ПРОЛОГ
Чтобы представить этот сценарий в контексте, во многом он был вдохновлен АС, представленным Джоном Хардингом в его ранних работах «Мощный призыв Кертина». Основой для этого стало образование единого государства-доминиона Империи в Южной части Тихого океана с объединением австралийской и новозеландской колониальных администраций в 1896 году.
В этом документе новый доминион называется Ньюстралис, и это предложение взято из первой книги запланированной трилогии, которую я надеюсь опубликовать до конца года. Для недавно возникшего морского государства новый военно-морской флот является символом национальной идентичности, а его основными кораблями, приобретенными у Великобритании, являются BCS Australia и New Zealand as IRL (Страх перед немецкой восточноазиатской эскадрой является одной из основных причин выбора этого типа судов.) Для целей повествования хронология IRL в основном не изменилась, при этом основным существенным изменением, повлиявшим на этот сценарий, стала потеря британского корабля «Инфлексибл» в битве за Фолкленды в 1914 году (см. Альтернативную Фолклендскую битву 1914 года на этом сайте). С устранением этой угрозы БК «Ньюстралис» теперь действуют вместе с Королевского Флота в составе сил линейных крейсеров (BCF) в Северном море.
За исключением этого, операции в Северном море в основном соответствовали событиям реальной истории, если не указано иное, вплоть до мая 1916 года, Доггер-Банки и тому подобное. Как подробно описано здесь, майская вылазка 1916 года (битва IRL) не привела к контакту, поскольку немецкие ВВС отменяют операцию, а повторение этой запланированной операции отложено примерно на шесть недель. В результате силы линейных крейсеров Королевского Флота возвращаются к своей полной численности в девять BC под командованием Битти, а 5B под командованием Эвана Томаса отстранены по изложенным причинам. С усилением и реструктуризацией BCF события будут развиваться, и я надеюсь, что этот спойлер позволит вам насладиться разворачивающимся сценарием и с нетерпением ждать ваших ответов. С уважением и наслаждайтесь Tangles.
********
Часть первая. Северное море
Ютландское сражение, часто называемое битвой линейных крейсеров (или Скагеррак, как стали называть его немцы), было решающим морским сражением Первой мировой войны. Что касается контекста сражения, то многие параметры его проведения были определены относительной численностью двух сил, возникшей в результате англо-германской гонки военно-морских вооружений, предшествовавшей войне. Основная часть германского военно-морского флота — Флот Открытого моря (ФОМ) превосходил численностью британский Гранд Флит, дислоцированный в внутренних водах. Поскольку не было возможности рассчитывать на победу в общем сражении флота, ФОМ приняли стратегию выжидания в защищенных портах приписки возможности атаковать части более крупных британских сил. Британцы приняли стратегию дистанционной блокады, патрулируя Северное море, а не воды вблизи Германии, в результате чего оба флота лишь изредка совершали вылазки в Северное море.
Имея в Королевском военно-морском флоте едва ли половину капитальных кораблей типа «дредноут», ФОМ приняли стратегию «разделяй и властвуй». Путем организации рейдов с целью выманить более мелкие подразделения британского флота, которые затем могли быть уничтожены концентрацией превосходящих сил или подводных лодок. Это была доктрина, которая сформировала контекст сражения и привела к развертыванию ФОМ.
