Найти в Дзене

Норма после алалии: когда и как заканчиваются занятия с логопедом?

Оглавление

Ирина: - Сегодня… ну, с одной стороны, тема радостная, а с другой — немного грустная. Как расставаться после окончания коррекционной работы с логопедом.

Мария:- Как логопеду расставаться с детками. Я бы сказала, что не только мамам тяжело расставаться с логопедом, но и самому логопеду тоже. Потому что коррекционная работа у нас… ну, пусть и не самая длинная, да?

Ирина:- Ну конечно.

Мария:- Но тем не менее — это промежуток, отрезок времени, во время которого ребёнок рос, развивался, становился...

Ирина:- Ой, почти родной.

Почему так важен последний месяц занятий — и как принять, что работа завершена

Мария:- Самое главное здесь — родителям вовремя понять, когда специалист говорит, что мы занимаемся последний месяц, что коррекционная работа подходит к завершению, что у ребёнка всё хорошо. И вот в этот момент, как правило, у наших любимых мам возникает паника: «Ой, нет!»

Ирина:- Как жить дальше? Что будет?

Мария:- Что произойдёт? Да. И мама начинает выискивать — даже если на занятии она радовалась, рассказывала, как у ребёнка всё здорово: и это умеет, и то делает, и там, и там, и там… А ты говоришь: «Мы заканчиваем». Проходит ровно две минуты — и мама: «Нет-нет-нет! У него ещё вот этого не хватает! И вот этого!» — и начинает придумывать, да?

Ирина:- Выискивать, да. Наш мозг так устроен, что мы начинаем искать: а вдруг вот тут, а может, вот здесь… Начинаешь зацикливаться на каких-то моментах. Но если вы прошли курс занятий со специалистом, работающим по языковой концепции, и у ребёнка — полная норма (не ОНР-3, не ОНР-4, как мы говорили в предыдущем видео, а именно норма), значит, это действительно норма.

Почему небольшие ошибки в речи детей при общей норме — это нормально

Ирина:- Обычно мама придумывает: «А он однажды сказал вот так...»
И мы начинаем объяснять, что ошибки такого рода бывают у всех детей до определённого возраста — до 9–10 лет. Например, глаголы часто произносятся неправильно, особенно с приставками: вид, совершенный/несовершенный, могут немного путаться. Даже взрослые путают: класть — ложить. Мы просто объясняем: это нормально. Пару-тройку раз исправите — как у обычного ребёнка — и всё исчезнет. Это перерастает в нормальную, обычную речь. Но обязательно спросите у своего логопеда обо всех возможных ошибках — насколько они серьёзны, останутся ли или уйдут. Пусть специалист объяснит: это норма или патология. Тогда будет гораздо проще понять, сколько ещё нужно заниматься и легче пережить этап расставания.

Как сделать расставание с логопедом легче: ведите план занятий и отмечайте, сколько уже пройдено

Ирина:- Если у вас есть план коррекционной работы — регулярно в него заглядывайте. Смотрите, сколько уже выполнено, сколько осталось. Иногда там всего парочка пунктов, чуть-чуть — и всё. Это помогает маме психологически подготовиться к тому, что скоро всё завершится. Как мама говорит:«Когда же это закончится?..» — а вот, по плану видно: всё сделано. Осталось всего пара занятий, проверили связанную речь — звучит безупречно. И вы уже морально готовы и спокойно уходите.

Мария:- То есть, обычно мы предупреждаем за месяц.

Ирина:- За месяц обязательно нужно предупредить. А не так, что: «Завтра — и всё». Нет-нет, так нельзя. Ты за это время привыкаешь к стабильности: что два раза в неделю приходишь к логопеду, обсуждаешь не только проблемы ребёнка, но иногда и свои — психологические. А тут вдруг тебе говорят: «Завтра всё заканчивается» — это как конец дружбы. Это обидно. Поэтому заранеедоговариваемся: когда мы попьём чай на последнем занятии, с какой частотой будем потом списываться, хвастаться успехами в садике, в школе, в кружках, присылать видео, поздравлять друг друга с праздниками… Вот это всё делается немного заранее. Это совет логопедам: готовьте родителей заранее.

Мария:- И сами готовьтесь.

Как логопеду подготовиться к расставанию с ребёнком после завершения коррекции алалии

-2

Ирина:- Теперь второй момент — как логопеду расстаться, не разрыдавшись на последнем чаепитии, потому что он такой лапочка, а уходит. Я, честно, иногда смеюсь, когда рассказываю родителям:«Вот, вначале вы пришли и говорите — он так плохо себя ведёт!» Я отвечаю: «Да знаю, они все так себя ведут». У нас очень сложная работа. Я жалуюсь, потому что всю коррекционную работу он "стоял на ушах", спорил, ругался, доказывал свою правоту… А когда всё закончилось — вдруг: «Всего доброго, Ирина Петровна. Я пришлю вам видео со стишком на Рождество» — и такой замечательный, красивый, уходит. Покидает тебя. Уходит в большой мир. Для других он будет красавчиком.

