Здравствуйте, дорогие друзья, читатели и подписчики нашего семейного канала "Как изменилась наша жизнь".
Если вы регулярно читаете наш канал, то, наверное, заметили что эта неделя у нас выдалась, скажем так, российско-китайской дружбы, гостеприимства и взаимовыгодного сотрудничества. А почему бы и нет? Это наши добрые соседи и друзья. Они нам помогают выживать в нестабильное время. И разве нам всем не интересно знать как они там живут? Какой положительный опыт у них можно перенять, чему стоит поучиться, какие сделать выводы для себя.
Эта тема началась с рассказа о путешествии команды наших молодых авторов – Кати и Саши – из России в Японию, с пересадкой в Китае. Вот тут мы и втянулись в Поднебесную.
Название Поднебесная (Тянься) связано с представлением средневековых китайцев о месте страны, где важнейшим представителем Неба считался император.
В предыдущих статьях ребята поделились своим опытом и рассказали о том, как правильно подготовиться к путешествию и оформить транзитные документы, а также – что можно посмотреть и попробовать за один день пребывания в Пекине (в перерыве между авиарейсами).
Продолжая начатую ребятами поднебесную тему, мы заодно поговорили об особенностях дорожного движения в Китае, сравнили уровень жизни у нас и у них, разобрались с вопросами: почему китайские автомобили так быстро завоёвывают российский рынок и как выбрать самый лучший.
Наши друзья из Поднебесной смогли в короткие сроки заместить продукцию сбежавших из нашей страны европейских, американских и японских автопроизводителей. И это правильно. Это - логично и естественно. Ничего личного - просто бизнес, здравый смысл, мудрость и дальновидность потомков Конфуция.
«Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам».
«Когда в стране справедливость, стыдно быть бедным и ничтожным; когда справедливости нет, стыдно быть богатым и знатным» (Конфуций - древний мыслитель и философ Китая).
Не так страшен пакет с пакетами, как его нам навешивают
Несколько лет назад, когда еще только назревал автомобильный кризис и накладывались первые пакеты всяких злорадных санкций, было понятно, что ничего они нам не сделают и без машин, да и всего остального, мы не останемся. Этим хитрым злоумышленникам мы не по зубам. Тем более, у нас есть хорошие друзья. И первый из них - Китай, наш большой, спокойный, умный и верный друг.
В Китае сегодня автомобильная промышленность развивается такими темпами, что хочется сказать словами Высоцкого: "Чуть помедленнее, кони...", а то уже захватывает дух. Их экономика выходит на лидирующие позиции в мире, качество их товаров заметно растет и уже превосходит былое европейское и американское. А уж что касается электроники и разных там технологических инноваций - то китайцам, пожалуй, вообще уже нет равных.
По прогнозу Международного валютного фонда, в 2025 году экономика Китая займёт второе место в мире по номинальному ВВП — 19,5 трлн долларов.
Как вы думаете на сколько китайский рынок автомобилей (по объему продаж) превышает российский? Ну ладно, не ищите, - примерно в 20 раз. Да что им стоит дом построить? И что им стоит заполнить наш малюсенький, по их то меркам, авторынок - раз плюнуть (прошу прощения).
В Китае общий объём продаж автомобилей за 2024 год составил 31,44 миллиона. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), за год с конвейеров автозаводов КНР сошло 31,282 миллиона машин, что на 3,7% больше, чем в 2023 году.
При этом в России, по подсчётам агентства «Автостат», в 2024 году продали 1,57 миллиона новых легковых автомобилей, что на 48,4% больше, чем годом ранее.
В первом полугодии 2025 года китайские бренды доминировали на рынке, занимая 65,9 % рынка, что на 9,4 % больше, чем в 2024 году. Из них 50,3 % составили автомобили на новых источниках энергии (NEV), включая электромобили и подключаемые гибриды.
Как мы видим, китайские производители успешно работают и стремительно развиваются на своем весьма солидном внутреннем рынке, обеспечивая население Поднебесной высокотехнологичными, качественными и недорогими автомобилями. И что им стоит поделиться 5 % своего рынка с Россией? Да запросто. А сбежавшим из России европейским и американским коллегам ничего не остается, как кусать локти и считать убытки.
А что же наши автопроизводители?
Надо отдать должное российским производителям - им тяжело, но они находят выходы из сложных ситуаций. Положа руку на сердце, пакет с пакетами экономических гадостей от бывших "партнеров" делает свое черное дело. Но российские бизнесмены не теряются и активно сотрудничают с китайскими коллегами, результатом чего стало появление сборочных производств целого ряда китайских брендов непосредственно на территории России.
Основные преимущества локализации производства автомобилей китайских брендов в россии
1. Импортозамещение: Локализация позволяет сократить зависимость от импорта комплектующих и готовых транспортных средств из Китая, повышая уровень самодостаточности российской экономики.
2. Рост занятости населения: Создание новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и улучшению социальной обстановки в регионах размещения заводов.
