Интересно, что бы сказал Иоганн Себастьян Бах, если бы он увидел, как играют на электрогитаре?
Вряд ли удастся точно определить, когда зародился романтизм как направление в музыке, но многие считают, что именно Бах был в нем одним из первых. Суть его заключалась в том, что процесс сочинения музыки, отказавшись от позиции «Давайте я покажу вам, что я могу», перешел к «Давайте я покажу вам, что я чувствую».
Музыка была для людей возможностью проявить свои творческие способности, и это со временем привело к сочинению сложных и продолжительных по времени вещей, чтобы произвести впечатление на слушателей, удивить их, ошеломить. Но с приходом романтизма подход изменился, и творцы переключились на создание музыки, больше отражающей их чувства. Музыка о любви, грустная, веселая, и так далее.
Так, Иоганн Себастьян Бах написал об этом в своём «Опыте об истинном искусстве игры на клавишных инструментах» (1753, 1762), он рассуждает о том, как именно музыка должна воздействовать как на слушателя, так и на самого исполнителя. «Музыкант не может взволновать других, если он сам не взволнован», - писал он. «Исполняя томные, печальные пассажи, он должен сам томиться и грустить… И так же в живых, радостных мелодиях исполнителю следует вновь настроиться на нужный лад».
Подобный образ мышления разделяют многие музыканты и в современную эпоху; однако именно в связи с ним возник некий конфликт в те времена, когда была изобретена электрогитара. Понятно, что идея электрического инструмента родилась во многом из обычных практических соображений, но многие музыканты посчитали, что она привнесла некий обман в творческий процесс. Некоторые моменты упростились, автору уже необязательно было попадать в чувственное состояние, чтобы писать романтические музыкальные произведения, он мог просто манипулировать инструментами, чтобы передавать эмоции.
Однако теперь мы уже знаем, что электрогитара вовсе не подавила творческий потенциал в музыке, а наоборот, усилила его. Она дала толчок к рождению рок-н-ролла и сложных гитарных соло, способных заставить наполниться слезами даже очень сухие глаза. Это было одно из величайших изобретений в истории музыки.
Так кому же мы обязаны столь ценной инновацией?
Первые два слова, которые приходят на ум, если говорить о вопросах технологий, связанных с электрогитарами, это, разумеется, Gibson и Fender. Они, безусловно, сыграли очень важную роль в развитии инструмента, они не были первооткрывателями.
Кто же создал первую электрогитару?
Идея родилась в то время, когда многие джазовые гитаристы искали пути, как усилить звук своих инструментов, чтобы они были хорошо слышны на фоне остальных музыкантов.
Гитары (а также банджо) для джазовых оркестров разрабатывались производителями акустических гитар и не отвечали запросам от новых веяний в музыке.
Первая электрогитара, которую позиционировали именно как электрогитару, называлась «Сковорода» (The Frying Pan) – стил-гитара, которую музыканты во время игры клали себе на колени. Эту модель сконструировал в 1931-м Джордж Бошам, она не стала тем, что мы все знаем и любим сегодня, но она стала подтверждением концепции.
Появление электрогитары ознаменовало собой революционный шаг в музыкальном мире, радикально изменив звучание многих жанров. «Сковорода», появившаяся из-за необходимости усиления звука гитары в джазовых оркестрах, заложила основу для будущего электрострунных инструментов.
Её изобретение в некоторой мере уже отвечало потребностям музыкантов в необходимой громкости и эффекте присутствия в общем звучании больших оркестров. Но Frying Pan была лишь началом. Она спровоцировала целую волну инноваций, приведя к появлению того разнообразного ассортимента электрогитар, которые доступны сегодня. Её наследие можно услышать в каждом, усиленном с тех пор аккорде и риффе, осознавая непрерывную эволюцию музыкального самовыражения.
Главные новаторы, создавшие первые электрогитары
Адольф Рикенбакер - выпустил «Frying Pan», первую коммерчески успешную электрогитару.
Джордж Бошам - участвовал в разработке «Frying Pan» и первых магнитных звукоснимателей.
Лес Пол - создал одну из первых электрогитар с непустотелым деревянным корпусом.
Лео Фендер - представил модель Broadcaster, позже переименованную в Telecaster.
Пол Бигсби - разрабатывал и изготовлял электрогитары по индивидуальному заказу.
То есть Рикенбакер и Бошам представили эпохальную «сковороду», а после них Лес Пол, Лео Фендер и Пол Бигсби вывели технологии на новый уровень. Креативность и дальновидность этих людей помогли электрогитаре занять своё место важнейшего инструмента в современной музыке и оказали влияние на бесчисленные музыкальные течения, создав таким образом культурный символ.
Возвращаясь к «Сковороде», можно сказать, что она стала первой электрогитарой, получившей признание, и коммерчески успешной. Джордж Бошам и Адольф Рикенбакер представили инновационный инструмент, отчасти решивший проблему, с которой сталкивались гитаристы в оркестрах. Её круглый корпус и длинный гриф действительно напоминает кухонную утварь.
Компания, изначально выпустившая её в 1934 году, была переименована в Rickenbacker.
Технические характеристики первой электрогитары
Звукосниматель имел один подковообразный магнит - новшество для того времени. Звукосниматель преобразовывал колебания струн в электрическией сигнал.
