Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Информация в «цифре» об погоде и аэоронавигационной обстановке в аэропорту назначения будет доступна экипажам из любой точки мира

Оглавление

В России успешно протестировали новый сервис доставки метеорологической и аэронавигационной информации на борт самолета по цифровой линии связи. Пилоты теперь смогут получать цифровые метеосводки из российских аэропортов из любой точки мира заранее. Об этом сообщила Ассоциация "Цифровой транспорт и логистика" изданию "Авиация России".

Новая технология обмена сообщениями значительно повысит качество и достоверность данных. Это снизит нагрузку на пилотов и диспетчеров, что в конечном итоге повысит безопасность полетов. Представители Ассоциации подчеркнули важность этого нововведения.

Совместные испытания в Пулково и Стригино прошли с участием ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", "Аэрофлота", "Инфоком-Авиа", "ЦНТИ "Элерон" и SITAONAIR при поддержке Росавиации. Было протестировано оборудование для цифрового сервиса D-ATIS, разработанного компанией "Азимут", входящей в Госкорпорацию "Ростех" и Ассоциацию "Цифровой транспорт и логистика".

Сейчас аэропорты России передают метеосводки и аэронавигационные данные пилотам с помощью радиовещания на расстоянии не более 300 км. Сервис D-ATIS передает информацию в цифровом формате, что соответствует международным стандартам. Эти данные можно отобразить на индикаторе в кабине или распечатать на принтере самолета, и они доступны в любой точке мира.

Экипаж получил информациию и готовится к посадке
Экипаж получил информациию и готовится к посадке

Компания «Аэрофлот» предложила внедрить новый сервис в 14 крупных аэропортах России, включая московский авиаузел (Шереметьево и Домодедово), Санкт-Петербург (Пулково), Красноярск (Емельяново), Сочи, Симферополь, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Иркутск.

Этот шаг — часть дорожной карты Росавиации, направленной на полный переход к российским цифровым технологиям. Цель цифровизации системы обмена данными «борт — земля» — повысить безопасность полётов, снизить нагрузку на диспетчеров и сделать авиационную отрасль независимой от зарубежных технологий.

Российский сервис D-ATIS будет внедряться поэтапно по всей стране. В этом проекте участвуют «Госкорпорация по ОрВД», компания-интегратор и оператор сети передачи данных «борт — земля» — «Инфоком-Авиа», а также ведущие отечественные производители авиационного оборудования — «Алмаз», «Фирма НИТА» и Производственная компания «Азимут» (входит в Ростех). Специальные испытания сервиса прошли при их поддержке.

Виктор Соломенцев, заместитель генерального директора "Азимута" и ведущий Ассоциации ЦТЛ, отметил важность этого инновационного подхода. Юрий Токарев, заместитель гендиректора ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", подчеркнул эффективность и актуальность D-ATIS. Он добавил, что внедрение цифровых технологий повысит безопасность полетов и конкурентоспособность воздушного пространства России.

Рабочая группа "Полеты по согласованной цифровой траектории" разрабатывает национальную дорожную карту проекта. В нее входят представители Минтранса России, "Госкорпорации по ОрВД", "Азимута", "Аэрофлота" и других экспертов. Готовый к внедрению цифровой сервис D-ATIS (Digital Automatic Terminal Information Service) успешно протестировали российские компании.

Дисплей D-ATIS в кабине пилотов
Дисплей D-ATIS в кабине пилотов

Сервис D-ATIS разработан для быстрой передачи информации о погоде, состоянии взлетно-посадочных полос и других навигационных данных. Он обеспечит экипажам мгновенный доступ к актуальным сведениям, что повысит точность подготовки к посадке.

В 2020 году "Аэрофлот" и другие ведущие авиаперевозчики протестировали D-ATIS в Пулково, Стригино, Внуково и Курумоче. Теперь Россия готова к самостоятельному обеспечению цифровой передачи сообщений в авиации.