Найти в Дзене
Небесные истории

О жизни в параллельной вселенной. Архив воспоминаний. Часть 2.

Оглавление

Привет читателям "Небесных историй"!

Продолжаю публикацию старых жэжэшных записей, укладывающихся в линию с тем, чем я занимаюсь в настоящее время. Напомню, что работаю над первой книгой новой серии, посвящённой оманскому периоду моей гастарбайтерской карьеры. Все публикации по данной теме я аккуратно собираю в подборке на Дзене.

| Архив воспоминаний. Часть 1

Итак, сегодня...

8 ноября 2017 года

Не то чтобы не было о чем писать. Наоборот, полетов много, есть из чего выбрать. Тем не менее, как мой дорогой читатель уже наверняка заметил, количество рассказов о полетах (да и статей вообще) в моем блоге резко снизилось после того, как я стал работать в отдаленном зарубежье.

Почему так произошло?

Я думал над этим и пришел... к аналогии с поэтами, бурная эмоциональная юность которых рождала новые произведения буквально на кончике пера, а иногда и без оного. Я, конечно, не Пушкин и не Есенин, но был и у меня период активного творчества. Был.

Что ж, стихи и песни я не пишу значительно дольше, чем рассказы о полетах в этом блоге. Лень привела к тому, что я завел инстаграм*, где публикуюсь даже чаще, чем следовало бы.

*Осторожно! Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории России! Держитесь от него подальше!!! РКН плохого не посоветует!


Взгляд из 2025 года:
Несмотря на то, что темпы написания рассказов действительно снизились, за без малого восемь лет (с перерывом на пандемию) рассказов о работе и жизни в Омане набралось на несколько книг. Так что все еще впереди!

-2

Видимо, сытая и благополучная жизнь влияет таким образом. Если есть переживания, они требуют выхода, их хочется излить. Когда в 2009-м я открыл этот блог [в ЖЖ], в моей жизни начинался не самый простой период. Хотелось высказаться, и блог показался неплохой для этого площадкой, и в итоге дал мне куда больше хорошего, чем я мог рассчитывать.

| Полёт в Гонконг. Самая первая "небесная история"

Поначалу я публиковал свои статьи "в стол", а позже начал писать и рассказы о полетах (позже я стал называть их "небесными историями" - так появилось название серии книг), имея целью показать реальные проблемы и способы их решения на примерах из полётов. Я надеялся, что рассказы будут интересны и полезны коллегам из "Глобуса" (и не только), которые захаживали на мою страничку.

Да, рассказы в ЖЖ я рассматривал как способ донести свой взгляд на то, что я называю культурой выполнения полетов, но вскоре оказалось, что они привлекают гораздо более широкую аудиторию, в основном состоящую... не из пилотов. Выяснилось, что многим пассажирам чтение рассказов и понимание того, как выполняется авиационная работа, помогли избавиться от аэрофобии - боязни полетов. С 2013 года и по сей день я получил не один десяток признаний в этом.

Что ж, это явно положительный эффект, на который я изначально даже не рассчитывал.

Более того, оказалось, что мой блог набрал определенную популярность в летных учебных заведениях. Я тоже об этом не думал , но когда узнал, что меня читают и курсанты, и те, кто еще только мечтает связать свою жизнь с летной профессией, понял, что это именно то, что нужно! Да и в авиакомпании моя "целевая аудитория", то есть пилоты, с кем я предпочитал и любил работать, состояла из молодежи. Я продолжил вести блог, имея четкое понимание, что его содержание влияет на будущее поколение пилотов.

Я верю, что огромное значение имеет кто и что влил в беспокойные младые умы на самых первых шагах их становления. От того, какой пример начинающие пилоты видят перед глазами в начале своего пути, зависит дальнейшая карьера. Я никогда не забываю молодого себя и ту ломку мировоззрений, которую мне пришлось испытать. Я ведь сам - продукт Системы, против негативного наследия которой и выступаю, и примеры не лучшего поведения не прошли мимо меня. Публикуя статьи о CRM, я имею целью не только рассказать молодым пилотам о том, что есть хорошо, а что такое плохо, но и свое поведение пересмотреть критическим образом и попробовать его изменить. Это помогает и мне самому.

-3

Были у меня интересные встречи и с вполне состоявшимися пилотами, которые благодарили за статьи. В коридорах аэропорта Домодедово это происходило регулярно, я уже не удивлялся, если кто-то меня узнавал. Но был очень удивлен, когда здесь, в офисе "Оман Эйр", меня остановил коллега, родом из Таджикистана, и сказал "спасибо!" Не менее неожиданным было получить письмо от пилота-инструктора Ан-124 авиакомпании "Волга-Днепр", который тоже "болен" идеями CRM.

