Индивидуальные средства передвижения становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Растущее число людей, особенно среди молодежи, выбирают этот вид транспорта как предпочтительный. Экономия и удобство очевидны: отсутствие платы за проезд, возможность избежать пробок и более быстрое перемещение по сравнению с ходьбой делают их привлекательными. Однако есть нюансы, которые обусловлены ПДД.
Тем не менее даже самый простой инструмент может представлять опасность при неправильном использовании. То же самое относится и к средствам индивидуальной мобильности. О том, как обеспечить гармоничное сосуществование с этим видом транспорта, чтобы создать комфортные и, самое главное, безопасные условия для всех участников дорожного движения, рассказала Юлия Фокина, начальник организационно-аналитического отделения Управления Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия.
Что такое СИМ с точки зрения ПДД?
В соответствии с пунктом 56 раздела 1.2 ПДД, к средствам индивидуальной мобильности (СИМ) относятся устройства с одним или несколькими колесами, предназначенные для личного передвижения с использованием двигателя. Примерами являются электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи и моноколеса.
В одном из дел, рассмотренных Верховным Судом РФ, было подчеркнуто, что электросамокат классифицируется как транспортное средство. Как и другие ТС, он предназначен для перевозки людей, грузов или оборудования. Если устройство обладает характеристиками, аналогичными автомототранспортным средствам (например, объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или мощность электродвигателя более 4 кВт и скорость свыше 50 км/ч), может потребоваться водительское удостоверение. Управление электросамокатом с двигателем мощностью более 0,25 кВт может потребовать наличия водительских прав.
Если мощность электросамоката превышает 0,25 кВт, а максимальная скорость – 25 км/ч, он классифицируется как мопед, требующий водительского удостоверения (п. 4 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения). В этом случае СИМ может быть классифицирован как мопед, в зависимости от конструктивных и технических особенностей.
В прошлом году в Мордовии было зарегистрировано 6 аварий с участием СИМ, в результате которых шесть человек получили травмы. Поскольку СИМ рассматриваются как транспортные средства, учет и оформление таких происшествий осуществляется как обычные ДТП.
В 2025 году произошло пять ДТП с участием устройств, конструктивно схожих с СИМ, но с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт до 4 кВт, в которых пострадали пять человек (все управляли мощными СИМ). Эти ТС рассматриваются как мопеды с электродвигателем, и к водителям применяются нормы главы 12 КоАП РФ. Для управления такими ТС необходимо водительское удостоверение категории «М». В четырех из пяти ДТП водители не имели прав, в трех – ехали без мотошлема, а в одном – находились в состоянии алкогольного опьянения.
Ответственность за нарушения ПДД водителями СИМ
Если лицо, использующее средство индивидуальной мобильности, нарушает Правила дорожного движения, то ситуация квалифицируется по части 2 статьи 12.29 КоАП РФ. Если же нарушение совершено в состоянии опьянения, то применяется часть 3 этой же статьи. В первом случае нарушитель заплатит штраф в размере 800 рублей, а во втором – от 1000 до 1500 рублей.
В ситуации, когда использование СИМ создает помехи для движения другого транспорта, нарушение рассматривается по части 1 статьи 12.30 КоАП РФ. Если по неосторожности был причинен легкий или средний вред здоровью другому человеку, применяется часть 2 этой статьи. Штраф в первом случае составит 1000 рублей, а во втором – от 1000 до 1500 рублей.
Рассматривать дела об административных правонарушениях по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ уполномочены сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание, а также старшие участковые и участковые уполномоченные полиции, в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ.
СИМ не нужно регистрировать в государственных органах. Владельцы СИМ не обязаны оформлять полис ОСАГО. Для управления СИМ не требуется водительское удостоверение. Если двух- или трехколесное транспортное средство с максимальной скоростью до 50 км/ч оснащено электродвигателем мощностью более 0,25 кВт, но менее 4 кВт, то оно может быть классифицировано как мопед. Мопеды, согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011, относятся к категории L и должны соответствовать определенным требованиям (фары, световозвращатели, габаритные огни, сигналы торможения, указатели поворота и т.д.). Для управления мопедом необходимо водительское удостоверение категории «М».
Нарушения, совершенные на таких транспортных средствах, будут квалифицироваться по соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ.
________________
Подпишитесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии, этим вы поможете донести важную информацию до большего количества людей.