Найти в Дзене
Blackwood history

Варварские королевства. Меч, пиво, кровать и средневековое ценообразование.

А вот интересно, что вообще творилось с ценами во времена этих вашего раннего Средневековья? Ведь, казалось бы, ярмарок все еще нет, хоть сколько-то развитая торговля, налажена только с ближайшими соседями. Как тут вообще понять, что и сколько стоит а главное почему? Как получается что при трех - пяти солидах годового дохода, за топор просили не меньше солида, а медоносный улей, оценивался, как полкилометра домотканой шерстяной ткани? Как вообще работало ценообразование в Европе времен "варварских королевств" И почему что-то одно стоило значительно больше, чем нечто другое? Кстати, не менее ценное с современной точки зрения. И почему так получилось, что хороший меч, в те далекие времена мог стоить больше, чем средних размеров деревня со всеми ее домами, колодцами, складами и огородами? Давайте разбираться. И говоря о ремеслах, годовом доходе и ценах, сразу нужно обратить внимание на то, что средняя цифра "годового дохода", приходившегося на свободного общинника и его домашнее хозяйство

А вот интересно, что вообще творилось с ценами во времена этих вашего раннего Средневековья? Ведь, казалось бы, ярмарок все еще нет, хоть сколько-то развитая торговля, налажена только с ближайшими соседями. Как тут вообще понять, что и сколько стоит а главное почему? Как получается что при трех - пяти солидах годового дохода, за топор просили не меньше солида, а медоносный улей, оценивался, как полкилометра домотканой шерстяной ткани?

Как вообще работало ценообразование в Европе времен "варварских королевств" И почему что-то одно стоило значительно больше, чем нечто другое? Кстати, не менее ценное с современной точки зрения. И почему так получилось, что хороший меч, в те далекие времена мог стоить больше, чем средних размеров деревня со всеми ее домами, колодцами, складами и огородами? Давайте разбираться.

Жить в этом вашем Средневековье, вообще не просто. Главное ничего не понятно.
Жить в этом вашем Средневековье, вообще не просто. Главное ничего не понятно.

И говоря о ремеслах, годовом доходе и ценах, сразу нужно обратить внимание на то, что средняя цифра "годового дохода", приходившегося на свободного общинника и его домашнее хозяйство - это конечно, не вся стоимость принадлежавших ему вещей. Это даже не сумма того, что произвел он сам и его семья за год. Это именно что доход, полученный от продажи, обмена и прочих взаимовыгодных контактов с родичами и соседями.

Именно поэтому тебя, дорогой читатель, не должна смущать катастрофическая разница между доходом обычного франка или гота в те далекие времена и ценами на инструменты, оружие и домашнюю скотину. Большую часть того, что было необходимо, типичный общинник, или лит конечно же, не покупал. Все это, от кожаного ремня до пива, то булькало в его кувшине, производилось им или членами его семьи, в свободное от основной работы на поле время.

И вот именно по этому рубежу и проходит граница раннесредневекового ценообразования. Именно тут становится понятно, сколько стоит каждая конкретная вещь и почему.

Любой предмет, который можно было производить из более или менее доступного сырья и не строить для получения готового продукта сложную производственную структуру, в реалиях раннего Средневековья просто не мог быть дорогим. И наоборот, завозное сырье и работа редких и ценных мастеров, запускали стоимость такого продукта высоких средневековых технологий в небеса. И для понятности давайте рассмотрим пару примеров.

Даже не спрашивайте сколько это стоит. Не делдайте себе нервы.
Даже не спрашивайте сколько это стоит. Не делдайте себе нервы.

Вот, например, кузнечное дело. Самый банальный нож, серп или гвоздь. Все эти предметы, в общем, не являются чрезвычайно сложными в производстве предметами. Ну просто потому, что все это производилось из обычного, не науглероженного железа. И только у ножа могла быть приварена к лезвию тонкая стальная кромка. Казалось бы, ну откуда взяться таким поистине конским ценам? А все дело в инфраструктуре и путях поставок.

Для того чтобы этот самый серп из паршивого железа попал в руки супруги крестьянина, было необходимо:

Найти место залегания болотной или луговой руды, поднять оттуда примерно полтонны грунта, извлечь из него более или менее насыщенную породу, очистить ее, привезти в кузню, нарубить чертову кучу дров и заложить их в углежогную яму, привезти уголь в ту же кузницу. И это было только самое начало. Далее ее следовало смолоть, выплавить, еще раз очистить, теперь уже от основной массы шлака и бесконечно выколачивать его остатки из получившейся крицы. И вот только после этого из получившегося более или менее приличного железа можно было ковать серп.