Разумеется, появилась и обратная сторона подобной известности, чему совсем удивлен не был. Годы упорной ходьбы против течения научили многому, в том числе и спокойно относится к слухам и разговорам за спиной, делать выводы, и даже прислушиваться - иногда критика была полезной.

На авиационных форумах не раз появлялись желающие связать мой быстрый карьерный рост с тем, что мой отец тоже работал пилотом (не в Москве, да и на пенсии он с 2008 г. - еще до того, как меня назначили на первую офисную должность замкомандира эскадрильи), но никак не с наличием некоторого количества серого вещества и личного упрямства. Эти опусы заставляют улыбаться - должности меня никогда не манили, что, как мне кажется, я вполне убедительно доказал, когда ушел с высокой должности с весьма достойной зарплатой в рядовые капитаны в августе 2016 года.

А еще через полгода началась новая жизнь. Собрав чемодан, я пересек несколько государственных границ и очутился в чудном солнечном уголке планеты под названием Оман.

| Рассказ "Весь мир передо мной!"

О своих накопившихся впечатлениях о жизни в Омане я и расскажу в этой записи. По мере рассказа предлагаю вам полюбоваться на пейзажи Арабии и Пакистана, которые и сподвигли меня назвать эту статью подобным образом. Замечу, что с уровня земли все выглядит значительно веселее, но уж больно виды из окна пилотской кабины отличаются от всего того, к чему я привык за столько лет летной работы.

Самая настоящая параллельная жизнь!

-4

Катализатором появления этой статьи стал часовой разговор с коллегой, которого я без стеснения отношу к своим воспитанникам. Он имеет надежды когда-нибудь тоже испытать на себе прелести гастарбайтерства, поэтому задал множество вопросов, касаемо моего сегодняшнего состояния, и в особенности того, как моя семья пережила переезд.

С этого и начну.

Семья

Признаюсь честно: семья, их комфорт и будущее было единственным, что меня действительно беспокоило (и продолжает волновать), когда я принимал непростое решение круто изменить жизнь. Все остальное - мелочи, уже поглощенные количеством плюсов.

Я прилетел в Оман 25 февраля 2017 г. Март и апрель прошли в учебе (и об этом стоило бы написать отдельно*) - каждая уважающая себя авиакомпания обучает вновь прибывших пилотов, даже опытных, прежде чем допустить их к самостоятельной работе. В конце апреля у меня появились 5 дней, и получилось организовать встречу с женой и младшим сыном в Дубае.

*Взгляд из 2025 года. Вот я наконец и сподобился об этом написать. И восьми лет не прошло!

| Учеба. Первые впечатления

Наверное, следует сделать ремарку - к тому времени я обзавелся автомобилем, новеньким Ford Explorer (тут я не оригинален, это мой третий "бегемот"), на котором и совершил поездку из Маската в Дубай. 450 километров, 5 часов в дороге. Волновался - ведь подобную поездку я совершал впервые, но никаких значимых проблем не испытал. Случился курьез на границе с ОАЭ - с первого раза не разобрался, куда идти, чтобы пройти паспортный контроль. Но пограничники мне помогли и пожелали отлично провести время.

Побывав в величественном Дубае, даже несмотря на то что жили мы в апартаментах пафосного Бурдж Халифа, я понял, что вряд ли хотел бы здесь жить постоянно. В первую очередь мне не понравилось движение на дорогах, во вторую - очень много людей вокруг. Я и в Москве-то неуютно себя чувствовал. Суета, шум, толпа. Мегаполисы - явно не мое. Приехать, провести три-четыре дня, и обратно - этого вполне достаточно.

"Мне моя деревня больше по душе", - говорил я супруге, имея в виду Маскат*.

*Взгляд из 2025 года. Проживая в Дубае, свое мнение насчет Маската я не изменил. Но получилось забавно, признаю.


В следующий раз семью я увидел в июне. Совершенно неожиданно, всего после месяца полетов мне предложили взять первую половину отпуска (23 дня), и я, конечно же, согласился.

Мы с женой держали мой приезд в секрете от детей и от моих родителей, которые через Москву возвращались с Кипра и остановились у нас в Домодедово. Представьте себе их удивление, когда я вдруг утром заявился домой. Да, кроме того, это был мой день рожденья - 3 июня.

Родители улетели в Барнаул с внуками, а мы с супругой на нашем российском Бегемоте за четыре дня совершили автопробег Москва-Самара-Челябинск-Омск-Барнаул.

-5

В конце июня я вернулся в Маскат. Супруга составила мне компанию на несколько дней, в течение которых я успел показать её виллу и немного Омана. После ее отъезда моя холостяцкая жизнь продолжалась еще больше месяца, пока 8 августа семья наконец-то не воссоединилась.

8 августа 2017 г.
8 августа 2017 г.

