Каждый разумный человек знает, что магия существует. И что бы ему не говорили друзья и знакомые, как бы его не убеждали в этом умные книги, все это знание осыпается ненужной шелухой, когда на тебя из темноты леса смотрит пара огромных желтых глаз. Если магии нет, то кто ходит под окном деревянного дома, стоящего на окраине старой деревни, что достался тебе в наследство от умершей бабки. И чьи голоса ты слышишь каждую ночь с недалекой опушки?
И даже сегодня, когда электричество есть, кажется, во всех крошечных деревнях, а сотовая связь доступна даже медведям, нашему с тобой современнику трудно сохранить критическое мышление и относится к волшебному миру скептически в тот момент, когда судьба заносит его в такие места, куда цивилизация дошла еще не в полном объеме. Что же говорить о человеке, что всю свою жизнь прожил рядом с колдовством. На границе "варварских королевств" и волшебного мира.
Да, дорогой друг, ты снова не ошибся. Сегодня мы снова поговорим о магии. Нет, не том привычном волшебстве, что мы можем видеть в книгах, фильмах и сериалах. И даже не о том колдовстве, чей облик окончательно оформился в трудах философов и мистиков позднего Средневековья и Нового Времени. Мы поговорим о магии тех времен, когда пришельцы, которых занесла в Европу волна Великого Переселения, пытались договориться с местными духами, народами и богами на понятном им языке. Языке магии.
И первое, что мы с тобой должны понять, дорогой читатель, то, что мы сейчас называем магией, и то, что считалось магией в те далекие времена - вещи вообще не одного порядка. Даже не близко. И даже более того, современная концепция колдуна или волшебника была долгое время непонятна жившим тогда людям.
Вообще-то, о волшебном мире, как его понимали потомки кельтов и германских племен, жившие в Европе раннего Средневековья, мы уже, в общем-то говорили. Его существование, как и существование фейри, духов ручьев и прочих магических существ, не вызывали в те далекие времена ни у кого ни малейшего сомнения. Все эти существа, живущие где-то далеко за южными холмами или большим лесом, что начинался на околице деревни, постоянно проявляли себя, и не верить в них было просто невозможно.
И вот со всем этим волшебным миром нужно было что-то делать. Как-то взаимодействовать, просить, договариваться, а иногда даже и угрожать холодным железом. И делал это не какой-то специальный человек, а тот, у кого хватало для этого знания и смелости. Во времена "венделя" и немногим позже, во времена "эпохи викингов" мы видим огромное количество саг о том, как герои заклинали рога от яда, зачаровывали оружие и превращались в животных, для войны или хитрости.
- Сигмунд с сыном залезли в шкуры, а вылезть не могли, и осталась при них волчья природа, и заговорили по-волчьи: оба изменили говор. Вот пустились они по лесам, и каждый пошел своей дорогой. И положили они меж собой уговор нападать, если будет до семи человек, но не более; и тот пусть крикнет по-волчьи, кто первый вступит в бой.
— Не будем от этого отступать, — говорит Сигмунд, — потому что ты молод и задорен, и может людям прийти охота тебя изловить. Вот идет каждый своею дорогой; но едва они расстались, как Сигмунд набрел на людей и взвыл по-волчьи, а Синфьётли услыхал и бросился туда и всех умертвил.
Магия во времена "варварских королевств", была не тайным искусством, приобщиться к которому могут лишь избранные, обладающие какой-то особенной силой. Для обычного франка, сакса, славянина или гота, живущего на самой кромке дикого мира, это был всего лишь способ взаимодействия с волшебным миром и существами, что окружали человека всю его жизнь.
Конечно же, и в то время были люди, которых было принято называть волшебниками и волшебницами. Но были они, как правило, почти исключительно в сагах и легендах. Но даже они ничем, в общем, не отличались от обычного человека. Ну, разве что большим опытом в магическом ремесле, да многочисленными знакомыми по ту сторону границы волшебного мира.
В реальной же жизни обычного поселения раннесредневековой Европы, за магию в те далекие времена отвечали совсем непохожие на своих былинных коллег люди. Те, кто осмелился коснуться волшебного мира и был достаточно везучим, чтобы остаться при этом в живых и накопить какой-то опыт. И очень часто, таким человеком оказывался не неизвестный герой, а вполне знакомый тебе человек из соседнего села.
Так, погоди автор, — скажет самый здравомыслящий читатель, — ты опять начал рассказывать нам какую-то мистику! Ну что ты, никакой мистики, чистая практика, а в чем-то даже немного научный подход.
Ну вот, к примеру, Танарис - бог кельтов, чьи символы - ветер, колесо и ива. Каждому нормальному человеку понятно, что именно с ними соприкасается его божественность, именно в них накапливается его сила. И если ты хочешь пустить в свою жизнь немного волшебства, обрати внимание на эти его дары.
Если взять в полнолуние немного коры ивы, удалить верхний слой, высушить и размолоть при следующей полной луне на горе когда дует восточный ветер, ты получишь поистине волшебное лекарство, способное поднять на ноги даже тяжелораненого и смертельно больного. Почему полнолуние и ветер? Ну, так это же самое главное. В полнолуние луна схожа с колесом, а ветер - это одна из ипостасей Танара. Именно это дает порошку лечебную силу, а не всякие глупости вроде природного антибиотика гликозида салицина содержащегося в ивовой коре.
А если взять, например, "солнечный камень", так это уже чистое волшебство даже по современным меркам. Немногие и сейчас понимают базовые принципы поляризации света. Тринадцать же веков назад, вся эта история ничем иным, кроме магии, подаренной смертным волшебными существами, и быть не могла.
Вообще, если говорить о магии раннего Средневековья предметно, то чисто условно, поделить ее можно было на три большие части. И первая из них, конечно же, предсказания.
Узнать будущее, хотя бы и недалекое, для людей той эпохи было чрезвычайно важно. Ветер, дождь, мор, а главное - виды на урожай, все это были вопросы жизни и смерти, во времена Раннесредневекового климатического пессимума. И для того, чтобы получить ответы, люди обращались, кажется, вообще к кому угодно. В ход шли духи природы, волшебный народ, старые боги, умершие предки. Кстати, именно отсюда растут ноги у появившейся в позднем Средневековье некромантии.
И вот тут пришло время поговорить о том самом научном подходе к магии. Задав вопрос и получив, ну или не получив ответа, люди наблюдали мир. Как растет мох, как высоко летят перистые облака, когда муравьи начинают закрывать муравейники и ложатся в спячку медведи. А потом проводили параллели с уже наступившим будущим.
Сейчас, когда в мир пришли боги Гугла и Яндекса, это называют народными приметами и практически уже не помнят. В те же времена, знание что после северного ветра в апреле приходят проливные дожди, а летняя засуха, что к осени выгонит из дубовых лесов кабанов, а значит, приведет отощавших за осень волков к порогу человеческих домов, были самой что ни на есть настоящей магией. Потому что никак иначе объяснить это было невозможно.
Накапливая за десятки и сотни лет огромное количество знаний, люди немедленно интегрировали их в привычную картину мира. И в нем появлялись, например, крылатые слуаги, приходящие вместе с западным ветром и ищущие малейшую щель в ставнях, чтобы попасть в дом и вцепится своими зубами в человека. И защитить от них мог только магический ритуал "закрытия дома". А то, что он был, по сути, обычным утеплением, избавляющим живущих внутри людей от сквозняков - это, конечно, уже никому не интересные частности.
Второй большой частью магии раннего Средневековья были зелья. Невозможно даже приблизительно сосчитать количество выпитых и съеденных волшебных составов. А о том, что в них входило, лучше просто промолчать. Но это, черт возьми, работало. Вообще медицина раннего Средневековья, особенно в той части, что касалась гербализма, по какой-то причине не очень сильно освещена в современном массмедиа. А поговорить там есть о чем.
Три четверти всех лекарственных трав, которыми мы с вами до сих пор успешно пользуемся, были открыты именно в те варварские времена. И совершен понятно, что какой-нибудь элеутерококк или шалфей, что и сейчас остаются вполне себе эффективными средствами лечения, в те времена, когда германские племена только заселяли свою новую родину, ничем другим, кроме как волшебными травами еще более волшебного народа, быть просто не могли.
