Первая мировая война положила конец эпохе крупных морских сражений. Однако именно в 1914–1918 годах подводные силы военно-морских флотов получили широкое распространение. Подводные лодки, проходившие первые боевые мили под водой, становились значимым фактором внешней политики.
При этом количество подводных лодок в арсенале стран-противников было относительно небольшим: всего 30 субмарин числилось в составе немецкого флота к началу 1915 года. Тем не менее, они по праву остались в истории как один из устрашающих символов Великой войны.
Германия не сразу приступила к неограниченной подводной войне. Боевые возможности субмарин тогда были очевидны многим. Рейнхард Шеер, командующий Флотом открытого моря в конце Первой мировой войны, отмечал:
«Применение подводных лодок в нашей войне с Англией имело исключительное значение».
Эти лодки угрожали как торговле Великобритании, так и её военно-морскому флоту. Однако первый план боевого использования немецких подводных лодок от октября 1914 года был отвергнут командованием. Такая стратегия могла бы привести к обвинениям со стороны нейтральных стран в нарушении международного права.
Ситуация кардинально изменилась после политического шага Великобритании, которая 2 ноября того же года объявила всю акваторию Северного моря зоной военных действий. Это решение означало морскую блокаду Центральных держав. Единственным симметричным ответом могла быть блокада самой Англии. Радикалы в военно-политической верхушке рейха настаивали на установлении такой блокады с помощью субмарин. Тем не менее, германский МИД и канцлер Теобальд фон Бетман-Гольвег опасались ухудшения отношений с нейтральными Италией и США. Жёсткая политика Лондона подтолкнула Берлин к решительным действиям, несмотря на опасения насчет реакции других стран. К тому же необходимо было пресечь их торговлю с Великобританией.
Как результат, 4 февраля 1915 года было объявлено заявление кайзера Вильгельма II, в котором территориальные воды вокруг Британского архипелага были провозглашены зоной военных действий. Спустя две недели все вражеские торговые суда в этих водах подлежали уничтожению. Спасение экипажей и пассажиров торговых судов не было гарантировано. 19 февраля началась неограниченная подводная война (которую сами немцы называли "ограниченной", поскольку американским и итальянским судам предоставлялась неприкосновенность) в Северном море и Ла-Манше. С 22 февраля она распространялась на остальные районы, где действовали военно-морские силы Германии.
Обычно число немецких подводных лодок составляло тридцать, но, по признанию командующего Кильской флотилией Андреаса Михельсена, против Англии могли действовать только 23 из них. Подводные лодки, обладая преимуществом скрытности перед надводными кораблями, были медлительными и уязвимыми. Их действия ограничивала дипломатия. Уже 12 февраля, ещё до начала блокады, посол США в Берлине Джерард передал ноту министру иностранных дел Германии Готлибу фон Ягову. В этой ноте американское правительство выразило своё неудовольствие текущей ситуацией и призвало немецкие власти к строгой ответственности за подобные действия. Ситуация могла привести к разрыву дипломатических отношений.
Кроме того, экипажам подводных лодок было сложно отличать суда по их подданству. Британское Адмиралтейство использовало флаги нейтральных стран для маскировки, что также практиковала и Германия. Некоторые торговые суда были вооружены артиллерией. Дальность огня подводных лодок была ограничена дальностью торпедных ударов, оставлявших следы на поверхности воды. Эти следы стали символом этапов неограниченной подводной войны:
- было уничтожено 228 торговых судов Антанты и 89 – нейтральных государств – внушительная результативность;
- худшие опасения берлинских дипломатов в итоге сбылись.
28 марта 1915 года произошёл инцидент с потоплением английского судна «Фалаба» с американским гражданином на борту. Политики в Штатах разделились во мнениях – реагировать, примкнув к блоку «Сердечного согласия», или же придерживаться изоляционизма. Сторонник последнего, госсекретать САСШ Уильям Брайан увещевал президента Вудро Вильсона закрыть глаза на произошедшую трагедию. Но любые аргументы сделала ничтожными последовавшая 7 мая гибель трансатлантического пассажирского лайнера «Лузитания».