Материалы: корпус был сделан из алюминия, который выбрали из-за его резонансных характеристик...
Конструкция - lap steel guitar (также известная, как гавайская гитара), предназначенная для игры в горизонтальном положении.
Колки - Grover
Регулировка громкости - гитара имела встроенный регулятор громкости.
Сравнение «Сковороды» с современными электрогитарами
Звукосниматели: Frying Pan - с одним подковообразным магнитом, а современные гитары - обычно несколько звукоснимателей, в зависимости от количества катушек, именуемых синглы (одна катушка) и хамбакеры (две катушки).
Материал: Frying Pan - корпус из алюминия, современные гитары - различные породы дерева.
Конструкция: Frying Pan - lap steel guitar, современные гитары - традиционная и самые различные иные формы корпуса.
Удобство игры: Frying Pan - игра в горизонтальном положении, современные гитары - игра в любом положении, в основном - в вертикальном, улучшенная эргономика.
Управление: Frying Pan - регулятор громкости, современные гитары - регуляторы громкости, тембра, пассивные или активные, селектор звукоснимателей.
Электрогитары Леса Пола
С момента появления электрогитары Леса Пола, корпус которой по сути представлял собой просто кусок дерева, революция в гитаростроении совершила огромный скачок вперёд. Это было не просто нововведение, а полное переосмысление того, какой может быть гитара. Были решены проблемы фидбека, усложняющего применение полуакустических гитар, увеличен сустейн и появилась возможность играть на огромной громкости без существенной потери чёткости звучания. Таким образом, гитара Леса Пола открыла целую новую эру гитарных героев.
Расцвет Fender и культовый Stratocaster
Появляется ещё один гигант производства электрогитар - Лео Фендер со своим культовым Stratocaster, который предложил ряд существенных инноваций, как «зализанный» корпус для дополнительного комфорта игры, три звукоснимателя с разнообразными тембрами звучания и система тремоло, добавившая выразительности при исполнении.
Stratocaster покорил музыкальный мир, стал любимцем многих музыкантов благодаря своему универсальному звучанию и удачному дизайну. И это был не просто инструмент для музыкантов, Strat позволил каждому из них максимально проявить свою индивидуальность, став её продолжением.
- Сглаженный корпус
- Удачное расположение трёх звукоснимателей типа сингл
- Революционная система тремоло
Gibson предложили ещё один стандарт, запустив модель Les Paul
Компания Gibson, вдохновлённая инновациями Лес Пола, также оправдала ожидания, выпустив собственную модель Les Paul. Легендарный инструмент, известный своим увесистым корпусом из красного дерева и тёплым, насыщенным звучанием, задал новый стандарт качества и звука. Ведущие музыканты самых различных жанров играли и играют на этой гитаре, восторгаясь её культовыми хамбакерами, дающими густой, мощный звук.
- Корпус из красного дерева с кленовым топом
- Тёплый, продолжительный, чистый звук
- Хамбакеры
- Насыщенный тон с минимальным уровнем шума
- Культовая конструкция с одним вырезом
- Удобный доступ к верхним ладам
Дальнейшее развитие электрогитары способствовало развитию множества новых музыкальных направлений. Благодаря своему универсальному звучанию и возможностям усиления звука, электрогитара стала основой для многих жанров и поджанров.
Рок-н-ролл: Необузданная энергия и динамичные риффы электрогитары стали синонимом бунтарского духа рок-н-ролла.
Блюз: Гитаристы-первопроходцы блюза с радостью приняли электрогитару, используя её эмоциональную выразительность и технический диапазон.
Джаз: Джазовые музыканты открыли миру новые грани электрогитары, исследуя инновационные аккордовые текстуры и импровизационные горизонты.
Метал: Возможности эффекта дисторшн для электрогитары породили новое тяжёлое, жесткое звучание.
Поп: Даже в поп-музыке электрогитара создаёт запоминающиеся хуки и аккомпанементы, которые находят отклик у слушателей.
Культовые музыканты и их электрогитары
На протяжении истории имена легендарных музыкантов неразрывно связаны со названиями их электрогитар.
Джимми Хендрикс со своим Fender Stratocaster основательно переосмыслил искусство гитарного соло и немало добавил в использовании эффектов.
Эрик Клэптон с Gibson Les Paul, а затем и Fender Stratocaster добавил множество новшеств в использовании блюзовых гамм, а также эмоциональности в игре своих соло.
Джимми Пейдж на Fender Telecaster/Gibson Les Paul /двухгрифовом Gibson SG заложил основы звучания хард-рока и хэви-метал.
Ричи Блэкмор на Gibson ES и Fender Stratocaster соединил блюзовые гаммы с классическими, предложил новаторские варианты использования рычага тремоло.
Эдди Ван Хален с его Frankenstrat стал пионером техники тэппинга и экшн-стиля игры соло, подразумевающего максимально насыщенное соединение порой не соединяемых гитарных приемов в единицу времени.
Электрогитара также была знаменем антиистеблишментских посланий, часто звучавших в музыке эпохи контркультуры 1960-х.
Панк-рок: В руках панк-рокеров электрогитара стала инструментом грубого самовыражения и общественного неповиновения.
Глэм-рок и глэм-метал: Экстравагантная эстетика и театрализованные яркие шоу с характерным звучанием электрогитар.