Найти в Дзене
Sunny Blues

«THE ROLLING STONES». Первый хит номер один

Оглавление

Гитарист THE ROLLING STONES Кит Ричардс придумал культовый рифф в номере мотеля, и это была их первая песня, которая возглавила чарты по обе стороны Атлантики

Кит Ричардс
Кит Ричардс

К лету 1965-го года STONES уже шесть раз попадали в американский Billboard Hot 100, но всего лишь дважды - в Топ 10. Так, в декабре 1964-го они добрались до заветной десятки, когда выпустили песню Time Is On My Side.

Прошло несколько месяцев, и они повторили успе, на сей раз с песней The Last Time.

А 12 июня в чарты США впервые попала (I Can’t Get No) Satisfaction, песня, которая вскоре стала безоговорочной классикой рок-музыки с одним из самых запоминающихся гитарных вступлений. Первый американский хит номер один группы THE ROLLING STONES, и их первый сингл, возглавивший чарты Британии и США.

«Кит проснулся посреди ночи»

6 мая 1965 года THE ROLLING STONES выступили перед примерно 3000 зрителей на стадионе Джека Рассела в Клируотере (Флорида) в рамках своего первого тура по США. St. Petersburg Times пишет, что около 200 молодых фанатов ввязались в стычку с полицейскими во время этого концерта, и STONES успели отыграть всего лишь четыре песни, после чего начался хаос. В ту же ночь их гитарист Кит Ричардс проснулся в своём гостиничном номере, в его голове крутился гитарный рифф и слова «Can't Get No Satisfaction». Он записал рифф на портативный магнитофон, опять уснул и на той же неделе принёс запись в студию. На плёнке был его гитарный рифф, после которого слышен храп.

Басист группы Билл Уаймен:

«Кит проснулся посреди ночи, а этот рифф уже сидел у него в голове, и он записал его на пленку».

В ту ночь Ричардс остановился в отеле «Форт Харрисон» (тогда называвшемся «Джек Тар Харрисон»). В 1975 году отель был куплен Церковью саентологии, после чего регулярно использовался для религиозных ретритов.

-2

Мик Джаггер написал весь текст для песни, кроме строчки «can't get no satisfaction». Песня рассказывает о том, что Джаггер считал двумя сторонами Америки: настоящей и фальшивой.

Песня от лица человека, который хочет найти подлинность, но не может сделать этого в тумане маркетинга. Во время тура по Америке Джаггер в полной мере ощутил на себе коммерциализацию этой страны, однако позже научился использовать это, зарабатывая в США огромные деньги на спонсорстве и мерчандайзинге.

10 мая в Chess Studios в Чикаго STONES записали первую версию песни, Брайан Джонс добавил губную гармошку. Кит вспоминает: «Мы записали Satisfaction, и я тут же забыл о ней, мы писали её с гармошкой, а в то время такой вариант рассматривался лишь как возможный би-сайд сингла или как проходной трек LP».

Через два дня в голливудской студии RCA Studios ROLLING STONES записали новую версию, отлично знакомую всем нам и вошедшую в историю рока.

«Чарли поменял темп», - объяснял Кит Ричардс в сентябре 1965 года. «А я подключил к своей гитаре фузз-бокс, он прибрал высокие частоты, и в целом получился очень интересный звук».

Сначала Кит Ричардс немного переживал, что его гитарный рифф не совсем оригинален, в какой-то момент он услышал в нем связь с хитом 1964 года группы MARTHA & THE VANDELLAS, записанным и выпущенным на Chess Records. Песня называлась Dancing in the Street. Но затем убедился в полной индивидуальности и фирменности его творения.

Кит пропустил свою гитару через Gibson Fuzz Box. Gibson только что прислали ему девайс, и гитарист подумал, что Fuzz Box добавит продолжительности сыгранным на гитаре нотам, и это хорошо прозвучит вместе с духовыми инструментами. Остальным участникам группы понравилось звучание гитары Кита и они решили оставить такой звук, он был очень необычным для рок-альбома. Самому Ричардсу результат показался слишком вычурным, но коллеги убедили его отказаться от идеи духовых инструментов и использовать в окончательной версии искажённый звук гитары.

В целом же Satisfaction не была первой песней, в которой использовалась фузз-гитара. Линк Рэй применял эффект ещё с конца 50-х, в том числе в своём хите Rumble.

В песне Энн-Маргрет 1961 года I Just Don't Understand гитарист Билли Стрэндж также подключал свой инструмент через фузз.

Он же задействовал устройство в песне Zip-A-Dee Doo-Dah группы BОВ B. SОХХ & THE BLUE JEANS в 1962 году.