Чего в то время мало осознавали, так это предварительных факторов, которые сыграли решающую роль в формировании самого сражения. В начале войны тогдашний командующий ФОМ адмирал фон Ингеноль столкнулся с решением относительно использования ресурсов, которое должно было оказать длительное влияние на операции ФОМ на протяжении всей войны. Спуск на воду корабля «Дредноут» в 1906 году сделал устаревшими существующие девятнадцать немецких броненосцев, построенных до дредноута. С 1909 года военно-морской флот начал заменять броненосцы, существовавшие до «Дредноута», собственными современными конструкциями дредноутов. До 1914 года большинство этих устаревших кораблей было выведено в резерв, и только о семи все еще можно было сказать, что они были умеренно пригодны к активной службе. Столкнувшись с решением о том, как наилучшим образом использовать имеющиеся у него строительные мощности, Ингеноль решил отложить любые ближайшие планы по мобилизации и оснащению кораблей резервного флота, отдав предпочтение завершению строительства того количества современных корпусов, которое в настоящее время находится на стапелях. (1)
****
1. Мне во многих отношениях показалось интересным, что многие военно-морские историки, похоже, в значительной степени преуменьшают важность этого решения и его влияние при рассмотрении военно-морских операций Первой мировой войны. В РИ Приоритет работы будет направлен на восстановление кораблей Резервного флота, существовавших до дредноута, поскольку существовали опасения, что Россия будет доминировать на Востоке и что усиление присутствия на Балтике может наилучшим образом сказаться на переброске этих кораблей на этот театр военных действий. Окончательное выполнение этой работы было значительно отложено в начале войны, сначала из-за наступления русских в Восточную Пруссию, которое угрожало верфям в Данциге и было остановлено в битве при Танненберге. Позже акцент сместился на строительство подводных лодок, и в результате нехватка рабочей силы и ресурсов задержала прибытие обоих линкоров класса «Байерн» и линейного крейсера «Гинденбург» до окончания строительства «Ютландии». ITTL все три становятся частью боевого порядка ФОМ. IRL наличие этих преддредноутов вынудило бы адмирала Шеера включить шесть таких устаревших кораблей в качестве Второй боевой эскадры в ФОМ для этой операции, что замедлило бы ФОМ в целом и имело бы сомнительную тактическую ценность. ITTL результатом этого является то, что Шеер не может использовать эти преддредноуты, что приводит к тому, что он уделяет повышенное внимание и полагается на доступность воздушной разведки для развертывания ФОМ.
Важность этого выбора приоритета для военно-морских строительных работ на начальном этапе Первой мировой войны часто упускается из виду. Это не только задержало получение трех самых современных немецких кораблей, но и отвлекло персонал и ресурсы. Как только работы на верфях возобновились, ресурсы были направлены на достройку линейного крейсера «Лютцов» и бывших русских легких крейсеров «Эльбинг» и «Пиллау». Работы над «Байернией» возобновились всерьез после завершения этих проектов, и «Баден» был готов к ходовым испытаниям к 19 октября 1916 года. Июль замедлил работы над «Гинденбургом»; он был спущен на воду в ноябре 1916 года, но ресурсы были перенаправлены на более неотложные проекты, включая строительство подводных лодок, а остальные строящиеся корпуса все еще были не завершены по состоянию на конец боевых действий.
Включение кораблей Резервного флота в очередь на выполнение работ мало что дало, кроме условного паритета в численности в бою, и даже немцы называли их «кораблями-пятиминутками», что говорит о выживаемости перед лицом современных дредноутов Гранд Флит. Будучи значительно медленнее остальной немецкой боевой линии, корабли II эскадры в значительной степени препятствовали современным дредноутам и тактической свободе ФОМ. Их отсутствие вынудило бы Шеера рассмотреть другие варианты использования ФОМ, что является предпосылкой этого повествования.
Опыт Германии в Ютландии показал, что дредноутам не было места в действиях флота против дредноутов, поэтому дредноуты, оказавшие негативное влияние на ход сражения, провели остаток 1916 года в береговой обороне. В августе 1917 года II боевая эскадра была расформирована, и большинство кораблей были переведены на второстепенные обязанности, частично разоружены, чтобы освободить орудия для использования на берегу. Некоторые из них стали казармами или учебными кораблями или остались на действительной службе в качестве назначенных сторожевых кораблей в балтийских портах. Шесть из них должны были стать ядром германского военно-морского флота после Версаля, но таково было их плачевное состояние, что только три из них когда-либо считались малоэффективными в военно-морской роли.