Сегодня 8 ноября, а значит, прошло уже три месяца и можно делать какие-то выводы.

Начну с главного: здесь можно жить. Дети пошли в международную школу, жена и младший сын успели побывать у врачей - оказалось, что и здесь есть поликлиники.

Врачи и больницы

Какие впечатления? Да всё те же, как и в целом от страны: к тебе относятся очень доброжелательно и приветливо. Зная английский язык, договориться можно со всеми. Проблема лишь в том, что мне, единственному в семье, на достаточном уровне языком владеющему, приходится присутствовать на всех этих посещениях.

Оборудование клиник не вызывает никаких нареканий... разве что зависть. Например, я лечился в не самой пафосной местной стоматологии, мне сделали снимок и тут же смоделировали на станке 3D насадку на сломавшийся зуб и поставили. Когда я попал в июне в Домодедово и зашел в "Домодент" (известная в городе стоматология), чтобы закончить эпопею с имплантом на другом зубе, в разговоре с доктором узнал, что о подобных станках он слышал, но работать не доводилось.

Ну и антураж: ты приходишь в больницу, а больницей и не пахнет! Кофе, финики, вода. Газеты, журналы. Детская игровая зона. Больше на отель похоже, чем на госпиталь.

В общем, страх непонимания, что делать, если придется обращаться к врачу, был успешно развеян.

Да, стоит сказать: цены в клиниках (и не только) повыше, чем в Москве. Но авиакомпания предоставляет (бесплатно!) отличную медицинскую страховку на всю семью, поэтому проблемой это не является.

-7

Школа

Я переживал о том, как дети адаптируются в международной школе. Результат приятно удивил! Я совсем не ожидал, что старший сын так быстро социализируется и, более того, признается, что школа ему нравится.

У него совсем базовые знания английского языка, но тем не менее он не комплексует по этому поводу, а учителя идут навстречу и всячески помогают совершенствовать знания. У сына первые впечатления от учителей были такими:

- Никто не орет, здесь нет таких, как [учитель ОБЖ в домодедовской школе].

И вправду, здесь делают упор на позитиве. Мне непривычно слышать постоянные хвалебные отзывы об успехах моих детей, так как, понятное дело, проблем достаточно. Но такой вот местный подход - поднимать твою самооценку, радоваться малейшим успехам. Мотивировать, а не порицать.

Глядя на Артема, я вижу, что это работает.

Андрюше посложнее, но он тоже потихоньку адаптируется. Уже не стесняется здороваться и прощаться на английском, а когда я прихожу забирать его, то не сразу вхожу в класс, а подглядываю через окно и вижу, что он вполне себе участвует в коллективных играх, не сидит в сторонке. Учитель, как вы уже понимаете, его хвалит.

В общем, обучение в иностранной школе пока проходит не так страшно, как могло показаться изначально.

-8

В конце октября к нам приехали погостить мои родители и тоже остались довольны Оманом, его жарким солнцем и теплым морем с белым песком и пальмовыми оазисами.

Пока они гостили, Ольга на три дня слетала в Москву и по возвращении рассказала о погодном контрасте, и о том, что начинает понимать свою новую оманскую знакомую, которая живет здесь несколько лет и не хочет никуда переезжать.

-9

Море. Солнце. Пальмы. Горы

С января 2005 года я жил в Москве или рядом с ней. Сначала снимал квартиру неподалеку от станции метро Красногвардейская, а в 2007-м переехал в Домодедово. Тем не менее к Москве и Подмосковью не прикипел, хотя, стоит признать, что жизнь в Домодедово год от года становится лучше и лучше, а близость города как к Москве, так и к аэропорту, делает городок весьма удобным для пилотов.

Климат - вот что портило настроение все эти 12 лет!

Я родился и вырос в Сибири, привык к резко континентальному климату, к четырем ярко выраженным сезонам. Зимой - честный холод и белые сугробы, весной все цветет, летом - жарко и относительно сухо, осенью дожди сменяют чудную погоду.

Последние же 12 лет запомнились мне постоянной сменой одного погодного катаклизма другим. То дожди в декабре, то иссушающая жара летом, то непрекращающиеся осадки с сентября по декабрь. Ливень в январе. Бураны и снегопады в апреле. И так каждый год. А московские грозы давно стали притчей во языцех у пилотов.

Не то чтобы в родном Барнауле ураганы и грозы не бывают. Бывают, да еще какие, но работать-то приходилось в Москве, а летать в условиях, когда все закрыто грозами со шквалистыми ветрами, а в небе помимо тебя еще добрая пара десятков страждущих - поверьте, то еще "счастье" для пилота.

Да и помимо гроз достаточно погодных явлений, которые делают нашу работу совсем нескучной. В том же Домодедово редкий заход обходится без болтанки, а иногда колбасит совсем уж неприлично, особенно в переходные периоды. Вдовесок ко всему, зима может прийти совершенно для наземных служб неожиданно, сбивая расписание и выматывая нервы - твои, экипажа и пассажиров.

Низкая видимость, метели - это то, что разнообразит нашу работу в России в осенне-зимне-весенний период. А летом, как я уже написал, нервы треплют грозы.

| Рассказ "Пятница, 13"

Но самое паршивое - слякоть. Есть ли вообще на свете хоть один человек, который любит морось и слякоть? В Москве и пригородах слякоть окружает тебя не только осенью и весной, но и всю зиму, благодаря работе дорожных служб. Слякоть - полгода! А то и дольше.

Пожалуйста, не стоит обвинять меня в очернении столицы. Я поделился своими впечатлениями, если у вас иные - напишите в комментариях.

-10

Теперь представьте, что изо дня в день вас встречает солнце. Вы просыпаетесь и видите синее небо. Прилетаете из облачной (и зеленой) Индии и снова видите синее небо (и лысые песчаные горы). Вы планируете с друзьями поездку на природу и уверены, что через неделю будет синее небо. Ваши дети просятся на пляж - вы просто собираетесь и едете, так как даже не глядя в окно знаете, что в синем небе сияет солнце, а море теплое.

А, ну да - здесь же еще и море рядом (помните анекдот?).

Чирикают птички, цветут и пахнут цветы. Выходишь на солнце, в тепло - из дома, машины, самолета, и так и хочется кричать: "А-а-а!" Как же здорово!

Вот примерно так можно описать мой опыт жизни в Омане.

Местные шутят: "У нас два периода в году: лето жаркое и лето теплое". Да, так и есть, сейчас ноябрь и начинается теплое лето, но и жаркое, к моему удивлению, не вызвало каких-то ужасов.

Пик температур в Маскате пришелся на май-июнь, доходило до +45.. +48 градусов днем, но уже в конце июня стало холодать, если так можно выразиться, причем в Маскате все время было прохладнее, чем в Дубае. В августе температура днем держалась стабильно ниже +40, а по вечерам у моря было совсем комфортно, что мы испытали на себе, проведя две ночи в чудесном Bar Al Jissah Resort. Через месяц повторили, и еще через месяц подарили ночь в этом кусочке рая родителям.

-11

Да, были и здесь несколько дней плохой погоды, когда задувал сильный ветер, а в горах шли мощные грозы. Но что такое несколько дней на фоне месяцев безмятежности?

Когда я только-только начинал, старожилы обещали нескучную жизнь во время летних индийских муссонов. Мол, грозы и все такое. Что ж, я пролетал этот период... Ну да, были грозы на маршруте. Несколько раз. Пару интересных заходов выполнил, которые можно назвать "нескучными"...

И все.

Мой коллега говорит, что в прошлом году летом было еще более скучно. Не Москва ни разу. И не Сибирь.

-12

В этих широтах очень узкие циклоны. Скорость ветра в них детская по сравнению с теми, что случаются в северных широтах. В полете над Индийским Океаном мы обычно не встречаем ветер со скоростью большей, чем 40-60 км/ч. Увидеть 100 - редкость.

Взгляд из 2025 года

Я писал о ветре, ещё не имея опыта полетов в этом регионе в зимний период. Зимой ветер на эшелонах очень даже приличный, иногда достигает 400 км/ч.


В северных широтах царствуют мощный струйные течения, в которых не привыкать видеть 200...300 км/ч и даже выше! А фронтальные грозы могут встать стеной, в которой ближайшая дырка, сквозь которую ты рискнешь протиснуть самолет, может находиться в 200 км в стороне!

Да, здесь тоже иногда дует. В Медине, Эр-Рияде, Кувейте может неплохо задувать по рассказам старожилов. То есть непогода вполне может случиться, поэтому... меня волнует то, что летая в условиях "песочницы", как пилоты называют аравийский регион (и потому что с песком, и потому что именно песочница - место для игр детей ясельного возраста), и не встретив по сей день настоящих ЖПУ (жутких погодных условий) при взлетах и заходах на посадку, я всерьёз переживаю, как бы не утратить свои навыки. Как, из раза в раз летая в "ясельных" условиях, оказаться готовым к внезапным сложным посадкам?

| Рассказ "Декабрь. Полеты в ЖПУ. Погодный авиатриллер"

Рассказ плавно подошел к моим впечатлением от полетов и работе в иностранной авиакомпании, но об этом я расскажу во второй части.

Продолжение следует

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!

Серии книг "Небесные истории" и "Пилот гражданской авиации":
Издательство "Эксмо" ("Небесные истории" 1-3)
Издательство "Ридеро" ("Небесные истории" 4-6, все книги "Пилот ГА")
Книги на Литрес (книги в электронном виде)