Найти в Дзене
Крымский журнал

Перспективные вложения, или Жильё как вклад в будущее

Оглавление

Самой защищённой инвестицией по-прежнему считаются вложения в недвижимость. Купленные курортные, жилые или коммерческие объекты – это актив, который не исчезнет и вряд ли обесценится, особенно если речь идёт о Крыме… Сегодня эксперты сходятся во мнении, что полуостров благодаря мягкому климату, экологии – лучшая локация для покупки заветных квадратных метров.

Что делает Крым новой жемчужиной мировой курортной карты, как кондо-отели меняют представление об отдыхе и почему сейчас – идеальный момент для покупки курортной недвижимости, «КЖ» рассказал заслуженный строитель РК, советник Главы Крыма, один из бенефициаров группы компаний, реализующих знаковые инвестиционные проекты, Тимур Власенко.

Тимур Власенко
Тимур Власенко

Дальше – больше

– Как вы относитесь к мнению, что желающим приобрести недвижимость в Крыму необходимо спешить и покупать по нынешним ценам, ведь всё будет намного дороже…

– Курортная недвижимость в Крыму сейчас на самом старте. Пока дешевле в 2-3 раза, чем в Сочи. Но, учитывая потенциал полуострова, его богатую историю и культуру, отталкиваясь от ценообразования, можно сделать вывод, через пять лет Крым будет дороже. Последние несколько лет турпоток Крыма и Сочи эквивалентен 5-7 миллионам человек. При этом у нас береговая линия в три раза протяжённее, три климатические зоны, огромное количество пляжей на любой вкус. Потенциал гораздо больше.

Мы развиваемся всего 10 лет, из которых первые пять лет федеральный центр отвёл на модернизацию социальной инженерной инфраструктуры, которая практически отсутствовала. Построили энергомост, газифицировали населённые пункты, наладили водоснабжение, построили школы, сады… Вторые пять лет были посвящены транспортной инфраструктуре: городские дороги, трасса «Таврида» и её ответвление в сторону Евпатории, строительство дороги в Ялту. Параллельно с этими процессами началось возведение многоквартирных домов и курортной недвижимости.

На примере нашей компании: в 2015 году мы не строили ничего, в 2020-м в среднем застраивали 75 тыс. кв. м, в 2023-м – 150 тыс. кв. м, в 2025-м – 250 тыс. кв. м.

– Чего, на ваш взгляд, сегодня не хватает Крыму как региону, с точки зрения развития строительной отрасли?

– Времени. Через 10-15 лет это будет совсем другой Крым. Уже по итогам соберёмся и обсудим результаты. Но, как я говорил, на первых этапах развитию мешала нехватка инженерных коммуникаций, затем – транспортной инфраструктуры. Сегодня инженерная, транспортная и социальная инфраструктура в основном сформирована, ключевые задачи выполнены. Остаётся главное – активное строительство самих объектов. Причём все эти 10 лет мы постоянно сталкиваемся с разными сложностями. То блэкаут, то санкции, то коронавирус, то трудности логистики через Крымский мост…

– Как вы оцениваете уровень строительства в Крыму?

– По качеству и уровню строительства мы уже обогнали большинство регионов России. У нас все новые проекты реализуются по принципу комплексного развития территорий и стоят на личном контроле Главы Крыма. Что такое комплексный подход? Это фактически город в городе, будь то жилые или рекреационные проекты. Жилые комплексы мы обеспечиваем всей необходимой инфраструктурой: школами, детсадами, торговыми центрами, детскими и спортивными площадками, физкультурно-оздоровительными объектами. В зависимости от локации обязательно добавляем либо уличный ритейл, либо аутлеты, либо фудсити, то есть наполняем всем, что необходимо изощрённому потребителю.

Мультиформатный проект "Мойнако"
Мультиформатный проект "Мойнако"

От жилых кварталов к отелям

– Кто сейчас покупает недвижимость, в частности, у вашей компании?

– Всё зависит от конкретного проекта. К примеру, 10 лет назад мы реализовывали проекты в сегментах «комфорт», «эконом-комфорт», «комфорт+». Тогда приоритетом было удовлетворение высокого спроса на жильё среди крымчан. Полуостров нуждался в новых жилых комплексах, а проектов комплексного освоения территорий фактически не было. Квартиры в микрорайоне «Жигулина роща» в Симферополе продавались бешеными темпами. Мы построили более 300 тыс. кв. м, это около шести тысяч квартир. Основную часть покупателей составили крымчане. Они улучшали жилищные условия, переселяли родителей, покупали квартиры детям и так далее. Когда мы в значительной мере удовлетворили спрос на жильё в столице республики, занялись курортной недвижимостью. В Судаке построили «Атлас Апарт-Отель & СПА», в Евпатории запустили мультиформатный проект «Мойнако». Более 90% покупателей этой недвижимости – жители средней полосы и севера России.

– Люди переезжают или это инвестиции?

– Кто-то инвестирует деньги в курортную недвижимость, кто-то хочет, выйдя на пенсию, поселиться в Крыму, кто-то переезжает по медицинским показаниям, и западный берег полуострова – лучшее место для оздоровления.

– Какие форматы недвижимости популярны?

– Сегодня мы строим кондо-отели, номера в которых можно приобрести в частную собственность. Ориентируемся на успешные международные кейсы: Турцию, Китай, ОАЭ. Такие проекты реализуются по строгим стандартам 4- и 5-звёздочных отелей, которые гораздо жёстче, чем нормы строительства обычного многоквартирного дома. Предусматриваем просторные лобби-зоны, помещения для хранения багажа, «мокрые точки» на каждом этаже для персонала. Соответственно вложений куда больше. К примеру, в многоквартирном доме соотношение продаваемых площадей и мест общего пользования, как правило, 85 на 15. В «Мойнако Резорт» почти 50 на 50, половина комплекса отведена под сервисные, общественные и оздоровительные площадки.

Мультиформатные комплексы, которые сочетают возможность и отдыха, и оздоровления, и заработка, и просто проживания, сегодня на пике популярности. В них создаётся полноценная среда для жизни, отдыха и реабилитации: медицинский центр с санаторным блоком, термальные и грязевые процедуры, СПА, фитнес- и йога-зоны, бассейны, рестораны, винотеки, детские клубы, а также зоны для удалённой работы и бизнес-ивентов… Большинство застройщиков Крыма развиваются в этом направлении.

– Вы недавно посетили Российско-эмиратский строительный форум в ОАЭ, поделитесь впечатлениями.

– Да. Мы посетили объекты недвижимости, инфраструктуры, посмотрели, как они продают, что строят. И пусть это нескромно, но хочу сказать, что мы сегодня выше на несколько уровней. Качество строительства у нас точно лучше. А если говорить об историческом и культурном весе нашего региона, то у нас есть все шансы обойти всех. Пока сложности создают санкции. Но я уверен: как только завершится СВО, наши коллеги с Ближнего Востока будут рассматривать Крым как инвестиционную площадку, страны BRICS однозначно будут переориентированы.

"Атлас Апарт-Отель & SPA"
"Атлас Апарт-Отель & SPA"

Мечты должны сбываться

– Какие проекты крымских коллег вам нравятся?

– Проект Интерстроя «Ола-Апарт», у «Перспективы» могу отметить «Долину роз». Это объекты, которые соответствуют всем запросам. В принципе, наверное, все крымские застройщики строят достойно, понимая, что от нас зависит облик полуострова. Мы строим будущее, воплощаем в жизнь нашу мечту.

– На какие ключевые параметры стоит обратить внимание при покупке недвижимости, особенно в курортном регионе?

– Лично я оцениваю репутацию застройщика, построенные им объекты, то, как они эксплуатируются, как он поддерживает их состояние, в рамках каких законодательных актов ведёт деятельность. Например, мы реализуем проекты в рамках инвестиционных соглашений и при непосредственной поддержке Главы Крыма. С одной стороны, это приоритетные проекты, и мы имеем полную содействие исполнительной власти и муниципалитета. С другой стороны, мы головой отвечаем перед Сергеем Валерьевичем (Аксёновым – ред.). Вводим объекты в срок, как правило, даже немного раньше. В «Жигулиной роще» последние три очереди сдали с опережением на полгода. Первая очередь «Мойнако» была запланирована на 30 сентября 2025 года. Но, думаю, 15 июня мы завершим передачу объекта. Сэкономили для собственников три месяца, и всё из чувства повышенной ответственности перед республикой.

– Вы гордитесь проектами, которые создаёте?

– Конечно. Когда гуляю по «Жигулиной роще» и вижу детей, которые ходят в наши детсады, школу, малышей, которые там живут с рождения, я понимаю, что это результат нашей работы. Это, несомненно, серьёзный повод для гордости. И каждый новый объект, каждая сдача в эксплуатацию, каждый переданный комплект ключей – дополнительный повод для гордости. Мы не то просто строим и продаём, мы помогаем людям воплощать в жизнь их мечты. Мы построили детсад уникального  дизайна на 160 мест. Причём настолько творчески подошли к делу, что ограждение создали из разноцветных секций, в каждой группе положили ламинат с разными иллюстрациями: кошки, собаки, смайлики, скрипичные ключи и т.п. Мы передали льготникам безвозмездно более 250 квартир, благоустроили набережную в Судаке, сейчас приступаем к реконструкции набережной Мойнакского озера. В первой очереди «Мойнако Ривьера» передаём Евпатории безвозмездно 66 квартир, ещё три 3-комнатные квартиры лично от себя дарим многодетным семьям, которые по определённым критериям не попадали в льготную очередь. На наш взгляд, это достойные семьи. Одна из них воспитывает 11 детей.

– Сколько времени в среднем занимает реализация проекта под ключ – от идеи и оформления до передачи собственнику?

– Расскажу на примере «Мойнако». 2 ноября 2021 года мы подписали инвестиционное соглашение с Главой Крыма. В конце 2022 года приступили к строительству. За это время были внесены изменения в генплан, в правила землепользования. Мы провели инженерные изыскания, разработали проект объекта, выполнили все технические требования по подводке коммуникаций, и началось строительство. В марте 2025 года мы ввели в эксплуатацию первую очередь жилья. Соответственно от идеи до передачи собственникам ключей прошло три года.

-5

Покорённые вершины

– У вас большая команда?

– Небольшая, и это ещё один повод для гордости. Как правило, проект мы реализуем группой до 25 человек, включая меня и моих партнёров.

– В неё входят инженеры и проектировщики?

– 25 человек – это группа управления проектом, служба заказчиков и застройщиков. Если брать всех причастных, то только прямо привлечённых сотрудников более полутора тысяч. Это и строители, и проектировщики, и инженеры… При этом один наш объект задействует тысячу человек на площадке и ещё около десяти тысяч в смежных отраслях, обеспечивающих строительный процесс. Не зря наш Президент неоднократно подчёркивал, что стройка – драйвер экономического развития.

– В какой области испытываете наибольший дефицит сотрудников?

– В сфере гостеприимства. Это менеджмент отелей, администраторы, специалисты, которые помогают нашим гостям расслабиться и хорошо отдохнуть в Крыму. Хотим помочь развить это направление, создать учебное заведение или кафедру в университете по этой специализации.

– Вы строгий руководитель?

– Я очень требовательный. Честно скажу, работаю с командой не как руководитель, а как один из них. Я принимаю решения, беру на себя ответственность и, наверное, мотивирую людей двигаться за мной. Не сижу и не жду результата от кого-то. Думаю, как раз благодаря этому за 10 лет от рядового сотрудника я поднялся до соучредителя, управляющего партнёра в группе компаний.

– Кстати, с чего начинался ваш путь?

– С сотрудника департамента по административным вопросам. Мне поручили участвовать в расселении самозахватов и полян протеста на территории будущей «Жигулиной рощи». В мои обязанности входило собрать данные о людях, которые там строились, пообщаться с ними, донести информацию до руководства, найти решение. В итоге я возглавил процесс расселения. Позже с моим нынешним партнёром, тогда генеральным директором, мы, в принципе, возглавили весь процесс формирования. Дальше год за годом, до начала следующих проектов, я уже принимал участие в руководстве компанией и двигался в этом направлении.

– Это всё происходило в 2014 году?

– В 2015-м. Уже в 2016 году я стал исполнительным директором застройщика. В 2019-м – соучредителем одной из компаний по проекту «Атлас». И в 2021 году мы уже создали свой проект «Мойнако».

– Какой лучший совет вам давали в жизни?

– Не смогу сейчас вспомнить ни один совет, к которому бы я прислушивался. Всегда полагался на себя. Не могу сказать, что все попытки были удачными и все мои начинания реализовывались. Но я продолжал и пришёл к тому, что имею. В общем, главное – терпение и труд.

– Вы покоряете горы.

– Да. Порой бывает необходимо покорить сложную вершину для того, чтобы осознать, что нет ничего невозможного, в том числе в работе.

– А какая у вас самая высокая точка?

– Килиманджаро – 5895 метров. Но самая сложная и самая впечатляющая – наш родной Эльбрус зимой. Это совсем другая гора, температура до –600С, порывы ветра до 100 км/ч. И это порывы, при которых продолжаешь восхождение, а на пике сила ветра достигает 300 км/ч. Он не даёт удержаться на ногах.

– На Эверест собираетесь?

– Нет. Наверное, я уже осознал и понял все свои возможности. И не хочется лишний раз рисковать жизнью. Эверест для меня исключительно коммерческая история.

Текст: Маргарита Асрян

Фото: Евгений Летов, предоставлено героем интервью