Мария:- Сегодня мы поговорим о том, как жить после алалии, когда коррекция уже завершена и ребёнок находится в полной норме. Сегодня на обследовании у меня была ситуация: родители рассказали, что логопед сказал им, будто после занятий с ним пройдёт ещё целый год, в течение которого ребёнок будет учиться говорить, и только потом всё станет хорошо, и наступит норма.
Ирина:- Это не так.
Жизнь после алалии: что дальше? Когда открыты все пути.
Мария:- Ещё раз повторюсь, чтобы родители нас правильно поняли: либо алалия, либо норма. Так вот, сегодня мы говорим о том, когда вы уже находитесь в норме. Больше мы вам ничего советовать не будем — просто расскажем, как дальше жить. Когда ребёнок уже в норме, всё остальное — в ваших руках. Итак, ребёнок вышел в норму, и родители понимают: занятий больше нет. Но мы-то уже привыкли заниматься, развивать ребёнка, придумывать что-то новое, да и планы на будущее уже есть. Здесь я бы сказала так: каждая семья сама решает, чего хочет для своего ребёнка. Например, у вашего замечательного малыша (или уже не малыша, а ребёнка предшкольного возраста) могут быть выдающиеся математические способности. Почему бы их не развивать и не задуматься о будущей профессии? Сейчас, когда ваш ребёнок в норме, можно мечтать и планировать что угодно. Для него открыты все пути и возможности.
Ирина:- Причём и «говорящие» профессии тоже. У нас были случаи (правда, довольно давно, сейчас эти дети уже взрослые), когда выпускники поступали на юридический факультет. Это же, извините, типичная «говорящая» профессия — кем бы ты там ни работал, придётся много говорить, и без всяких проблем.
Мария:- А как насчёт иностранных языков? Дети после алалии часто легко усваивают их и нередко выбирают это направление. Почему бы не изучать языки, если вам или вашему ребёнку этого хочется, и вы видите у него интерес? Также у ребёнка могут быть способности в музыке — особенно часто это встречается у тех, у кого раньше была алалия. У них нередко абсолютный слух. Например, у меня есть мальчики, которые выбрали музыкальный путь, и это прекрасно. Для вас, как родителей, теперь открыты все горизонты.
Ирина:- Да, у меня, например, была девочка, которая всерьёз увлеклась художественной гимнастикой. Мама очень переживала, что дочь не любит читать на русском языке — просто не любит, потому что семья живёт в другой стране. Зато у девочки — медали, национальная сборная, и вообще всё, что только можно, в художественной гимнастике.
Мария:- Такое тоже бывает.
Ирина:- Потому что после такой серьёзной коррекционной работы, когда трудятся и родители, и ребёнок (а про работу логопедов мы вообще молчим — это отдельная история), наши дети привыкают к настойчивости, терпению, усидчивости. И часто достигают гораздо больших результатов, чем те, кто просто гулял, начинал и бросал: тут попробовал, там отказался. Наши умеют добиваться целей.
Мария:- В то же время, если вы закончили коррекционную работу, когда малышу, например, всего 3 года, нужно смотреть по ситуации. Бывает, что в таком возрасте ребёнку, наоборот, важно выдохнуть: просто наиграться, набегаться и прожить своё обычное счастливое детство.
Ребенок много разговаривает.
Ирина:- Угу. Но при этом он всё равно пристаёт к маме: «Давай почитаем. Давай я тебе сказку расскажу. А я тут такое видел…». У таких детей часто очень высокий познавательный интерес. Имейте в виду: первое время вы будете уставать, но уже от другого — от того, что ребёнок непрерывно с вами разговаривает. Я, например, научилась такому интонационному «гыканию» — когда идёшь с ребёнком гулять, а он начинает: «Мама, мама, мама! А вот тут смотри! А вот это туда! А вот здесь ещё…» Разговаривать с ним — это тоже труд. Имейте в виду: пару-тройку лет он будет болтать больше, чем кто угодно. И только спустя время, наговорившись, ребёнок научится спокойно относиться к тому, что теперь он может говорить много — без страха, без боли, без осуждающих комментариев, без постоянных поправок. Потом он приходит в абсолютную норму — наговорившись, — и уже говорит спокойно.
Мария:- Так, но он и так в абсолютной норме.
Ирина:- Я имею в виду вот что: раньше он молчал — это была не норма. Потом он научился говорить — да, он говорит, но это ещё не совсем норма, потому что говорит он много, очень много. А потом он успокаивается, и вы уже общаетесь с ним совершенно на равных, даже успеваете вставлять свои комментарии в его монологи.