Среди других исполнителей, использовавших фузз до Кита Ричардса, THE VENTURES (и их сингл 1962 года The 2000 Pound Bee),

а также Биг Джим Салливан в песне Hold Me.

THE ROLLING STONES обратились к фуззу вживую на своём третьем выступлении на шоу Эда Салливана, которое состоялось 13 февраля 1966 года. Строчка «Trying to make some girl» (пытаюсь завести себе какую-нибудь девушку) была забанена цензорами Салливана, поскольку шоу относилось к категории семейных. Салливан, пожалуй, был единственным американским ведущим, которому такие приемы в отношении STONES сходили с рук, они всегда помнили, что это он помог группе выйти на американский рынок.

На пятом концерте группы Джаггер вновь смилостивился и согласился исполнить песню Let’s Spend The Night Together (Давай проведём ночь вместе) под названием Let’s Spend Some Time Together (Давай проведём время вместе).

В США Satisfaction вышла 6 июня 1965 года, через месяц после того, как Кит Ричардс проснулся с готовым гитарным риффом, 10 июля она добралась до первой строчки чарта и продержалась там четыре недели.

В Британии сингл вышел только 20 августа 1965 года, поскольку THE STONES хотели быть на месте для его поддержки. 15 сентября он занял там первое место, пробыв на вершине две недели.

Дело было сделано, их следующий сингл Get Off of My Cloud вышел на первое место в обеих странах.

Out Of Our Heads

Satisfaction вошла в американскую версию альбома Out Of Our Heads, но не вошла в британскую, где бытовало мнение, что включение синглов в альбомы - это обман.

В стереомиксе её очень приятно слушать в наушниках, в одном канале звучат электрические инструменты, а в другом - акустические.

На фортепиано сыграл Джек Ницше, он же помогал продюсировать песню, а также добавил и сам сыграл на тамбурине, посчитав, что без этого голосу Джаггера не хватает душевности. Ницше был успешным продюсером, работавшим над многими ранними хитами группы, включая Get Off My Cloud и Paint It Black.

В 1966-м по просьбе Стива Кроппера и Букера Т. Джонса, входящих в аккомпанирующий состав его группы, Отис Реддинг записал кавер-версию Satisfaction. Ранее Отис вообще никогда не слышал эту песню, и она ему сразу не понравилась, но Стив и Букер уговорили его, и он радикально изменил многое, добавив духовые и сильно скорректировав текст. Кит Ричардс, изначально предполагавший использовать духовые для этой песни, был рад и высоко оценил версию Реддинга, которая стала одной из первых британских песен, перепетых заокеанским чернокожим музыкантом, до сих пор всё было наоборот. Версия Реддинга достигла в США 31-го места.

Cтоит также заметить, что фраза «I Can't Get No Satisfaction» - серьёзное нарушение правил грамматики английского языка, поскольку здесь использовано двойное отрицание, которое при правильном переводе означало бы то же, что и «I Can Get Satisfaction» (я могу получить удовлетворение).

Став хитом в США, песня сделала THE STONES звездами в этой стране, дальнейшей раскрутке помогло и то, что они уже сходу гастролировали по США в её поддержку. Кстати, у Чака Берри в песне Thirty Days есть строчка «I can't get no satisfaction from the judge». Большой поклонник Чака, Ричардс вполне мог именно оттуда заимствовать идею для названия.

20 мая 1965 года, за несколько недель до выхода песни в США, STONES вышли с Satisfaction на шоу Shindig! на канале ABC. А ещё немного раньше они заняли первое место в британских чартах с песней Little Red Rooster (единственный блюз, возглавлявший британский хит-парад), написанной Вилли Диксоном, и впервые записанной американским блюзменом Хаулином Вулфом. Англичане настояли на участии Вулфа в шоу Shindig! и помогли ему продвинуть его песню How Many More Years.

В 1988 году вышел фильм «Satisfaction» с Джастин Бейтман в роли солистки рок-группы.

В фильме она исполняет песню, которая также вошла в саундтрек, где исполнитель указан, как JUSTINE BATEMAN & THE MYSTERY. Джулия Робертс играет в фильме одну из участниц группы.

Мик Джаггер в 1995 году: «Многие очень пресыщаются своим хитом. Когда-то именно эта песня сделала THE ROLLING STONES, превратив нас из очередной группы в супергруппу. Обычно для этого достаточно одной песни. Мы не были американцами, а Америка - это сила, и мы всегда хотели добиться успеха именно здесь. Нас очень впечатлило, как эта песня и популярность нашей группы стали мировыми. Это, по сути, очень знаковая мелодия, своего рода фирменный стиль, который теперь знают все. У неё очень цепляющее название. И очень запоминающийся гитарный рифф. У неё отличный гитарный звук, очень оригинальный для того времени. Она передаёт дух времени, это очень важно для таких песен... Это было небольшое умопомешательство. Не совсем подходящее слово, но наверное единственное, которое хоть как-то подойдёт».

