы переосмысления деятельности компании, комплексного реформирования, совершенствования корпоративного управления организацией» [33, С. 15].
Для решения проблем управления организацией в условиях формирующихся рыночных отношений, за рубежом сформирован большой запас теоретических и практических знаний. Поскольку отечественные организации столкнулись с похожими проблемами, то очевидно, что совершенствование управления в них должно осуществляться на основе внедрения уже апробированных методов и приемов.
Вместе с тем, в связи с особенностями российского менталитета, необходимости дальнейшего осмысления и развития национальной модели управления в организациях, а также с учетом последних тенденций внешней среды, не исключается возможность использования новых подходов, концепций, инструментов и технологий управления либо их трансформации в соответствии с условиями российской деловой среды.
В настоящий момент можно выявить два подхода к организации управления предприятием: функциональный и процессный.
Для того чтобы составить качественную характеристику и выделить взаимосвязи функционального и процессного подходов, рассмотрим их генезис и ключевые этапы развития и становления научных теорий об управлении предприятием.
Авторы различных научных и практических трудов по-разному раскрывают сущность процессного подхода к управлению и тенденции его развития, рассматривая его всесторонне.
Основы функционального подхода были сформулированы в работах А. Смита (функциональное разделение труда) [34], а далее развиты Ф. Тейлором (стандартизация и нормировка операций, выделение задач управления в отдельную функцию) и А. Файолем (обоснована структуризация функций управления).
Самым верным тезисом этих идей является научный подход к управлению (Scientific Management), разработанный Фредериком Уинслоу Тейлором. Он утверждал, что «работа может быть выполнена наиболее производительно, если разбить ее на простые элементы и если люди, особенно рабочие, распределяются управляющими и специализируются на конкретной простой части работы» [23].
Внедрение процессного подхода приводит к сокращению издержек, снижению рисков и увеличению эффективности системы управления. При данном подходе сотрудники компании мотивированы оперативно выполнять операции, так как несут ответственность за то, чтобы процесс был вовремя завершен. Появляется возможность собирать статистику о выполнении регламентов процессов, а ее анализ позволяет выявить источники сокращения организационных издержек. В результате уменьшается время принятия управленческих решений.
1.3. Методы оценки эффективности управления предприятием
Анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.
«В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов - труда, основных фондов, инвестиций» [35].
Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов - показателем фондоотдачи.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.
«Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность)» [3, С. 318].
Таблица 1.1 Система ключевых показателей управленческой деятельности организации
Цель службы персонала, диктуемая бизнесом, - обеспечить предприятие квалифицированными управленческими кадрами.
Таблица 1.2 Показатели для оценки результативности менеджера по обучению и развитию
2.2. Исследование системы управления ООО «ЛИК»
ООО «ЛИК» имеет определенную организационную структуру, которая базируется на горизонтальном и вертикальном разделении управленческого труда. Вертикальное разделение труда включает несколько уровней управления, а горизонтальное основывается на четком определении функций, выполняемых каждым подразделением предприятия.
Работники, составляющие аппарат управления, подразделяются на три основные группы: руководители, специалисты и технические исполнители. Все эти категории работников имеют разную профессиональную подготовку и выполняют различные управленческие операции.
Руководители - менеджеры высшего звена, которые организуют работу структурных подразделений предприятия - директор, главный бухгалтер, зам. директора по коммерческим вопросам, зам. директора по технической части. Руководители организуют работу предприятия, принимают управленческие решения и несут полную ответственность за выполнение принятых решений и результаты работы предприятия. Руководители имеют высшее специальное образование и практический опыт работы в отрасли.
Специалисты - сотрудники аппарата управления, обладающие специальными знаниями, умениями и навыками - экономист, товаровед, зав. складом. Они принимают участие в разработке вариантов управленческих решений и несут ответственность за качество выполняемой работы. Специалисты имеют высшее или среднее специальное образование.
Технические исполнители - сотрудники аппарата управления ООО «ЛИК», выполняющие вспомогательные функции. Они имеют специальную профессионально-техническую подготовку. Это бухгалтера, снабженцы.
Взаимодействие всех этих категорий работников, занятых в аппарате управления, способствует достижению целей предприятия, направленных на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли.
Организационная структура управления ООО «ЛИК» представлена на рис. 4.
В ООО «ЛИК» текущие контролирующие функции выполняют начальники подразделений, главный бухгалтер и директор. Система контроля на предприятии содержит предварительный, текущий и заключительный контроль.
Данные виды контроля схожи друг с другом, т.к. имеют одну и ту же цель: способствовать тому, что фактически получаемые результаты были как можно ближе к запланированным. Различаются эти виды контроля только временем их осуществления.
Предварительный контроль. В ООО «ЛИК» основными средствами предварительного контроля в области персонала являются следующие: установление минимально допустимого уровня образования и стажа работы в данной области, проведение тестов и собеседований с целью определения профессиональной пригодности и психологических качеств нанимаемого работника в период перед его наймом. Кроме человеческих ресурсов, ООО «ЛИК» осуществляет обязательный предварительный контроль используемых им материальных ресурсов.
Текущий контроль. Для осуществления текущего контроля деятельности в ООО «ЛИК» используется специальная компьютерная система, позволяющая осуществлять учет материальных запасов, прослеживать объем продаж по каждому товару. Данные кассы поступают на центральный компьютер директора, а затем используются им для прогнозирования и принятия решений относительно дополнительных закупок ходового товара.
Заключительный контроль. Этот вид контроля предполагает оценку результатов работы после того, как она выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.
Таблица 2.1 Процедура проведения управленческого контроля в ООО «ЛИК»
Глава 3. Пути повышения эффективности управления ООО «ЛИК»
3.1. Повышение эффективности управления ООО «ЛИК» на основе на основе использования современных информационных систем (внедрение АСУП)
Поскольку ООО «ЛИК» представляет собой торгово-складской комплекс по хранению и переработке металлопродукции, то в качестве мероприятий по повышению эффективности управления на данном предприятии, мы будем рассматривать использование современных информационных систем, т.е внедрение автоматизированной системы управления (далее -АСУП).
Управление складами (WMS - Warehouse Management Systems) - система управления товарно-материальными ценностями в режиме реального времени на складах и хранилищах предприятий с производством как дискретного, так и непрерывного типа предприятий электронной коммерции, предоставляющих логистические и транспортные услуги.
Первые системы управления складской логистикой появились на рынке США в 70-х годах, но наиболее эффективно стали использоваться с 90-х годов, в нашей же стране только в течение последних 10 лет развивается интерес к подобным системам. Поэтому в вопросах классификации, функциональности и внедрения российские компании обращаются к опыту западных специалистов.
Для каждого клиента, перед которым встала задача поиска подходящего решения, выбранная для внедрения система будет оптимальной, если она решает поставленные задачи, выполняет необходимые функции. Представим в виде табл. 3.1, процессы, которые должна обеспечивать WMS-система.
Системы управления складом (WMS) значительно повышают эффективность работы склада в целом и отдельных его подразделений в частности, тем самым с лихвой окупая расходы на ее внедрение.
Таблица 3.1 Функции систем автоматизации складов