Мамина адаптация к новой реальности
Мария:- Мы ведь уже говорили, что наши дети очень привыкли, если что-то не так — остановиться, подумать, поправить себя, сформулировать фразу. Со временем это уходит. Здесь важно, чтобы мама тоже перестроилась: понять, что я уже с ним не занимаюсь, не поправляю, а просто разговариваю и общаюсь. Точно так же, как мама адаптируется к мысли: «Всё, мы живём спокойно, у нас всё хорошо», — ребёнок тоже адаптируется к этому состоянию.
Ирина:- Вспомнила смешные моменты из прошлого. Одна бабушка, которая занималась с внуком в конце коррекционной работы, сказала: «Ирина Петровна, у меня проблема. Я на детских площадках начинаю поправлять других детей». Сдерживайте себя! Это временно, но постарайтесь не приставать к чужим детям.
Забудьте про алалию — живите своей жизнью
Мария:- Ещё один совет родителям, раз уж мы затронули эту тему. Когда мы заканчиваем заниматься и у ребёнка всё хорошо (в предыдущей статье мы уже говорили, как расстаться с логопедом, и что мамы переживают и боятся), пожалуйста, дорогие родители, не заходите потом на форумы для родителей детей с алалией. Не пытайтесь кого-то чему-то учить. Нужно просто отойти от этого. В вашей жизни больше не должно быть этой «алалии». Её уже нет. У вашего ребёнка её нет. Сейчас вашему ребёнку нужна просто мама. Когда вы заходите на форумы, читаете чужие истории, расстраиваетесь или даёте советы, вы невольно дестабилизируете свою ситуацию. Начинаете искать в своём ребёнке какие-то проблемы. Всё, что я сейчас говорю, — без обиды для наших родителей.
Ирина:- Просто так хочется…
Мария:- Помочь без опыта… Да, сейчас ребёнку нужна просто мама, а вашему супругу — просто жена, которая уже не зациклена на алалии или детях с алалией.
Ирина:- Берём отпуск — и едем. По моим наблюдениям, все попытки наших мам подсказать другим мамам — где-то в садике, на улице, на форумах или в чатах — всегда заканчиваются одним и тем же: разочарованием. Разочарованием в том, что не удалось убедить, что это возможно, что это работает. Нужно просто помнить одну простую вещь: каждая мама должна пройти этот путь сама. Она должна сама встать на него и пройти до конца. Никого нельзя туда насильно затолкать. Никого нельзя тянуть за собой.
Мария:- И потом, я думаю, что ни один из наших родителей не хочет тратить несколько лет своей жизни на то, чтобы обучать другую маму.
Ирина:- Да. И вот, кстати… иногда бывает — не среди наших мам, потому что они, как правило, стараются всё это оставить в прошлом и спокойно жить дальше, — но встречаются случаи, когда кто-то немного позанимался со своим ребёнком и решает: «А я тоже буду логопедом, буду обучать чужих детей». Нет. Если нет профильного образования и большого опыта, чаще всего у таких бывших мам-корректоров это получается не очень хорошо. Потому что каждый ребёнок особенный. Да, мы иногда шутим: «Они все одинаковые, они всегда так себя ведут». Но на самом деле каждый ребёнок — уникальный, у каждого свои нюансы, даже в речи. Поэтому, если у вас возникает мысль «я помогла своему, помогу и вашему», — без образования и опыта лучше притормозите. Вернитесь к своим делам, своим интересам и игрушкам.
Мария:- В общем, дорогие родители, желаю вам жить свою большую, классную, счастливую жизнь со своей семьёй и забыть про алалию как про страшный сон — у вашего ребёнка её уже нет. И на такой хорошей ноте скажем: дальше развитие вашего ребёнка идёт строго по возрасту. Занимайтесь любыми видами спорта, любыми увлечениями. Всем, что вам нравится и что вы мечтали вложить в своего ребёнка. Вспомните свои мечты, которые были до того, как появилась алалия. Вспомните, как во время беременности вы представляли себе, каким он будет, как хотели его воспитывать и растить. И теперь — воплощайте это.
Ирина:- Шейте платьица, занимайтесь вышивкой подушек, кулинарией, путешествиями, альпинизмом — чем угодно. И, наконец, вспомните о своей жизни. Да, это очень важно. Вернитесь на любимую работу, которую, возможно, пришлось отложить ради великого дела коррекции.
Мария:- И не переживайте, если сейчас ребёнок «наговорится» и будет меньше в вас нуждаться. Это нормально, так и должно быть. У всех детей так. Теперь они у нас самостоятельные, взрослые, всё могут и всё умеют.