Гитара была отбойным молотком, с помощью которого можно было преодолеть любые культурные и музыкальные барьеры, и проложить дорогу величайшему жанру музыки, который когда-либо знал мир. Рок-н-ролл зародился ещё до 1960-х, но именно в это десятилетие он окончательно обрёл почву под ногами и закрепился в мейнстриме. Гитара сыграла в этом огромную роль, а за ней стояли такие музыканты, как Эрик Клэптон, Джими Хендрикс и Джимми Пейдж
Захватывающее время для творчеств в рок-музыке, ведь жанр только ещё формировался. Огромный простор для исследования новых идей, музыканты экспериментировали с различными эффектами, звучанием и стилями. Гитаристы искали, как лучше всего подать себя, и то, что они играли, постоянно находилось на грани прорыва в область чего-то доселе невиданного.
Оглянемся на это десятилетие, и признаем его одним из самых влиятельных в музыке за всю историю. То, что смогли совершить гитаристы той эпохи - настоящее чудо, которое привело к созданию музыки, какой мы её теперь знаем. Каждый внёс свой вклад, и существует немало гитарных соло, которые, выделяясь среди остальных, наглядно демонстрируют, чего можно добиться, имея под руками шесть струн и усилитель.
Лучшие гитарные соло 1960-х:
LED ZEPPELIN – Whole Lotta Love
Несмотря на то, что большинство работ LZ вышли уже в 70-х, можно было бы легко заполнить этот список только песнями этой группы. Джимми Пейдж никогда не был обделен талантом в плане хороших гитарных соло, и возможно, каждое из них заслуживает места в этом перечне, но так было бы не очень интересно читать. Поэтому сократим количество соло талантливейшего Джимми до одного, а лучшей в этом плане была конечно же песня Whole Lotta Love.
Здесь есть что-то такое, что просто выделяет песню среди других. Конечно, это гитарное соло, но ещё и то, как оно нам преподносится. Группа демонстрирует своё мастерство звукорежиссуры в этой песне, которая звучит так, как будто мы проезжаем через аэродинамическую трубу, чтобы добраться наконец до потрясающего гитарного соло. И когда мы уже у цели, и слушаем эти высокоскоростные пробежки Пейджа, то да, это действительно задевает за живое.
Джими Хендрикс - Little Wing
Ещё один Джими, которого можно было бы включить в список не один раз, достаточно вспомнить такие захватывающие гитарные композиции, как Voodoo Child и All Along The Watchtower, но его лучшая гитарная работа - всё-таки Little Wing с её эйфоричностью, и в не меньшей степени успокаивающей атмосферой.
В песне два соло. Первое открывает трек, представляя великолепную комбинацию переборов, хаммеров, пуллов и слайдов, связанную с последовательностью аккордов, в дальнейшем повторяющейся на протяжении всего трека. Второе соло звучит в финале, после очень лирично пропетой Хендриксом вокальной части, и мы погружаемся в потрясающе мелодичную, яркую, насыщенную дисторшном гитарную музыку.
CREAM - Sunshine of Your Love
Музыкант и продюсер Стивен Ван Зандт, наиболее известный участием в группе Брюса Спрингстина, однажды назвал Эрика Клэптона величайшим гитаристом всех времён. «Клэптон впитал в себя всё это», - объясняет он, имея в виду пионеров игры на гитаре. «Он представил суть чёрного электрического блюза, всю мощь и «словарный запас» Бадди Гая, Хьюберта Самлина и трёх Королей - Би Би, Альберта и Фредди, и получил звучание, которое определило основы рок-н-ролльного гитарного соло».
Стиль Эрика Клэптона в игре на гитаре - один из самых разносторонних на планете, что легко можно услышать в Sunshine of Your Love. Культовый гитарный рифф в сочетании с несколько абстрактным текстом и очень разноплановым гитарным соло отлично воспринимается даже спустя шесть десятилетий после выхода оригинальной версии песни.
THE BEATLES - While My Guitar Gently Weeps
Ещё одна работа Эрика Клэптона. While My Guitar Gently Weeps - очень известная композиция Джорджа Харрисона, но он попросил Эрика Клэптона сыграть соло в этой песне. На то было две причины: во-первых, у него самого соло не складывалось, и он посчитал, что Клэптон лучше справится с ситуацией, а во-вторых, его коллеги по группе не восприняли трек всерьёз, и он решил, что привлечение ещё одного музыканта поможет и в этом вопросе.
Соло в этой песне просто великолепны. Текст о «нежно плачущей гитаре» сам по себе уже не допускает тривиального соло, и Клэптон справил всё на высшем уровне. Его соло не просто звучит великолепно, но и показывает, насколько хорош Клэптон в вопросах сотрудничества. Он идеально вписался в одну из самых лучших групп в мире и записал соло, которое считается одним из лучших у BEATLES.
THE BEATLES – Taxman
А теперь - о песне THE BEATLES, гитарное соло в которой сыграл уже один из участников группы. Пол Маккартни исполнил потрясающее гитарное соло в Taxman, вдохновившись Хендриксом, но при этом продемонстрировав уникальное очень точное понимание ритмики и мелодии, присущее THE BEATLES.
«У меня появилась идея, и Джордж разрешил мне сыграть соло», - вспоминал Маккартни, когда его спросили об этой песне. «Это было в самом начале карьеры Джими Хендрикса, и я решил уговорить Джорджа сделать что-то подобное, с использованием фидбека и такое же сумасшедшее».