Также существует версия песни под названием (I Can't Get No) Cooperation о школьнике, которому никак не удаётся найти кого-нибудь, чтобы попрыгать вместе с ним на скакалке или покачаться на качелях.

Помимо Отиса Реддинга, сотни известных исполнителей исполняли свои кавер-версии Satisfaction.

Бритни Спирс включила свой кавер во второй альбом Oops!... I Did It Again, выпущенный в 2000 году. Она также исполнила её на церемонии вручения премии MTV Video Music Awards.

И при этом THE ROLLING STONES не владеют правами на неё! В 1965 году они подписали контракт с американским юристом Алленом Кляйном, который провернул целый ряд изобретательных бухгалтерских уловок, чтобы они смогли уйти от высоких британских налогов. В результате он стал контролировать большую часть их денег. Пытаясь расторгнуть контракт с ним, THE STONES передали ему права на издание всех песен, написанных ими до 1969 года, после чего он выплачивал все гонорары авторам, но контролировал использование песен. Кляйн умер в 2009-м, однако полные права на многие свои песни RS пока что так и не получили.

За эти годы THE ROLLING STONES играли её вживую, наверное, тысячу раз. Как им удаётся поддерживать её актуальность? Кит Ричардс уверен, что никогда не играет её одинаково.

В 2004 году Национальная футбольная лига США пережила шок от недопустимой выходки певицы Джанет Джексон, которая с помощью Джастина Тимберлейка «нарушила свой гардероб» на сцене во время Супербоула XL. Чувствительная американская публика была оскорблена, и НФЛ решили приглашать к себе только хорошо проверенных надежных людей, каковым в следующем году был выбран Пол Маккартни.

А в 2006-м - THE ROLLING STONES, включившие Satisfaction в свой сет-лист.

Вспоминая фуззбокс, который он использовал в этой песне, Кит Ричардс рассказал в 1992 году: «Это был первый рифф, созданный с педалью Gibson. Я хотел, чтобы было больше дисторшна - рифф должен звучать очень мощно и ноты тянуться долго, мы жгли усилители, выкручивая всё на полную, и всё равно ничего не получалось. А потом Иэн Стюарт зашёл за угол в магазин Music City Эли Уоллаха или другой какой-то и принёс оттуда дисторшн. Вот, попробуй вот этот. Просто экспромт. Он появился из ниоткуда. После этого я полностью так и не вник в эту штуку. Я использовал его очень ограниченно, но для этой песни он подошел идеально».

Ричардс использовал свой фуззбокс, но он играл и на чистом звуке в этой же песне, а Брайан Джонс - постоянно на акустической гитаре. А это означало, что Киту приходилось во время песни неоднократно переключаться с одного звука на другой, поскольку наложения тогда ещё редко применяли. Если внимательно вслушиваться в песню, можно услышать, как на 00:36 Кит включает свой фузз с характерным щелчком, как раз между словами Джаггера «get» и «no».

Примерно на 1:35 Кит, немного промахнувшись по времени, слишком поздно включает фузз, и в итоге не успевает во время начать играть рифф.

В следующем куплете (2:33) он, вероятно, хочет убедиться, что фузз включён, поэтому здесь можно обнаружить короткую, но слышимую «ненужную» ноту с фуззом, сыгранную перед самым риффом.

-3

Несмотря на явные нападки на телевизионную рекламу в Satisfaction («Когда я смотрю телевизор, этот мужчина выходит и говорит мне, насколько белыми могут быть мои рубашки...»), компания Snickers очень хотела заполучить её для продвижения «Snickers Satisfies», они получили песню со слов Аллена Кляйна за 4 миллиона долларов, Кляйн заявил, что 2,8 миллиона долларов из этой суммы он отдал авторам песни Джаггеру и Ричардсу

Самое смешное здесь то, что Snickers не получил оригинальную песню за эти деньги. В их рекламе, вышедшей в эфир в 1991 году, использована версия, исполненная студийными музыкантами.

В том же 1991-м рэппер Ванилла Айс на пике своей популярности переработал Satisfaction в стиле нью-джек-свинг.

Его версия достигла 69-го места в чарте Billboard Airplay. Авторство его варианта указано, как Джаггер/Ричардс, так что все авторские отчисления достались им.

Долли Партон записала версию Satisfaction в стиле «girl power» для своего сорок девятого альбома Rockstar 2023 года при поддержке Пинк и Брэнди Карлайл, полностью перевернув текст и смысл песни с ног на голову.

Читать также: