Культовый рифф Smoke on the Water знаком на слух большинству людей, даже не имеющим отношение к хард-року, и трудно переоценить тот уровень воздействия, которое он уже много лет оказывает на начинающих гитаристов. Но он запросто мог не попасть в альбом Machihe Head, во время его записи у группы возник конфликт с местной полицией
Всякий раз, когда речь заходит о величайших гитарных риффах всех времён, в первую очередь в голову приходит вступление Smoke on the Water. Такова уж история классики DEEP PURPLE, что скромный мотив из четырёх дабл-стопов стал культовым.
И несмотря на всю его популярность, мы, возможно, остались бы без этого хитового риффа, сложись всё хоть немного иначе, когда в начале 70-х английская рок-группа записывала свой шестой студийный альбом Machine Head.
Барабанщик Иэн Пейс, гитарист Ричи Блэкмор и бас-гитарист Роджер Гловер рассказали в интервью о том, как появился на свет ставший классическим трек, легендарный рифф, и о тех странных событиях, сложное переплетение которых в конце концов привело к тому, что песня оказалась на альбоме.
Smoke on the Water записывали в зале Гранд-отеля в Монтрё. Обстоятельства записи Machine Head и Smoke on the Water хорошо задокументированы. Группа планировала записывать альбом в казино Монтрё, задействовав мобильную студию, взятую напрокат у группы ROLLING STONES, но им пришлось менять планы после того, как один из зрителей выстрелил в потолок из ракетницы во время концерта Фрэнка Заппы.
«Человек, который управлял казино и, по сути, присматривал за нами, подошёл к нам», - рассказывает басист PURPLE Роджер Гловер. «Отложив все свои проблемы, он начал заниматься нами. Наше оборудование было там. Мы были там. Нам негде было записываться. Так что он организовал для нас переезд в небольшой театр неподалеку от старого казино, точнее бывшего казино, я бы так сказал».
DP перебрались в Гранд-отель, чтобы приступить к записи Machine Head. Они играли там до четырёх утра, хотя по местным правилам после 22-х было запрещено шуметь. Местные жители были крайне недовольны происходящим и вызвали полицию.
Гловер: «Мы начали немного джемовать, и Ричи стал играть этот рифф. Не знаю, был ли он у него заготовлен заранее или он придумывал его на ходу, но это был среднетемповый, монотонный рифф, который довольно-таки быстро сложился в окончательный вариант. «Так, теперь куплет, и ещё нам нужен припев. Как насчёт этого? Как насчёт этого? Давайте поиграем соло». К тому времени, как мы начали записываться, было уже около полуночи».
Пейс вспоминает: «Первым треком, который мы начали записывать, была Smoke on the Water - ещё до того, как появилось её название, она же стала и последней, когда мы заканчивали. Звукоизоляции не было, и мы записывались ночью. Был жуткий шум!»
Гловер: «Мы записывали первый дубль этой песни, хотя это ещё была не песня. Это был просто джем с какой-то грубой аранжировкой. И мы пока ещё не знали, что полиция придет, чтобы остановить нас, мы не давали спать всему городу. Монтрё тогда был очень сонным городом, населённым в основном пожилыми дамами, знаете, из тех, которые пьют чай после полудня».
Звук эхом «разносился по горам», так что вскоре к группе нагрянули недовольные гости.
Блэкмор продолжил: «Мы писали Smoke on the Water, рифф для которой я придумал спонтанно, просто во время джема с Иэном Пейсом, а Роджер Гловер присоединился к нам. Мы вышли к мобильной студии послушать, что получилось на одном из дублей, а затем раздался стук в дверь».
«Стучала местная полиция, они хотели нас остановить, было уж очень шумно. Мы сразу поняли, что они приехали, чтобы всё прекратить, поэтому сказали Мартину Бёрчу, нашему звукорежиссёру: «Эй, посмотри, есть ли у нас хороший дубль». А эти стояли снаружи, стуча в дверь и позвякивая оружием… довольно враждебно».
По словам Бёрча, они поняли, что их сессия вот-вот прервётся, так что заперли все двери, и начали снова в спешке записывать рифф для Smoke on the Water, понимая, что рано или поздно их прервут: «Было уже около двух часов ночи, соседи нажаловались. Так что мы заперли все двери. Это выглядело примерно так: «Да-да-да! Бах, бах, бах!», «Полицейские, полицейские!», «Отвалите!», «Да-да-да». Нам нужно было записать хоть что-то стоящее, прежде чем вломится полиция и вышвырнет нас оттуда».
Думаете, полиция была единственным препятствием на пути песни к винилу? Ничего подобного. Как рассказывает Иэн Гиллан, «эта песня не рассматривалась, как трек для альбома».
