Найти в Дзене
Sunny Blues

Ключ к вокалу Фредди Меркьюри с научной позиции

«Любимый» певец поклонника музыки и тот, кого он считает «лучшим», порой не совпадают. Ясно, что оба эти понятия субъективны, но первое гораздо более субъективно. Так, например, есть немало людей, которым нравится слушать песни Боба Дилана или Брюса Спрингстина, но вряд ли кто-то из них будет утверждать, что его любимые исполнители являются такими же виртуозами вокальной техники, как Иэн Гиллан или Лучано Паваротти. Но в самом мире рок-музыки, мягко говоря, далеко не утончённом, мало кто сможет сравниться по вокалу с Фредди Меркьюри

Фредди
Фредди

Будучи фронтменом группы QUEEN, он внёс немалый вклад в эпоху глэм-рока вместе с такими исполнителями, как Элтон Джон и Дэвид Боуи.

Невероятная сценическая харизма и впечатляющий талант в выборе соответствующего гардероба, этого уже чаще всего было достаточно, чтобы завоевать аудиторию, но главным, конечно же, был его вокал, ярко и мощно звучащий во всех трёх октавах своего диапазона.

Как и во многих других вопросах человеческой деятельности, хорошие вокалисты появляются из удачного сочетания генов, соответствующего воспитания, амбициозности и, конечно же, удачи. ДНК определяет связки и лёгкие, после чего можно начинать тренировать свои вокальные способности в рамках существующей данности. Научные рекомендации утверждают также, что необходимо заботиться о своих голосовых связках, используя успокаивающие горло лимонно-медовые напитки и не увлекаться табакокурением, если конечно вы не хотите петь, как Том Уэйтс.

Вокальный диапазон, безусловно, в немалой степени зависит от здоровья голосовых связок, а лёгкие и ротовая полость обеспечивают подачу и тембр. Связки Фредди Меркьюри позволяли ему охватывать, по различным данным, от трёх до трех с половиной октав. В расцвете своей карьеры он мог вполне комфортно брать ноты от 92,2 Гц до 784 Гц, то есть от фа-диез большой октавы до соль второй октавы.

-2

Как показали знаменитые вокализы звездного фронтмена, тембра, диапазона и звучания его голоса было достаточно как для вокальных партий в песнях QUEEN, так и для заводки переполненных стадионов.

Интересно, что многие годы некоторые фанатичные поклонники Фредди были уверены, что большой рот их любимца способствовал проявлению его уникальных вокальных данных.

В чем-то они были косвенно правы. Физиология строения лица Фредди Меркьюри выходила за рамки стандарта. Как теперь известно, у него было редкое сочетание гипердонтии и неправильного прикуса, первое означало, что у него было четыре лишних резца, а второе – что эти зубы были расположены неправильно. Его выступающие вперед челюсти были несколько больше обычных, что обеспечивало большую резонаторную камеру.

Еще один анатомический нюанс, определяющий талант Меркьюри, – так называемые «ложные» голосовые связки. Помимо обычных связок, у всех людей есть ещё две выступающие складки чуть выше голосового аппарата. Далеко не все умеют использовать их для воспроизведения звука, но многие оперные певцы владеют подобной техникой, этому научился и Фредди Меркьюри.

Профессор Кристиан Хербст, изучая удивительные вокальные способности Меркьюри, отметил, что оперное вибрато - это то, чем он более всего отличался от других рок-певцов. «Чаще всего люди поют ровным тоном, но оперные певцы стараются модулировать основную частоту», - пояснил он. «За счет этого они делают тон немного более ярким. Обычно вибрато оперного певца имеет частоту около 5,5–6 Гц. Но у Фредди Меркьюри оно было выше и менее ровным, что создало очень характерный вокальный отпечаток».

Вне зависимости от того, является кто-либо поклонником музыки QUEEN или нет, вокальный талант Фредди Меркьюри трудно оспорить. Настоящее чудо, что он также умел играть на пианино, писать песни и зажигать публику, как один из величайших фронтменов в истории рок-н-ролла.

Читать также: