Мало кому из музыкантов удавалось создать настоящий шедевр с первой попытки. Запись и выпуск чего-то реально особенного требует немало времени, усилий и опыта, молодые рок-н-ролльные коллективы редко обладают этими тремя качествами в самом начале своего музыкального пути
Вот и легендарные DЕЕР PURPLE в 1960-х не добились большого успеха с первой попытки, и их не менее легендарный гитарист Ричи Блэкмор неоднократно это подтверждал.
Они собирали первый свой состав в эпоху хиппи, в 1967 году, и Ричи Блэкмор стал последней составляющей их пазла, подняв начинающую группу на следующую ступеньку в мастерстве и целеустремлённости. Ещё до прихода в DP гитарист сделал себе имя, как сессионный музыкант, как кстати и его будущий коллега по хард-року Джимми Пейдж. Работа привела Блэкмора в Гамбург, и он вернулся в Англию только ради прослушивания на должность гитариста DЕЕР PURPLE.
Внимание: он получил её.
Участие Блэкмора в первых составах DЕЕР PURPLE сыграло важнейшую роль в формировании звучания как хард-рока, так и раннего метала, но его подход как исполнителя всегда был гораздо шире. Многие из тех, кто вовсе не был погружен по уши в мир тяжёлой музыки, были просто очарованы его невероятными гитарными риффами, которые он в изобилии выдавал на гора в конце 60-х - начале 70-х. Однако Блэкмору и группе потребовалось немало времени, чтобы найти своё культовое звучание, и их первые записи сейчас нравятся далеко не всем их фанатам.
1968-й, разгар эпохи контркультуры и движения хиппи, DЕЕР PURPLE выпускают свой дебютный альбом Shades of Deep Purple.
В отличие от их более поздних, всеми любимых записей, дебютный альбом был гораздо ближе к психоделическому року, местами даже с намеками на прогрессив. Три дня в студии, и ... катастрофический провал, в Британии пластинка продавалась из рук вон плохо. И это несмотря на такие блестящие треки, как Hush (в США он вошёл в Топ 5 синглов).
Несмотря на этот хит, Блэкмор не считал, что PURPLE раскрыли весь свой потенциал. Как он вспоминал в интервью 2017 года: «Я не слишком горжусь первыми тремя альбомами, которые мы сделали с DЕЕР PURPLE. Мне кажется, мы в них бродили совершенно по разным направлениям. У нас не было конкретной ниши, и мы реально не знали, куда движемся».
«В записи участвовали очень хорошие музыканты, и играли они хорошо», - уточнил гитарист, не бросая тень на талант своих коллег по группе в том первом составе. «Но по сути мы ничего особенного не придумали. А вот In Rock был очень хорош, и мне он очень нравится».
In Rock, без сомнений, стал большим прорывом для группы, альбом по праву считается одним из лучших хард-роковых альбомов всех времён. Он также стал первым альбомом, спродюсированным самими музыкантами DЕЕР PURPLE, в составе которых Иэн Гиллан и Роджер Гловер заменили Рода Эванса и Ника Симпера соответственно.
Тем не менее Блэкмор подчёркивает, что время Mark II также не всегда было гармоничным. «Следующий альбом, Fireball, мне просто не нравится», - добавил он. А Who Do We Think We Are? был для меня, пожалуй, одним из худших альбомов, в записи которых я участвовал, у меня тогда реально не было никаких идей, мы все очень много работали, постоянно гастролировали, а если не гастролировали, то все по очереди болели».
Тем не менее в дискографии DЕЕР PURPLE плюсы, безусловно, многократно перевешивают минусы, за время своего существования они стали новаторами в подходе к рок-музыке, вдохновив на творчество многих и многих мастеров хард-рока следующих поколений.
И лучшим был Mark II, который, по мнению многих, стал настоящим воплощением хард-рока. Вокалист Иэн Гиллан, гитарист Ричи Блэкмор, басист Роджер Гловер, клавишник Джон Лорд и барабанщик Иэн Пейс записали и выпустили лучшие альбомы в каталоге этой британской группы, In Rock и Machine Head, включая такие песни, как Smoke on the Water и Highway Star. Но в то же время это был и самый загруженный состав в истории PURPLE.
С 1970 по 1973 год этот квинтет записал и выпустил четыре студийных альбома, двойной концертный альбом Made in Japan, синглы, не вошедшие в альбомы, Black Night и Strange King of Woman, всё это время они неустанно гастролировали по Европе, Северной Америке и Азии. К осени 1972 года они были совершенно измотаны, но их плотный гастрольный график сделал своё дело, они стали очень популярны. Менеджеры группы, Тони Эдвардс и Джон Колетта, всеми силами старались поддержать эту популярность.
Вновь заручившись помощью ROLLING STONES, группа арендовала у них передвижную студию, ту самую, на которой записали Machine Head в Швейцарии.
DЕЕР PURPLE начали в июле в Риме работу над новым альбомом, используя перерывы между турами. Во время этих сессий родилась песня Woman From Tokyo, вдохновлённая настроением от предстоящего в августе первого тура группы по Японии. В остальном же всё было довольно-таки печально. С точки зрения творчества группа была уже на пределе.
«Мы только что вернулись после восемнадцати месяцев гастролей, время от времени каждый из нас чем-то болел», – вспоминал Гиллан десять лет спустя. «Оглядываясь назад, можно отметить, что если бы наши руководители были хорошими менеджерами, они бы сказали: «Ладно, ребята хватит, мы хотим, чтобы вы все отправились в трёхмесячный отпуск. Мы хотим, чтобы вы вообще пока что не брали в руки инструменты». Но вместо этого они начали подталкивать нас записать новый альбом, как было запланировано».
Так, вместо столь необходимого им перерыва, в октябре 1972 года PURPLE отогнали передвижную студию в Германию, в Вальдорф, недалеко от Франкфурта. Блэкмор отметил, что эти сессии помогли группе заново открыть в себе блюзовые корни, поскольку некоторые последние релизы стали, по его мнению, слишком попсовыми. На протяжении сессий его гитара обретала всё более блюзовый оттенок, группа оттянулась в Place in Line,
а Гиллан даже спел блюзовый скэт в Rat Bat Blue.
Однако между гитаристом и вокалистом DЕЕР PURPLE не было творческих дискуссий. Судя по всему, в 1972 году они вообще не разговаривали.
«В последний год существования состава не думаю, что Ричи или Иэн Гиллан перекинулись хотя бы парой слов», - рассказывал Гловер. «Они стали, как два полюса, чем больше один из них нагнетал атмосферу, тем больше делал это и другой. И чем больше одному это сходило с рук, тем сильнее другой был убеждён, что и ему это сойдет с рук».
В таких условиях они по большей части записывали свои партии в одиночку, сколачивая продолжение супер-альбома Machine Head путём студийных наложений. Технические возможности 70-х позволяли это делать, но они не обеспечивали той целостности группы, которая поражала слушателей концертного альбома Made in Japan, выпущенного в Британии в декабре 1972 года, и в следующем году в США.
Who Do We Think We Are вышел в январе 1973 года. Название «Кем мы себя считаем?» было прямым отсылом к интервью Пейса, в котором барабанщик рассказывал о гневных письмах в адрес группы: «Эти злопыхатели начинают: «Кем себя возомнили эти DЕЕР PURPLE…»
Единственный сингл альбома Woman From Tokyo с ярким гитарным риффом быстро стал ещё одним радиохитом группы и помог альбому занять 4-е место в британских чартах и 15-е - в американских. Но во многом хорошие продажи пластинки были следствием оглушительного успеха предшествующих Smoke on the Water и Machine Head. За исключением песни Woman From Tokyo, LP не вошел в число самых популярных альбомов PURPLE как среди поклонников, так и среди критиков. Последние сразу же отметили последствия разногласий в группе, отразившиеся на качестве записи.
Во время очередного тура, вскоре после выхода альбома, Гиллан в письме группе объявил, что покидает DP по окончании их второго японского тура летом 1973 года. Почувствовав возможность радикально изменить звучание группы, Блэкмор предложил Лорду и Пейсу заодно заменить и Гловера на бас-гитаре. Но Гловер и сам уже хотел уйти из DЕЕР PURPLE вместе с Иэном Гилланом. Последнее шоу Mark II состоялось в июне 1973 года в японском городе Осака.
«Величайший позор рок-н-ролла», - сказал Лорд, оглядываясь назад. «Бог знает, кем бы мы стали в следующие три-четыре года».
Но DЕЕР PURPLE взяли в состав вокалиста Дэвида Ковердейла и басиста-вокалиста Гленна Хьюза, сохранив и приумножив свой успех вплоть до распада в 1976 году. Состав Mark II воссоединился в 1984 году, записывая новые альбомы и гастролируя, но всё же это было не сравнимо по масштабу с темпами развития группы в начале 70-х.