3. Развитие инфраструктуры: Внедрение производственных мощностей стимулирует развитие транспортной сети, логистики и сопутствующих отраслей промышленности.
4. Налоговые поступления: Сборочные предприятия становятся источником налоговых поступлений в региональные бюджеты, способствуя повышению доходной части бюджета страны.
5. Повышение качества продукции: Российское производство обеспечивает контроль над качеством сборки и материалов, адаптируя продукцию под специфические условия эксплуатации в России.
6. Увеличение конкурентоспособности: Конкуренция между отечественными производителями и импортерами ведет к снижению цен и расширению ассортимента доступных моделей.
Автомобили каких китайских брендов собирают в России
Давайте посмотрим, какие китайские бренды уже наладили производство в России и Союзном государстве России и Беларуси, какие модели выпускают, и чего ждать в ближайшем будущем?
В 2025 году в России функционирует несколько крупных предприятий, где осуществляется сборка автомобилей китайских марок.
Во-первых, Haval
Haval, входящий в состав крупной автомобильной корпорации Great Wall Motor (GWM), является одним из наиболее популярных брендов среди китайских производителей, представленных на российском рынке. Завод «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», расположенный в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области, стал важным игроком в автомобильной промышленности России.
В настоящее время на предприятии собирают шесть моделей Haval:
- кроссоверы Jolion, F7, Dargo, H3, H7;
- купе-кроссовер F7x.
Как организовано производство?
Если ранее китайские автомобили в России собирались из готовых комплектов, то теперь процесс становится всё более локализованным. Что это значит?
- Полный цикл производства. Завод оснащён передовыми технологиями и выполняет все этапы: от штамповки кузовных деталей до финальной сборки. Высокая степень автоматизации. На производстве используются роботы-манипуляторы, а системы контроля качества минимизируют количество брака.
- Локализация. В процессе сборки всё больше используются российские комплектующие: стёкла, шины, элементы интерьера. Производители стремятся к максимальному импортозамещению.
- Экология. Завод внедряет технологии, снижающие вредные выбросы, и использует системы очистки воды и воздуха.
Во-вторых, BELGEE
Автомобили марки BELGEE (аналог Geely) производят в Беларуси на СЗАО «БЕЛДЖИ» (по белорусски - СЗАТ "БЕЛДЖЫ"). Это белорусско-китайское совместном предприятие по сборке легковых автомобилей Geely и BELGEE. Предприятие находится в Борисовском районе Минской области. Производственная мощность составляет 60 000 автомобилей в год с возможностью дальнейшего увеличения.
В настоящее время акционерами СЗАО "БЕЛДЖИ" являются: Республика Беларусь, Zhejiang Jirun Automobile Co.,Ltd., CITICC International Investment Limited, Shenzhen Shentou Investment Co., Ltd.
Почему именно там?
- Удобная логистика. Завод расположен недалеко от границы с Россией, что упрощает логистику.
- Экономия на пошлинах. В рамках Союзного государства автомобили ввозятся в Россию без дополнительных сборов.
- Полный цикл производства. На заводе не только собирают автомобили, но и проводят сварку, окраску и финальную сборку.
- Локализация. Всё больше комплектующих поступает от белорусских и российских производителей.
Важно отметить, что хотя завод «БЕЛДЖИ» находится в Беларуси, автомобили, произведённые на нём, считаются произведёнными в рамках Союзного государства и, по сути, приравниваются к российским с точки зрения доступа на рынок и участия в государственных программах поддержки. В декабре 2020 года с конвейера сошел 50-тысячный автомобиль Geely собранный в Беларуси. В том же году началась сборка топовой модели паркетника Tugella. С 2021 года началась сборка паркетника Atlas Pro, вместо ранее собиравшегося Atlas.
Перспективы
В конце ноября 2024 года производитель объявил о планах вывести на рынок седан Belgee S50 с битопливным двигателем и газобалонным оборудованием.
Кроме того, в ближайшие годы на «БЕЛДЖИ» планируется сборка электромобилей. Предсерийный образец электромобиля BELGEE EX50 был показан в декабре 2024 года.
А в мае 2025 года компания объявила о готовящейся презентации электрического кроссовера Geely EX5. Это первая модель электромобиля, которая по методу DKD (мелкоузловое производство) собирается на заводе и имеет белорусский VIN-код. Внешне новый автомобиль напоминает модель Atlas.
В-третьих, Chery и Exeed
Раньше автомобили Chery и Exeed собирались на калининградском заводе "Автотор", но в 2025 году производство было приостановлено. На этом заводе собирали модели Tiggo 4, 7 Pro, 8, 8 Pro, а также Exeed TXL и VX.
Новым домом для Chery пару лет назад стал автомобильный завод в Калуге. Это предприятие раньше было частью Volkswagen Group и являлось одним из самых передовых в России. Немецкие инженеры и специалисты оставили после себя значительное наследие: современное оборудование, отлаженные производственные процессы и опыт сборки моделей Volkswagen Tiguan, Polo и Škoda Rapid.
Производственные мощности завода позволяли выпускать до 200 тысяч автомобилей в год, что делало его одним из ключевых предприятий автомобильной промышленности страны.
После того как европейские компании покинули российский рынок, судьба завода в Калуге оказалась неопределённой. Долгое время не было понятно, что ждёт предприятие. Но затем появились новые игроки, которые изменили ситуацию.
В настоящее время предприятие в Калуге носит название AGR Automotive Group и управляется ООО «АГР». Интересно, что, хотя завод был продан за 125 миллионов евро, новый владелец получил возможность использовать VIN-коды с префиксом XW8. Это означает, что автомобили, произведённые на заводе, будут восприниматься как европейские, что повышает их ценность и престиж на рынке.
С технической точки зрения всё осталось на высоком уровне: российские специалисты, прошедшие обучение у немецких инженеров, продолжают поддерживать высокие стандарты производства. Это подтверждается тем, что новые автомобили, собранные на заводе, уже доступны для покупки в автосалонах Москвы.
Первой моделью, которая сошла с конвейера под новым руководством, стал кроссовер Chery Tiggo 8 Pro Max. Это решение было не случайным: китайский автопроизводитель Chery Motors активно стремится занять освободившиеся места на российском рынке и использовать освободившиеся производственные мощности для расширения своего присутствия.
Сборка первых моделей была осуществлена по методу, который называется «отверточная сборка». Для этого использовались комплектующие, которые были привезены из Китая. Однако, несмотря на высокую стоимость такого способа производства, цена на калужские Tiggo 8 оказалась ниже, чем на аналогичные модели, собранные в Китае. Это стало возможным благодаря снижению транспортных расходов и налоговых льгот, которые предоставляются новым игрокам на российском рынке.
Chery Motors не планирует останавливаться на достигнутом и уже готовится к запуску производства новых моделей, включая Tiggo 7 Pro Max, Tiggo 4 Pro и Omoda C5. Эти шаги показывают стремление компании к расширению своего модельного ряда и укреплению позиций в России.
История с заводом в Калуге - это наглядный пример того, как один из ведущих игроков мировой автомобильной индустрии безрассудно покинул огромный российский рынок, и на его место пришел новый.
AGR Automotive Group и Chery Motors стремятся использовать эту возможность и занять освободившуюся нишу. Однако смогут ли они оправдать ожидания и стать новым лидером на российском рынке? Время покажет. А вы что думает? Напишите в комментарии.
В-четвёртых, Москвич 3
В 2022 году стартовало серийное производство нового «Москвича». Кроссовер, который является перелицованной версией китайского переднеприводного JAC JS4, назвали «Москвич 3». Но почему именно «3»?
Как выяснила Quto, в компании, придумывая наименование новинки, руководствовались довольно простой логикой. Автомобиль класса «А» должен называться 1, класса «В» - 2, класса «В/C» - 3 и так далее. Цифровые индексы машин указывают на размер автомобиля и его старшинство в модельном ряду.
Для обозначения электромобиля будет достаточно добавить литеру «е», поэтому электрический кроссовер именуется «Москвич» 3е.
«Москвич 3» оснащен бензиновым турбомотором, автоматической трансмиссией CVT или шестиступенчатой механической коробкой передач. Длина модели - 4410 мм, ширина - 1800 мм, высота - 1660 мм, колесная база - 2620 мм. Ширина передней колеи - 1510 мм, задней - 1500 мм.
— Пап, а как правильно, китайцы делают москвичи или китайцы делают москвичей?
— Да уже одинаково правильно, сынок.
А на каких машинах ездят сами китайцы
Информация о том, что сами китайцы предпочитают автомобили зарубежных марок, безнадежно устарела и стала мифом.
В первой половине 2025 года рынок легковых автомобилей Китая сохраняет доминирование китайских брендов, при этом Geely, BYD и Tesla удерживают лидирующие позиции, пишет сайт «Китайские автомобили» со ссылкой на статистику ассоциаций CADA и CPCA.
Суммарно за полгода в Китае продано 7,2 млн автомобилей, из которых 4,5 млн приходится на китайские марки. В списке представлены: 14 моделей BYD, 10 от Geely, по пять у Changan и Wuling, 3 у Jetour, также Li Auto, GAC, Deepal, Xpeng, Chery, Hongqi и др.
Перспективы развития российско-китайского сотрудничества в автомобильной промышленности
Перспективным направлением является дальнейшая интеграция российских производителей автокомпонентов в цепочки поставок китайской автомобильной индустрии, расширение модельного ряда локализованных автомобилей и углубление технологических связей между российскими и китайскими компаниями. Кроме того, существует возможность расширения экспорта готовой продукции.
Таким образом, сотрудничество России и Китая в области автомобилестроения не только положительно влияет на российскую экономику, но и открывает новые горизонты для дальнейшего роста и взаимовыгодных партнерских отношений.
Как говорится, поживём - увидим!
🛣️
Подписывайтесь на наш канал. Пишите комментарии, задавайте вопросы.