«Ещё на первом саундчеке мы устроили джем. Мы вообще никак не работали над аранжировкой – это был просто джем. И Smoke on the Water попала в альбом, как заполнение, потому что нам немного не хватало для полноценного альбома. Оптимальным временем для винила тогда были примерно 38 минут – по 19 минут на сторону, и нам не хватало примерно семи минут за один день до окончания. Так что мы откопали джем и добавили к нему вокал».
«Этот Гранд-отель», - объясняет Гловер - «был закрыт на зиму. Очень холодное место, я имею в виду, в помещении был жуткий холод, ведь дело было в ноябре или декабре. Мы договорились с плотником, и он возвёл ещё пару стен. Окна мы заткнули матрасами, а также принесли пару обогревателей, чтобы как-то согреть помещение перед тем, как играть там. Фактически ведь мы записывались там».
«Мы записали Highway Star, Lazy, Pictures Of Home и другие. Мы закончили, но нам не хватало ещё одной песни. «А как насчёт того джема?» «Да, ладно. Что мы будем с ним делать?»
«А давайте напишем песню о нашем приключении? О том, как мы приехали сюда, чтобы сделать запись, о том, как всё сгорело, и в итоге мы перебрались в коридор отеля. Напишем автобиографическую песню».
«Мы с Иэном Гилланом сели и послушали то, что было уже записано. И решили: «Хорошо, пишем текст». И написали его, всё получилось очень непринуждённо, вот как я сейчас разговариваю с вами».
«Название пришло мне в голову через день-два после пожара», – вспоминает Гловер. «Я произнес его ещё в полусне, когда просыпался, и понял, что только что сказал что-то вслух, это было в гостиничном номере, но я сказал это в воздух. Потому что там никого не было. Только я. Я подумал: «Так, я сейчас что-то сказал вслух? Что это было? Дым над водой».
Песня вошла в альбом Machihe Head 1972 года, и стала его последним синглом почти через год после того, как он вышел. Она поднялась до 4-го места в чарте Billboard Hot 100, став источником вдохновения для многих начинающих гитаристов всех последующих поколений.
Стоит заметить, что такой успех песни застал группу врасплох.
Как вспоминал Роджер Гловер: «Что касается Machine Head, никто из нас не мог предсказать успех Smoke on the Water. Мы и представить себе не могли, что эта песня вдруг станет культовой. Никогда не угадаешь таких вещей, всё зависит от людей».
«Мы даже ни на секунду не думали, что у неё будет такое будущее», – продолжает Гловер. «Мы не придали ей особого значения. Среднетемповая, немного скучноватая. Так что мы вложили все силы в другую песню с этого альбома - Never Before. Мы подумали, что она подойдет для сингла. А Smoke On The Water выбирали не мы».
«Сначала несколько диджеев, а потом и публика превратили её в то, чем она стала. И теперь достаточно просто услышать несколько нот из неё, и всё уже очевидно. Рифф такой простой, и в то же время очень непохожий на всё остальное».
Происхождение риффа до сих пор остаётся загадкой, хотя в 2007 году Блэкмор утверждал, что придумал рифф для Smoke on the Water, послушав вступление Пятой симфонии Бетховена и попытавшись сыграть нечто похожее. но в обратном направлении.
«Я подумал, что сыграю её задом наперёд и наложу на неё ещё что-нибудь. Вот так я придумал рифф. Это своего рода инверсия. Переверните обратно и играйте туда-сюда, и получится пятая симфония Бетховена. Так что я ему очень обязан».
Тем не менее иронический тон Блэкмора во время ответа на бесконечно задаваемый ему вопрос, и его общеизвестная склонность к шуткам означают, что, возможно, этот рифф был просто классическим примером того, как «талантливый гитарист играет на гитаре и случайно находит что-то замечательное и неординарное». Такая версия выглядит гораздо более правдоподобно.
Но какая-то связь, возможно, была. Блэкмор играет рифф «квартами», и это соответствует средневековому стилю, которым он интересовался несколько лет до этого.
Роджер Гловер: «Да, я знаю, сам Ричи говорил, что она чем-то похожа на Бетховена, на его пятую симфонию».
«То, что Бетховен сумел подать всего несколькими нотами, этот рифф также делает всего несколькими нотами. В нём есть намёк на восточный мистицизм, это движение на полутон. Он мгновенно узнаваем, но ни на что не похож».
История создания песни отчасти перекликается с историей All Right Now группы FREE и других произведений, ставших классикой, но написанных наспех.
Гловер: «Оглядываясь назад, можно отметить, что смысл текста Smoke On The Water довольно-таки уморительный. Это как написать песню о любой обыденной повседневной деятельности: «Я пошёл в магазин за продуктами. Чтобы купить сыр».
Мы все приехали в Монтрё,
На берег Женевского Озера,
Чтобы записать в мобильной студии пластинку.
У нас было мало времени