****
Второй фактор британцы держали в строжайшем секрете. Комната 40 Адмиралтейства обеспечивала пеленгацию и перехват немецких военно-морских сигналов. Британцы получили копию основного немецкого справочника кодов с легкого крейсера «Магденбург», который был взят на абордаж российским флотом после того, как корабль сел на мель в российских территориальных водах в 1914 году. Поэтому немецкие военно-морские радиопередачи часто удавалось быстро расшифровать, и британское адмиралтейство обычно располагало подробной информацией о действиях Германии. Даже если они не были расшифрованы, они обычно могли указывать, когда вероятна крупная операция. Это предупредило Джеллико и Гранд Флит, и когда немецкий флот, казалось, был готов к отплытию, это дало возможность совершить вылазку как единое целое и расположить его для противодействия немецким планам.
Последним фактором стало несоответствие соответствующих уроков, извлеченных двумя сторонами из предыдущего столкновения в битве при Доггер-Банке в январе 1915 года между эскадрами линейных крейсеров двух флотов. Несмотря на то, что это была тактическая победа британцев, уроки этого сражения оказали ключевое влияние на последующее Ютландское сражение. Для немцев наиболее значительным было почти полное уничтожение «Зейдлица», которое выявило недостатки в защите его складов и опасность обращения с боеприпасами. Эти недостатки были устранены перед Ютландским сражением и предотвратили повторение внезапных пожаров, которые оказались столь разрушительными для британских линейных крейсеров в том сражении. Немцы подумали, что появление британской эскадры было слишком примечательным, чтобы быть совпадением, и пришли к выводу, что виноват шпион возле их базы в Джейд-Бей, а не то, что британцы читали их зашифрованные беспроводные сообщения. В нем командующему ФОМ адмиралу Шееру подчеркивалась необходимость адекватных разведывательных мер, чтобы не дать возможность застать ФОМ врасплох в будущих операциях.
Британцы, наоборот, в основном извлекли несколько неправильных уроков или потерпели неудачу в решении проблем, возникших в ходе этого сражения. В эйфории после победы британцев мало что предприняли по поводу недостатков, замеченных во время сражения. Плохая сигнализация и связь привели к тому, что командующий, вице-адмирал Битти, потерял контроль над сражением и упустил возможность одержать ошеломляющую победу, однако никаких последующих действий или анализа после боя для исправления выявленных проблем с сигналами предпринято не было.
Сражение также привело к ложному представлению о том, что успех был достигнут благодаря «граду огня», который был нанесен по их противникам.» Флот линейных крейсеров, воодушевленный своим командующим адмиралом Битти, стал делать упор на скорость стрельбы, что привело к сокращению времени обращения с боеприпасами в нарушение установленных протоколов безопасности. На учениях для быстрой подачи кордита к орудиям многие защитные люки оставались открытыми, которые следовало закрывать для защиты от внезапных возгораний. Мешки с кордитом также складывались штабелями и хранились локально, в обход конструктивных особенностей безопасности. Разместив заряды в камерах между орудийной башней и магазином, Королевский военно-морской флот повысил скорострельность, но оставил свои корабли уязвимыми к возгоранию боеприпасов по цепной реакции и взрывам магазинов. Эта мания скорости привела к появлению «вредных привычек безопасности», перенесенных в реальную боевую практику. Кроме того, доктрина высокой скорострельности также привела к решению увеличить запас боеприпасов в магазинах на 50%, опасаясь, что боеприпасы закончатся. Когда мощности оказались недостаточными, кордит хранили в небезопасных местах. Наконец, британская практика использования шелковых контейнеров для кордита, а не латунной «огнезащитной» системы немцев, сделала ее корабли особенно восприимчивыми к этой опасности. Последствия этих неудач будут жестоко раскрыты последующими событиями.
Именно эти вопросы должны были сыграть столь важную роль в исходе последующего сражения.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/nesbyvshiesya-perspektivy-kajzera-alternativnoe-yutlandskoe-srazhenie/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