Вопрос, старый как мир, кто круче - THE BEATLES, LED ZEPPELIN или THE ROLLING STONES?
Многие настоящие любители музыки просыпаются по утрам именно от этих споров. Дело ведь даже не в этих группах, и даже не в этой теме, потому что вечные споры являются настоящим раем для некоторых преданных музыке поклонников. Так что этот триумвират классического рока, возможно, обречён на вечную борьбу за звание величайшей группы всех времён.
И даже то, что у каждого преданного фаната есть свой однозначный ответ на этот вопрос, не помешало LED ZEPPELIN в 1970 году завоевать титул «Группы номер один» по версии журнала Melody Maker, приостановив многолетнее господство THE BEATLES. В связи с этим Джона Бонэма и Роберта Планта пригласили на британское телевидение в самый разгар местного прайм-тайм.
Эпизод начался с того, что ведущий поприветствовал группу, включил отрывок из их песни, а затем заявил: «Это круто. Это зажигательно. Это номер один. Это LED ZEPPELIN». Стоит отметить, что хотя весь этот кульминационный момент был связан просто с результатом опроса в музыкальном журнале, победа ZEPPELIN в данном случае действительно имела значение - хотя бы потому, что THE BEATLES ранее удерживали это место восемь лет подряд.
Теперь LED ZEPPELIN возглавили список, и этот факт продемонстрировал смену времён года в молодёжной культуре.
Первый вопрос, который ведущий задал группе, как и следовало ожидать, был провокационным и имел прямую связь с THE BEATLES. Смогут ли LED ZEPPELIN продержаться восемь лет на вершине, как ливерпульская четвёрка? Хватит ли им для этого «креативности и изобретательности?» И ещё более приземленный вопрос, а «сможем ли мы напевать что-нибудь из ваших песен»? Джон Бонэм очень вежливо поставил интервьюера на место прямым ответом: «Думаю, главное то, что все меняется, и вы это видите. Именно поэтому и изменились места, потому что меняются поколения, а значит, меняется и музыка».
После чего Бонзо «разобрался» с сомнением о том, что LED ZEPPELIN не хватает изобретательности: «Кажется, уже есть версия, где Whole Lotta Love играет оркестр, довольно интересно, флейта играет то, что должен исполнять основной вокалист».
Судя по всему, Бонэм был не менее преданным поклонником своей группы, чем миллионы её слушателей. Несмотря на полное спокойствие, он уверенно защищает группу и её творчество, и делает это столь же энергично, как сегодня это делал бы её интернет-фанат.
Затем интервьюер спросил Бонэма, считает ли он нынешнее поколение меломанов более искушённым, чем его собственное поколение. Барабанщик ответил: «Нет, не совсем так. Но я думаю, в наши дни на наших концертах бывает разная публика, а не только подростки. Думаю, они приходят действительно слушать, а не просто посмотреть на тебя, кто ты такой. Так происходит уже последние несколько лет, но когда я сам впервые пошёл на THE BEATLES, я просто хотел посмотреть на них, меня не особо волновало, что я буду слушать, а сегодня уже важно не то, кто ты, а то, что ты играешь».
Замечание, которое не лишено оснований. THE BEATLES стали центром контркультуры раньше, чем музыкальными суперпрофессионалами. Битломания начиналась с поп-мелодий She Loves You, а не с интроспективных шедевров, как While My Guitar Gently Weeps или гитары, записанной задом наперёд в I’m Only Sleeping. Серьёзная работа началась после того, как группа решила прекратить гастроли в 1966 году. До этого на концертах «Великолепной четвёрки» орали визжащие девчонки, и слушать их было практически невозможно, не говоря уже о том, что увлечённым меломанам такое было просто неинтересно.
Атмосфера накалялась, и ведущий попытался привлечь к обсуждению Роберта Планта. Однако вместо того, чтобы говорить о блестящей музыкальной карьере группы, он решает спросить Роберта, каково это - «теперь иметь деньги», на что LED ZEP начинают открыто смеяться над абсурдностью ситуации, в которой они оказались.
Плант сказал: «Джон смеётся, потому что я, кажется, трачу добрых 5 фунтов в неделю на корм для коз и кур. Но раньше мы годами мотались по маленьким залам, где всё складывалось не так весело».
После чего добавляет: «Наконец-то получить деньги - это для меня всего лишь ещё один из символов массового признания, ради которого в первую очередь мы все и работаем. Каждый, как бы он это не отрицал, на самом деле хочет быть принятым большинством людей, идет ли разговор о таланте или товаре. Думаю, мы теперь уже достигли этой стадии, и нам остаётся только продолжать и наращивать, придумывать что-то стоящее».
К концу интервью ведущий был явно покорён вежливым обаянием Планта и Бонэма, музыканты очень достойно вели себя в ситуации, которая легко могла бы стать конфликтной, учитывая провокационный характер некоторых вопросов.
По правде говоря, они, как и все мы, отлично понимали, что вопрос «как называется величайшая группа всех времён?» не имеет объективного ответа. Возможно, его даже не стоит задавать. Но если это всё-таки происходит, ответ будет найден, но он будет верен только на сей момент и будет постоянно меняться.