Как ты видишь, дорогой читатель, раннесредневековая металлургия - это длинный, сложный и не очень стабильный производственный процесс, требующий большого внимания, аккуратности и знаний. А значит, специально обученных людей, которые из дорогого привозного сырья сделать еще более дорогой продукт, спрос на который будет всегда стабильным и высоким.

Вроде пара гвоздей. Но все не так просто.
Вроде пара гвоздей. Но все не так просто.

А с другой стороны, возьмём, например, сундук или кровать. Вещи, в общем-то, не менее важные для жизни, чем серп. Вот только стоимость их, по какой-то причине, невозможно сравнить не только с не самым качественным инструментом сбора урожая, но даже с ценой дюжины обычных гвоздей. Почему так?

Да все просто. Делаются эти важные, но недорогие предметы интерьера из обычной доски, на которую пускается то же самое дерево, что идет на дрова, и его всегда в избытке. А при производстве используются те же самые инструменты, при помощи которого свободный общинник ведет свое домашнее хозяйство: нож, топор, пила и бурав. Да, потребуется еще клей и веревка, но и эти материалы нормальная средневековая семья производит своими силами.

Вот и получается, какой бы прочности сундук ты не изготовил, как бы его не украсил, он никогда не сравниться в стоимости даже с полудюжиной гвоздей, что за четверть часа выкует деревенский кузнец. И более того, если бы какой умелец решил торговать сундуками и кроватями в раннем Средневековье, он неизбежно бы разорился. Ну просто потому, что и то, и другое, да и вообще практически вся номенклатура предметов деревообработки, от ложки до щита, отлично производилась в любом семейном хозяйстве. А при отсутствии спроса, цена даже на самые лучшие изделия была бы настолько безрадостна, насколько это вообще возможно.

Типичный сундук раннего Редневековья. Кто угодно осилит. Ну разве что петли нужны, но можно и без них, на кожаные полосы посадить.
Типичный сундук раннего Редневековья. Кто угодно осилит. Ну разве что петли нужны, но можно и без них, на кожаные полосы посадить.

И вот такую же историю мы видим практически повсюду. Продавать зерно? Да полно. Зерновые - это вообще основной продукт производства в раннем средневековье. Впрочем, как и молочка, и овощи с фруктами, пивом и сидром. Все это ты поставляешь в виде налогов своему графу и королю. а значит, цена на все это почти всегда очень невысокая. Просто из-за того, что производство продуктов питания всеобъемлющее и массовое.

Конечно, весной она поднимается, а во времена урожая так и вовсе, еда становится предметом спекуляции. Но большую часть времени, за стоимость обычного ножа ты свободно купишь два модия ячменя или пару центнеров яблок в сезон. А вот из них уже наварить вкуснейшего пива или сидра и.... И тоже никому его не продать. Потому что и сидр, и пиво точно так же, как и ты, варят в любом уважающем себя раннесредневековом домашнем хозяйстве.

И в общем-то, не важно, что твое пиво может быть в сто раз лучше. Это тут вообще не работает. Никто не будет покупать у тебя за деньги то, что может сделать сам, не платя при этом ничего и не кому. И дело тут не в жадности. Просто у всех, очень, очень ограничено количество ресурсов. На дворе раннее средневековье и раннесредневековый климатический пессимум, и разбазаривать их - вернейший способ не пережить ближайшую зиму.

Ну а если чудо произойдет и покупатель найдётся, то настоящей цены никогда не даст. Собственно именно поэтому, история трактиров началась уже во времена классического Средневековья, когда появились большие города, а разделение труда из непонятной концепции, превратилось в насущную необходимость.

Из такого кувшина и пиво пить приятно.
Из такого кувшина и пиво пить приятно.

Точно та же самая история происходила во времена "варварских королевств" с гончарным производством и керамикой. Несмотря на то, что доставшаяся в наследство и римского мира тонкостенная гончарная керамика никогда полностью не пропадала из европейского раннего Средневековья, ее количество очень резко уменьшилось. Ну просто потому что зачем тратить деньги на красивый тонкостенный кувшин, если у тебя дома есть такой же, сделанный собственными руками?

Кто сказал, что "такой же кувшин дома", это грубая лепная керамика, обожжённая в домашнем очаге и выглядящая хуже, чем сосед утром после праздника урожая? Да какая разница? Свою функцию он отлично выполняет, закрывая базовые потребности большинства семей. А значит, продать на этом перегретом рынке даже самый лучший кувшин ты сможешь по не очень большой цене.