Капитан-лейтенант Вальтер Швигер, командовавший субмариной U-20, был разочарован результатами похода к ирландскому побережью. В ходе миссии не удалось потопить ни одного вражеского судна, запасы горючего почти исчерпаны, и оставалось всего две торпеды. Направившись обратно в Вильгельмсхафен, в 14:20 он заметил на пути крупный пароход, и через 40 минут атаковал его. Пароход не имел флага и его название было закрашено. Единственной торпедой судно было поражено в центр, позади мостика, когда штурман U-20 с опозданием воскликнул: «Боже мой, это «Лузитания»!». Она вскоре пошла ко дну; из 1198 погибших пассажиров 128 были американцами.
Эта катастрофа стала национальным бедствием для Соединенных Штатов.
"Безжалостное потопление огромного лайнера "Лузитания" и гибель более полутора тысяч пассажиров, среди которых, возможно, половина были американцами, потрясли всю страну, как молния", – написал в те дни русский посол в Вашингтоне Ю. П. Бахметьев.
"Четвёртая власть" – СМИ развернули невиданную анти-немецкую кампанию. Говорить о нейтральной изоляции Америки от Антанты и Центральных держав уже не представлялось возможным. Президент Вильсон воздержался от вступления в Первую мировую войну, хотя перевес был на стороне союза с Великобританией.
Капитан-лейтенант Швигер был приговорён к смертной казни заочно. Его могилой спустя два с половиной года стали воды у берегов Дании. Однако в 1915 году, когда произошёл новый международный скандал из-за потопления немецкой подводной лодкой британского парохода «Арабик», на борту которого находились трое американцев, это событие вызвало не меньший резонанс. 27 августа Вильгельм II принял принципиальное решение о прекращении подводной войны.
Важно отметить, что в ходе этой войны торговые суда союзников далеко не всегда становились жертвами случайных обстоятельств. Консервативные немецкие историки упоминали об атаке немецкой субмарины U-33 английским пароходом «Брюссель» в апреле 1915 года. Капитан этого судна даже получил премию, хотя факт уничтожения вражеского корабля и не был подтверждён. За пару дней до атаки на «Лузитанию» английская подводная лодка потопила без предупреждения турецкий пароход «Стамбул» в водах Эгейского моря. Однако среди сотен погибших пассажиров не было американских граждан. Наконец, в течение десятилетий широко обсуждается конспирологическая версия гибели «Лузитании»: на её борту якобы перевозились большие запасы взрывчатки и боеприпасов для британской армии и флота. Считается, что детонация этого груза привела к гибели огромного лайнера. Недавние исследования останков судна водолазами, якобы, подтвердили эту гипотезу, однако официальных заявлений по этому поводу всё ещё нет.
Тем не менее, дипломатия и подводные лодки продолжали идти рука об руку. Политики прилагали значительные усилия для сглаживания конфликтов между Берлином и Вашингтоном, добиваясь на этом фронте определённых успехов. Однако моряки лишь добавляли им работы. 7 ноября 1915 года в Средиземном море был атакован итальянский лайнер «Анкона». На его борту снова находились граждане США, однако ни предупреждения, ни спасения они не дождались. Ответственность за этот акт взяла на себя Австро-Венгрия, но германо-американские отношения снова обострились.
Эскалации конфликта и возможному объявлению войны способствовали дальнейшие этапы подводной войны в 1916 году. Немецкие подлодки теперь атаковали без предупреждения как военные корабли, так и вооруженные торговые суда Антанты. В феврале был потоплен французский пассажирский пароход «Сассекс», на борту которого находились американцы. Ближайшие советники президента Вильсона настаивали на выдвижении ультиматума Германии, но затем согласились принять её извинения. Позже, к руководству армией в Германии пришли Гинденбург и Людендорф, сторонники войны до победного конца. Последовали ещё несколько трагедий с потоплением торговых судов, и 3 февраля 1917 года дипломатические отношения между рейхом и США были разорваны.
Когда завершалась Великая война, Германия прилагала огромные усилия для усиления своего подводного флота. Однако достичь поставленных задач она не смогла: империя и её армия потерпели поражение. Тогда Карл Дениц был ещё вахтенным офицером, Отто Кречмеру исполнилось лишь пять лет, а Гюнтер Прин только начал посещать школу… Весь опыт подводной борьбы 1915–1917 годов предстояло реализовать в морских сражениях Второй мировой войны.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/yurij-bahurin-nevidimyj-front-submariny-i-diplomatiya/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