DEEP PURPLE – Kentucky Woman
Если кто-то скажет «Ричи Блэкмор» и «гитара», скорее всего первое, что приходит на ум - это песня Smoke On The Water. Вполне логично, ведь в ней один из крутейших гитарных риффов, да и песня сама по себе давно уже стала легендарной. Но если говорить об убойных гитарных соло Блэкмора 60-х, то лучше всего подойдет Kentucky Woman.
Блэкмор всегда был музыкантом, готовым экспериментировать с различными стилями, что прекрасно слышно и в этой композиции. Его игра разнообразна, спонтанна и невероятно захватывающа. Из всех новаторских соло Блэкмора это по праву можно считать одним из лучших.
THE JEFF BECK GROUP - Beck’s Bolero
Если говорить о формировании понятия «классический рок-гитарист», то THE YARDBIRDS тут окажутся среди групп на одном из первых мест в мире. Трое из её участников - это Эрик Клэптон, Джимми Пейдж и, конечно же, Джефф Бек.
Бек проделал немалую работу в THE YARDBIRDS, в том числе показав, насколько значительно более энергетичными и смотрибельными могут быть гитаристы, но его лучшие работы появились позже, когда он выступал как сольный исполнитель.
В 1967 году он выпустил трек Beck’s Bolero, который родился на джем-сейшене с участием Джона Пол Джонса, Кита Муна и Ники Хопкинса. Невероятно сильный состав, и в результате исключительно сильная композиция.
Все четверо играют от души, но главная изюминка темы - выдающаяся гитарная игра Джеффа Бека.
THE KINKS - You Really Got Me
Аккорд ля-мажор в основной части этой песни, возможно, самый значимый аккорд ля-мажор в истории рока. Всё дело в том, как он сыгран. Композиция очень крепкая, сотрясающая стены комнаты, где она исполняется. Демонстрация того, что простота в роке очень даже может работать, достаточно исполнить её от всего сердца.
Основной рифф довольно-таки прямолинеен, но это никак не помешало THE KINKS выложиться по полной в гитарном соло. После мучительного выкрика «Oh no no» Рэя Дэвиса начинается быстрое, немного хаотичное соло, ставшее предметом долговременного фейка о том, что его сыграл не соло-гитарист KINKS Дэйв Дэвис, а Джимми Пейдж, тогдашний сессионный музыкант, который позже играл в THE YARDBIRDS и LED ZEPPELIN. Пейдж всегда отрицал, что играл гитарное соло в песне, и в конце концов его настолько достали вопросы, связанные с этим, что он раздраженно заявил в интервью: «Я не играл в You Really Got Me, и именно это Рэя Дэвиса и бесит».
Позже историк рока писатель Даг Хинман утверждал, что этот слух родился и поддерживался в британской ритм-н-блюзовой тусовке, многие участники которой были несколько смущены тем, что начинающая группа подростков смогла реализовать( казалось бы, из ничего) столь мощную, а в дальнейшем и очень влиятельную блюз-роковую запись.
В конце концов Шел Талми, продюсер трека, положил конец спорам, объвив: «Вопреки распространённому мнению, Джимми не играл на You Really Got Me». В интервью 2014 года Пейдж вновь подтвердил, что не играл на записи этой песни, сказав: «О, Боже! Да не играл я на этой You Really Got Me, но я играл на некоторых записях KINKS. Вот и всё, что я хочу сказать по этому поводу. Но каждый раз, когда я даю интервью, меня в очередной раз спрашивают о песне You Really Got Me. И может быть, кто-нибудь впишет, наконец, правду в Википедию, чтобы люди не продолжали меня об этом спрашивать». Барабанщик группы Мик Эвори в интервью 2023 года также подтвердил, что гитарное соло сыграл Дэйв Дэвис, а не Джимми Пейдж.
И одной из причин этого мифа стало то, что это соло и по сей день звучит очень мощно и цепляюще. You Really Got Me, безусловно, кардинально изменила мир рок-музыки.
THE KINGSMEN - Louie Louie
Песня Louie Louie была написана ещё в 1955 году музыкантом по имени Ричард Берри. Он сам записал и выпустил её первую версию, которая была достаточно успешной, но по-настоящему известной ей удалось стать только после того, как в 1963 году группа THE KINGSMEN выпустила свой вариант.
Причины, по которым песня стала популярной? Ну, во-первых, текст. Очень простой набор фраз, который не поддается расшифровке, но его приятно слушать.
А во-вторых? Захватывающее гитарное соло. Всё очень просто, но песня, как и соло, стала выдающейся для своего времени и заслуживает признания за то, что повлияла
на многих последователей.
KING CRIMSON - 21st Century Schizoid Man
Наверное
сложно выделить в этой песне, что тут именно называется соло. В ней мало слов, большая часть трека - инструментальная. Музыка, которую мы слушаем на протяжении всего трека, поистине революционная и креативная, выделить тут соло практически невозможно, гитара играет свою неповторяющуюся партию на протяжении большей части композиции, и хочется её определить, как одну из лучших из когда-либо написанных, не только в 60-х.
Слушаем 21st Century Schizoid Man в 2025 году, и она и сейчас звучит, опережая время, не говоря уже об эпохе её первого релиза в 60-х. Из всех треков в этом списке творение KING CRIMSON, безусловно, одно из самых экспериментальных и захватывающих.