Ну, если, конечно, только не решишь превратить его в произведение искусства, раскрасив цветными красками, покрыв глазурью и оловянной, а может даже и серебреной фольгой. И вот такую керамику можно будет продать намного дороже. Вот только для ее производства больше недостаточно гончарного круга, глины и умелых рук. Нужны пигменты, основа для глазури, олово, серебро, а главное - совершенно специальная печь. Ну и мастер, который может со всем этим работать.

И мы снова приходим к той самой границе, по которой совсем недавно уже проходили. Сырье, мастера, инфраструктура.

Ну и что что криво? Зато бесплатно.
Ну и что что криво? Зато бесплатно.

Лучше всего это, конечно, видно, если рассматривать производство тканей раннего Средневековья. Обычная некрашеная шерстяная ткань, что производилась буквально в каждом доме, стоила крайне недорого. Ну просто потому, что все немудрёные инструменты для ее производства, глава семьи мог сделать за пару зимних вечеров. Разве что, на ручной ткацкий станок ушло бы чуть больше времени.

Стрижка, чесание, пряжа и собственно ткачество - все это были несложные задачи, доступные даже девочкам - подросткам. А значит, за стоимость одной косы ты при некотором везении можешь выторговать сто метров такой ткани. Ведь главный ресурс, который на нее ушел - это не ценные материалы или дорогие инструменты. Это всего лишь огромное количество времени, затраченное не самыми высококвалифицированными работниками. А в реалиях раннего Средневековья их время не стоило практически ничего.

Но вот сразу, как разговор заходил о крашеной ткани, все менялось кардинальным образом. И дело было даже не в том, что красители в те далекие времена были какими-то чрезмерно дорогими, хотя некоторые их них стоили по-настоящему больших денег. Просто крашение - это отдельный технологический процесс, требующий не только определенных знаний и навыков, но и инструментов, которые могли позволить себе сильно не все. Например, для начала потребуется здоровый железный котел, стоящий примерно как все остальное, что у тебя есть. А главное, нужны будут налаженные пути доставки пигментов и красителей. Если ты хочешь красить ткани во что-то иное, чем зеленый, коричневый и грязно-розовый с бледно-голубым.

Что характерно. Опять мы видим, что работает ровно тот же самый принцип: дефицитные материалы плюс редкие навыки, плюс производственная база дают на выходе продукт высокого передела. Вроде "Теслы", "Искандера" или атомного ледокола. Только во времена "варварских королевств" это были мечи, железные инструменты и крашеная в "королевский синий" цвет ткань.

А для начала нужен котел.
А для начала нужен котел.

И вот теперь, вооруженные новыми знаниями, мы подходим к главному сегодняшнему вопросу. Как вообще меч в те далекие и славные времена мог стоить столько же, сколько деревня или даже две?

Да, в общем-то, легко и просто. Про меч мы все, в общем, уже поняли. Полтора килограмма дамаскированой стали - это не только десятки, если не сотни часов работы крайне высококвалифицированных мастеров, оружейников и их менее умелых подмастерьев. Это еще и разведка залежей лимонита, пара десятков тонн вынутой породы, неизвестное количество срубленных и превращенных в уголь деревьев, охрана и доставка всего этого до мастерской. А значит, сотни и сотни часов работы других людей - углежогов, возниц, шахтеров и дружинников.

А ведь это мы еще не начали говорить об украшениях. Золото, серебро, цветная эмаль, стекло и драгоценные камни ценны сами по себе. А если вспомнить о том, что у золотых дел мастеров и стеклодувов, что живут в столицах и крупных городах средневековой Европы, всегда есть чем заняться, а время их стоит очень, очень дорого.

И что против всего этого может предложить деревня? Десяток дворов? Дома, построенные из дерева, соломы и глины? Амбары и склады, возведенные по тем же принципам? Может быть, колодцы? Нет, конечно, во все это вложено масса труда и ресурсов. Вот только, как мы уже знаем, низкоквалифицированный труд и местные материалы стоили во времена раннего Средневековья пренебрежительно мало. Ну, конечно, если сравнивать их с продуктами высокого передела.

Купите мне меч +VLFBRHT+ PRO13 серии.
Купите мне меч +VLFBRHT+ PRO13 серии.

Такие дела. И хотя о ценообразовании и производствах раннего Средневековья я могу рассказывать еще долго, но, пожалуй, на сегодня достаточно. Не будем испытывать твое терпение, дорогой читатель, и переключимся на другую, более интересную тему. Например, поговорим о рыцарях. Вернее, о том, во что их превратило позднее Средневековье.