Мария:- Кстати, не надо отчаиваться. Потому что на последнем занятии, когда мы пьём чай с тортиком, у меня регулярно такое бывает: Если до этого он мог спрашивать: «А где ты была?» — «Я по тебе соскучился, Маша» — То когда я ему говорю, что следующее занятие будет последним, что мы будем отмечать — всё это проговариваем… Он приходит, мы пьём чай с тортиком, он быстро съедает свой кусочек, что-то рассказывает — и говорит: «Ну всё, пока! Я пошёл».

Ирина:- У меня был случай, когда мама говорит малышу: «Сейчас попьём чайку, веди себя хорошо, потому что это наша последняя встреча». А он: «Всё? Больше не будет занятий? Правда? Совсем?»Она говорит: «Ну да…» Он расплакался — и просто ушёл. Даже чай не попил. Но мы с мамой попрощались. А до этого он говорил: «Я буду ходить к вам вечно! Я вас так люблю!» Это нормально.

Завершение коррекции алалии — трогательный момент и для родителей, и для специалиста

Мария:- На самом деле, это всегда очень важный и трогательный момент — как для родителей, так и для логопеда. Потому что ты отпускаешь ребёнка в большую, обычную, счастливую жизнь, где уже не будет речевых проблем. Я всегда желаю родителям и детям: пусть вот эти несколько лет, когда мы занимались, боролись с алалией, будут самым сложным этапом в жизни ребёнка. Пусть дальше всё будет идти легко.

Ирина:- Так и происходит. Наши дети, которые привыкли заниматься, потом везде учатся хорошо — и в школе, и в кружках. Чуть-чуть о практических моментах — как логопеду отпустить. Говорю по себе — не из книжек. Когда понимаешь, что работа подходит к концу, начинаешь готовить родителей и ребёнка. И вдруг тебя охватывает паника. Маленькая, но всё же: «А точно ли я всё сделала? А уверена ли я? Больше ведь не будет занятий...» И сам начинаешь сомневаться: всё ли правильно у ребёнка, всё ли отработано? Спасает одно — открываешь возрастные речевые нормативы, смотришь — и понимаешь: ну нечего больше делать! Всё идеально, всё "вылизано", всё вычищено. И каждый раз, в последний месяц, как мантру повторяешь себе: «Да, это сделано. И это сделано. Всё перепроверено».

И мне кажется, что не только у меня такие ощущения. Логопеды ведь часто сомневаются.

Мария:- Это всегда так. Я говорила уже, как хорошо, что мы работаем одной командой. Но всё равно — каждый раз, перед тем как отпустить ребёнка, мы проходим через это. Посмотрим свежим взглядом. Да, взглянуть со стороны, увидеть — так всегда и бывает.

Ирина:- Это помогает, потому что думаешь: «Фух, я молодец, я всё сделала!»

Практические советы: как возрастные нормы помогают понять, что коррекция окончена и речь в норме

Мария:- Если логопед вас уже настроил, сказал, что всё хорошо, но вы всё равно сомневаетесь, вам тревожно — можно найти в интернете простые контрольные вопросы для детей: например, для 3–4 лет, 5–6, 7–8 и так далее. Причём эти вопросы обычно идут по двухлетним промежуткам. То есть не для строго трёх лет, а, например, для 2–4, 4–6 лет и так далее. И там есть уровни сложности: лёгкий, средний, сложный. Просто пройдитесь с ребёнком по этим вопросам — вы увидите, с какой лёгкостью он отвечает, как много он знает. Это на самом деле очень классная штука. Мы сами иногда этим пользуемся, чтобы перепроверить своих деток. Но и родители тоже вполне могут это сделать самостоятельно. Так что если вы сомневаетесь, соответствует ли речь вашего ребёнка возрастной норме — вот вам простой и доступный способ это проверить.

Ирина:- То самое понятие «норма» — это то, что присуще большинству. Всё рассчитано именно на большинство. И когда вы посмотрите — увидите: да, всё на месте, всё в порядке.

Мария:- Обычно родители в этот момент, после этих контрольных вопросов, очень удивляются:«Сколько всего, оказывается, наш ребёнок знает!»

Ирина:- Да! Это «эффект близости» — пока ты рядом с ребёнком каждый день, не замечаешь, как он вырос, как изменился. Мы — специалисты — порой не замечаем, а уж родители — тем более. И вот когда охватывает паника (у родителей, у логопедов) — можно просто пересмотреть старые видео.Когда ещё ничего не было.

Мария:- Вот!

Ирина:- Это настоящая психологическая поддержка: «Вау, ну всё, правда — небо и земля!» Тогда становится легче.

Мария:- А что вообще такое «норма» в речи ребёнка — мы подробно рассказали в другой статье. Так что можете пересмотреть — там чётко объяснено: что такое норма, а что — ненорма.

Ирина:- Или же можно зайти на сайт, на страничку с нормативами развития детей — по речи, по физиологии и по всем другим параметрам. Ну всё! Радостно занимайтесь, радостно заканчивайте коррекционную работу — и пусть у вас всё будет хорошо.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Запуск речи, выход из алалии, динамика и результаты детей, которые занимаются у нас:

Запуск речи для неговорящих детей. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. Информация для родителей. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК

-3

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?