Найти в Дзене
Blackwood history

Варварские королевства. Дом меча.

Мечи эпохи "варварских королевств" были хороши. Причем хороши настолько, что даже во времена "эпохи викингов" старые мечи почитались воинами так сильно, что даже дали начало множествам легенд о волшебных мечах, начиная от Экскалибура и заканчивая былинами о "мече-кладенце". Но было и у этого великолепного оружия своя слабость. Не страшащиеся твёрдого деревянного щита, кольчужного железа и даже каменной стены, мечи эти панически боялись воды, а вернее влажности вообще. Дождь, снег, туман, да даже и обычная утренняя роса, могли уничтожить их намного вернее, чем сотни врагов и десяток сражений. Ведь средневековый меч, при всей его прочности и надежности, был штукой крайне чувствительной к любому внешнему воздействию. И для того, чтобы его начала жрать коррозия, его не нужно даже окунать в воду. Достаточно просто полапать руками и не протереть после этого. Потожировые следы от пальцев, менее чем за пару суток превращаются в рыжие пятна на лезвии и если их во время не увидеть и не удалить,

Мечи эпохи "варварских королевств" были хороши. Причем хороши настолько, что даже во времена "эпохи викингов" старые мечи почитались воинами так сильно, что даже дали начало множествам легенд о волшебных мечах, начиная от Экскалибура и заканчивая былинами о "мече-кладенце". Но было и у этого великолепного оружия своя слабость. Не страшащиеся твёрдого деревянного щита, кольчужного железа и даже каменной стены, мечи эти панически боялись воды, а вернее влажности вообще.

Дождь, снег, туман, да даже и обычная утренняя роса, могли уничтожить их намного вернее, чем сотни врагов и десяток сражений. Ведь средневековый меч, при всей его прочности и надежности, был штукой крайне чувствительной к любому внешнему воздействию. И для того, чтобы его начала жрать коррозия, его не нужно даже окунать в воду. Достаточно просто полапать руками и не протереть после этого. Потожировые следы от пальцев, менее чем за пару суток превращаются в рыжие пятна на лезвии и если их во время не увидеть и не удалить, то последствия могут быть не то чтобы сильно приятными.

Что уж говорить о настоящей непогоде, смертельном противнике для любого средневекового оружия. Особенно если помнить, что средневековая цивилизация - это уличная цивилизация, так как большую часть времени люди, а особенно воины, жившие в те славные времена, проводили, как правило, под открытым небом. Более чем близко знакомясь со всеми прелестями средневекового погодобразования.

И вот от всего этого, оружие, конечно, хотелось бы уберечь. Поместив в максимально герметичный контейнер. Благо такой был уже давно известен, и назывался он ножны. Вот именно о них мы сегодня и поговорим.

Дом меча и его житель.
Дом меча и его житель.

Собственно, ножны были известны издревле, еще со времен бронзового века. Но такими, как мы привыкли их видеть, они стали во времена "Великого переселения народов", падения Рима и эпохи "варварских королевств". Древние ножны античности, как правило, были довольно просты и представляли собой обычный чехол для оружия, деревянный или сшитый из толстой негнущейся кожи. Известны также и металлические ножны кельтских вождей и ближневосточной аристократии. Но и они представляли собой все те же две планки, скрепленные пайкой, клепкой или кузнечной сваркой. Иногда их обтягивали декоративной кожей и украшали фурнитурой. И на этом, в общем, все.

В таких ножнах носили мечи греческие герои, римляне, кельты, иберы, понтийцы, воины Карфагена. И все у них было, в общем, хорошо. Но однажды времена изменились. Волна племен, двинувшая на запад от голода, морозов и черной саранчи гуннов, походя, ломала мировое устройство, сталкивая Римскую Европу в темные века. Времена, когда ценность оружия, особенно мечей, вырастала неимоверно, а значит и уход за ним становился чрезвычайно важным мероприятием.

Ни один меч парфянина, грека или римского легионера не стоил так дорого и не был настолько сакрализирован для него, как клинок, что носил на своем поясе гот, франк или вандал, пришедшие на земли Рима. И поэтому ни один из недавних лучших дружинников варварских вождей, а теперь легионеров Вечного города, не мог удовлетвориться простыми деревянными ножнами. Ну просто потому, что слишком ценной вещью для него был его меч.

Самое ценное что у тебя есть.
Самое ценное что у тебя есть.

И вот примерно в III-VI веке мы видим первые попытки усложнения конструкции ножен. Теперь это были не просто две скрепленные деревянные (или металлические) планки с фурнитурой под крепление и простейшим стопором, препятствующим выпадению клинка. Ножны понемногу стали превращаться в более или менее сложную конструкцию.

Основой ее, служили все те же деревянные планки с выбранным по всей их длине вырезом под лезвие меча. Вот только были эти планки намного тоньше, чем еще пару веков назад, потому что были это не ножны, а всего лишь основа под них. Изнутри ножны проклеивались тканью, чаще всего льняной. Потому что в отличие от шерсти, лён, а особенно лён, посаженный на рыбий клей, намного хуже впитывал влагу из воздуха и вообще никак не увлажнял лезвие меча, пока оно находилось внутри.

После того как тканью были проклеены обе части будущих ножен, их на тот же самый клей соединяли и после высыхания еще раз обрабатывали скобелем, ножом или рубанком, достигая толщины стенок в два - четыре миллиметра. После чего приступали к главному этапу - обтяжке кожей. Вырезанный под размеры и форму ножен кожаный лист, вымачивали в холодной воде до того момента, как он начинал хорошо тянуться, и не сильно отжимали. После чего, густо смазывали ножны клеем и с усилием натягивали на них кожу, стараясь растянуть ее как можно сильнее, закрепляя при этом временным швом.

И завтянуть все это в кожу.
И завтянуть все это в кожу.

Высыхая, кожа не просто прочно приклеивалась к деревянной основе, но и стягивала получившуюся композитную конструкцию в единый монолит, делая ножны чрезвычайно прочными и надежными. И вот теперь то, что получилось, можно было отдавать на окончательную обработку, отделку и украшение. Если только эти ножны не делались для какого-то ну очень уважаемого человека. В этом случае нужно было внести еще несколько изменений.

Нередко, если было необходимо добавить ножнам еще прочности и фактурности, оружейники раннего Средневековья использовали так же наружную оклейку. В этом случае, перед тем как обтянуть будущий "дом меча" кожей, деревянную основу еще раз проклеивали тканью, но уже снаружи. И вот в этом случае использовали, как правило, шерстяную ткань. Ну или толстую шерстяную нить, которой проматывали всю покрытую клеем поверхность изделия. И вот уже сверху все это обтягивали кожей.

Такие ножны получались еще более прочными. Шерстяная ткань, пропитанная клеем, высыхая, кристализировалась и стянутая снаружи кожей, не очень сильно уступала по крепости камню. Ну и визуально увеличивала ножны, придавая им ещё больше фактурности и места, на которые можно было разместить украшения. И вот теперь уже казалось, точно можно было готовить бронзу, латунь, эмаль и даже золото с серебром. Но нет. Перед этим, в ножны нужно было еще установить систему герметичности и средства ухода за клинком.

Главное в нашем деле герметичность.
Главное в нашем деле герметичность.

Главным таким средством был кожаный клапан, который крепился на устье ножен и это была чрезвычайно простая и эффективная конструкция. В куске толстой кожи, прорезалось отверстие размером в ширину клинка, но чуть более узкое, чем лезвия меча. После чего этот кусок кожи обрезался по размерам ножен и сначала приклеивался, а после этого еще и подшивался крашеной, а то и вовсе посеребренной нитью для прочности и красоты. И, в общем-то, все.

Это простейшее устройство, при вложении меча в ножны, плотно прилегая к клинку, не только протирало его, но и удаляла микроскопические капли воды, не видные человеческому глазу. Таким образом, меч попадал в ножны не только чистым, но и сухим, а плотная подгонка клапана герметизировала ножны после помещения в них клинка. При вытягивании же лезвие еще раз протиралось этим кожаным вкладышем, удаляя то, что теоретически могло остаться на дамасской стали дорогого меча.

А еще, этот же самый клапан служил стопором, не позволяющим мечу самовольно покинуть ножны при скачке, беге, сражении и прочих активных физических упражнениях. При этом, практически не мешая извлекать его в случае необходимости. Конечно же, такой клапан довольно быстро изнашивался, нарушая герметичность и "цепкость" ножен. Но, с другой стороны, заменялся он, в общем, довольно легко и просто. Даже в полевых условиях, когда в наличии был только нож, сухой рыбий клей и иголка с ниткой.

Ну и красота. Куда же без нее.
Ну и красота. Куда же без нее.

Ну и конечно, говоря о средствах для ухода за мечом, мы не можем не вспомнить многократно рассказанные истории о меховой подложке внутри ножен. Это когда по внутренней стороне, вместо или поверх льняного полотна клеили широкую меховую полосу, покрытую смазкой. Считается, что таким образом вложенный в ножны меч, сам наносил на себя слой смазки. Поэтому мог значительно дольше, будучи вынутым из ножен, сопротивляться коррозии. Но вот эта история, на проверку оказывается не так проста, как пишут о ней авторы увлекательных романов.

Да, действительно, ножны такого вида существовали и даже найдены. Но. Они никогда не использовались для долгого или постоянного ношения меча. Почему? Да все очень просто. Животный жир, бывший основной смазкой оружия того времени, довольно быстро прогорал и если его было чуть больше, чем микроскопическое количество, начинал гнить, особенно если погода была жаркой. И именно поэтому после смазки, оружие вообще и мечи в частности, насухо вытирали ветошью, размазывая таким образом смазку тончайшим слоем. И вот так оно неплохо работало.

Если же смазать этим самым животным жиром мех, да еще и поместить его в закрытое пространство, то он довольно быстро сначала прогоркал, а потом начинал гнить, "заражая" гниением так же и мех на который был нанесен, в течении буквально нескольких недель. И вот пихать свой легендарный меч в такое вот гниющее болото было бы.... Ну скажем, не самым разумным решением.

Ножны - это не просто.
Ножны - это не просто.

Поэтому ножны с меховыми вкладками использовали, как правило, в качестве "подменных". В том случае, если владелец клинка шел в поход, готовился к сражению и вообще попадал в условия, в которых уход за оружием был затруднен. И вот на котором отрезке, такие ножны действительно отлично сберегали клинок. Ну и конечно, никто специально не наносил смазку на мех. Смазанное и протертое лезвие меча, каждый раз, попадая внутрь, обтирало об меховой слой оставшиеся микроскопические частички жира, смазывая его самостоятельно.

В таком вот режиме меч мог действительно чувствовать себя неплохо на протяжения месяца, а то и двух, даже при минимальном уходе. После чего, ножны с эффектом автоматической смазки всё-таки следовало заменить. По изложенным выше причинам. Вообще, правильно сделанные и подогнанные под меч ножны, даже с современной точки зрения - предмет даже не технологии, а скорее магии. Потому что только волшебство может сохранить клинок в самую промозглую и мерзкую непогоду.

  • Кормак отправился к Скряги и вновь попросил у того Конунг.
    Тяжело тебе будет носить его, — сказал Скегги.
    На нем надета мошна, не снимай ее, и не давай солнцу освещать навершие меча до того, как ты ступишь на поле боя. А когда ступишь на него, сначала сядь в одиночестве, а только потом вынь его из ножен. Разверни лезвие на себя и подуй на него. Из рукояти появится небольшая змейка. Наклони меч и дай ей забраться обратно в рукоять.
    Это настоящее колдовство, — ответил Кормак.
    Храни его, — сказал на это Скегги, — и тогда меч будет хранить тебя. (Сага о Кормаке)
Красиво. Душевно.
Красиво. Душевно.

А вот теперь ножны можно было украшать. Но об этом писать бесполезно, тут надо смотреть. Несмотря на то, что ножны мечом, собственно, не считались, и мы совершенно точно знаем, что за свою жизнь клинок мог поменять их несколько штук, все же в насквозь мистическом мире раннего Средневековья они напрямую касались самого сакрализированного оружия, а значит, не могли выглядеть хуже его.

Кожу ножен красили в яркие цвета, украшали вышивкой и мелкими клепками. Поверх крепили чеканные бронзовые и латунные элементы, бывшие обычно частью подвеса. А для вождей и королей не жалели золота, серебра, цветного стекла и камней разной степени драгоценности. Считалось, что особенно хорошо на оружии смотрится золото с кроваво-красными гранатами, символизирующие две основы, на которых стояло воинское сословие. Богатство и кровь.

Впрочем, все эти украшения были чаще всего легкосъемными, потому что век "дома меча", несмотря на всю его прочность, был короток. Ну, по крайней мере, значительно короче, чем у его постояльца.

Позолота, гранаты. Все как мы любим.
Позолота, гранаты. Все как мы любим.

Ну а потом в ножны вкладывали меч, одевали на них подвес и на этом тоже нужно ненадолго остановиться. Большую часть раннего Средневековья и почти всю эпоху "варварских королевств" меч носили по римской моде через плечо. Ну, разве что не на правой, а на левой стороне да и шлейка у перевязи была подлиннее по понятным причинам. Поэтому рукоять меча находилась слева, чуть выше ремня, и это было чертовски удобно.

Только в VIII веке мы видим, что более или менее распространённым становится пока еще примитивный поясной подвес, когда ножны помещаются в две петли разъёмного ремня, который носится вместе с ремнем основным. И лишь в самом конце раннего Средневековья, во времена поздней империи Каролингов, меч помещается на основном ремне при помощи специального подвеса.

Подвес по римской моде.
Подвес по римской моде.

Еще одно важное замечание. В отличие от того, что нам рассказывают в книгах и показывают в современных фильмах, ножны меча во времена раннего Средневековья не использовались для парирования. Ну, по крайней мере, не как правило. Почему?

Ну, во-первых, потому что фехтования как такового в те далекие времена еще не было. Во-вторых, при нормальном таком весе и отличной инерции каролингов и меровингских мечей даже довольно прочная конструкция тогдашних ножен вряд ли пережила даже первый, ну максимум второй удар. Ну и в-третьих, при обычном ношении ножен на плечевом подвесе их просто невозможно быстро снять для того, чтобы использовать как средство защиты.

Понятно, что жить захочешь, под удар что угодно подставишь. Но если такие эпизоды и случались во время славных подвигов наших предков (а они совершенно точно случались), то было это исключение из правил, помноженное на отменную ловкость и невероятное везение.

Ну вот прмиерно так и носили.
Ну вот прмиерно так и носили.

И вот в один прекрасный день, раннее Средневековье закончилось, сменившись донельзя прогрессивным феодализмом и эпохой "рыцарей". Как же чувствовали себя в эти не менее славные времена ножны ля меча? Да, в общем-то, неплохо. Вот только это уже был не тот "дом меча", который хранил легендарные клинки прошлых веков.

А все дело было в заново открытых технологиях. Новые кузни, выстроенные по Рейну Карлом Великим и его предками, сделали клинковое оружие намного более доступным и не настолько фантастически дорогим, как это было еще в VI-VII веке. Мечей стало больше, мечи стали хуже. Больше не было нужды неделями корпеть над единственным и неповторимым клинком, о котором сложат легенды. Поточное производство уничтожало магические мечи древности намного эффективнее, чем тролли, великаны и драконы с их ядовитой кровью.

А значит, теперь за клинком, ставшим к концу XI века сильно дешевле, не требовался такой строгий уход. Да и вновь открытая "зеркальная" полировка клинка, сильно упростила жизнь его владельцам. Отполированный меч, поверхность которого практически не содержала неровностей и мелких каверн, больше не собирал на своем лезвии в них микрочастицы влаги, крови и прочей дряни. Поэтому покрывался ржавчиной намного менее охотно. А это значило, что больше нет нужды настолько серьезно заморачиваться с ножнами.

Проще, еще проще!
Проще, еще проще!

И поэтому уже с середины XI века мы видим массовое их упрощение. Все реже попадаются сложные композитные конструкции. Большая часть рыцарей стала носить свои мечи в простых деревянных, обтянутых декоративной кожей ножнах. Внешне отличающихся, но конструкционно идентичных тем, что использовались во времена античности и ранней Римской Империи и это было логично, черт возьми. Инструмент войны, конечно же, нужно было холить и лелеять, но и границы необходимо видеть. Чай не Экскалибур у тебя в руках.

Понятно, что высшая аристократия классического Средневековья плевать хотела на эти условности и украшала свои ножны так богато, как считала нужным. Но в общем и целом, тенденция на упрощения ножен становилась чем дальше, тем больше. Это снова были две планки, склеенные и обтянутые кожей. Ну, разве что теперь можно было с чистой совестью усиливать конструкцию металлическими полосами, не платя за это каких-то фантастических денег.

Впрочем, старые приемы и конструкции до конца, конечно же, не исчезли. Даже во времена позднего Средневековья нам попадаются невероятной красоты и сложности ножны. Но количество их, проходит по нижней границы статистической погрешности. К XVI веку, когда благодаря очередной Научно Технической Революции и механическим кузнечным молотам, клинковое оружие превратилось из маркера военной элиты в простой инструмент войны, доступный любому. А ножны в массе своей впали в совершенное ничтожество. Превратившись в просто футляр для оружия с простым стопором, препятствующим его случайному выпадению.

Примитивность? Нет, эффективность!
Примитивность? Нет, эффективность!

А на этом, сегодняшняя история про причины расцвета и заката "дома меча закончена. Понятно, что мы только краешком заглянули в земли арабов и совершенно не рассмотрели Юг и Великий Восток. Но, во-первых, история и так получилась чрезвычайно объемной. А во-вторых, это совершенно точно не мой регион, о котором я вам ничего интересного рассказать просто не могу. Поэтому на сегодня все. Но про оружие мы еще непременно поговорим.