И тут мы с тобой, дорогой друг, снова погружаемся в мир легенд. Сказочные истории о том, как волшебный олень, раненый на охоте стрелой, вылечился, сжевав побеги дерева фейри. Или легенда о корриганах, что привели кого-то на лесную поляну, где у звенящего ручья росла волшебная трава, они сказочные на самом-то деле. совсем ненамного.
В-общем то именно так все и было. Раненый олень, трава, лесная поляна. Да дубовая кора, черт возьми, которая, если ее приготовить по рецепту волшебного народа, может вылечить больное горло, желудок или ожоги на руках. Ну что это, если не волшебство? Не свободная же галловая и эллаговая кислота, катехины и простигосподи, флавоноиды какие-нибудь? Любому здравомыслящему человеку понятно, что это благословение Перуна, чьим деревом является дуб. А все остальное - глупости, на которые разумный человек не обратит даже внимания.
Третьей и самой известной частью средневековой магической традиции стали, конечно же, проклятия и зачарования. И да, они тоже не стали изобретением Средневековья. Точно так же, как и предсказания, они появились в те далекие времена, о которых помнили только деды дедов, которые, как понятно, давно уже умерли.
Собственно, вся эта история с заговорами и проклятиями, в конце концов и превратилась в современную магию, как мы ее себе представляем. И как бы это забавно не звучало, именно эти наименее правдоподобные практики оказались в итоге наиболее научными. Просто потому, что работали они по простой, понятной и максимально логичной схеме.
Для того, чтобы сделать человеку плохо, нужно взять предмет, сделать предмету нехорошо, ну или поместить его туда, где это нехорошо происходит. после чего совместить этот нехороший уже предмет с человеком. Или, наоборот, взять другой предмет и сделать ему хорошо, погрузив, например, в кровь великана или закалив в свете полной луны. В результате получался зачарованный меч или бесконечный клубок ниток.
Именно от этой древнейшей как мир, схемы и пошли всеми нам известные традиции заговоренных иголок, что втыкают в разные части человеческого быта, могильной земли, подсыпаемой под порог, и прочих милых привычек. Все это, превратилось в наше время в истории про Гарри Поттере, Гендальфе и никому не известном маге воды седьмого уровня. Впрочем, конечно, случилось это намного позже.
Как это работало? Да очень просто. Иголка, вытащенная из гниющего трупа животного и воткнутая в солому твоей постели, земля с могилы умершего от чумы. Вещи погибшего от страшной болезни, принесенные в чужой дом. Ну и конечно зелья, приготовленные из тайных ингредиентов и трав сваренные в таких местах о которых и говорить то не принято. Все они были напитаны злой магией, которая, несомненно, приведет к смерти еще ничего не подозревающей жертвы. Причем в самом скором будущем.
Кто сказал трупный яд, чумные блохи, ботулотоксин и нарушение инфекционного карантина? Да откуда вы таких слов набрались? Конечно же, это темная магия, самая примитивная, пришедшая еще от прадедов. Помните же? Взять предмет, наделить его свойством, передать дальше. Древнее колдовство было чрезвычайно просто и, как бы это ни было смешно из нашего прогрессивного XXI века, чертовски эффективно.
Кстати, именно такие вот манипуляции с вещами и останками покойных и стали первоначальной причиной гонений на тех, кто творит волшебство, живших до этого в социуме со времен еще Римской традиции довольно свободно и открыто. С приходом в Европу Черной Смерти, выкашивающей людей десятками и сотнями тысяч, все изменилось. Даже самые безобидные манипуляции с покойниками и их могилами не вызывали ни малейшего понимания у оставшегося пока еще в живых населения в принципе. И людей, которые промышляли подобным, хватали и вешали задолго до появления всеми нами любимой инквизиции.
- XIX. О порче
§ 1. Если кто даст другому выпить отвар трав, с целью умертвить его, присуждается к уплате 200 солидов.
§ 2. Если кто причинит порчу другому, и тот, кому она причинена, избежит опасности, виновник преступления, относительно которого будет доказано, что он допустил его, присуждается к уплате
63 солидов
Приб. 1-е. Если кто-нибудь нашлет на другого порчу или положит на какое-либо место навязь присуждается к уплате 62 солида.
Приб. 2-е. Если какая-нибудь женщина испортит другую так, что та не сможет иметь детей, присуждается к уплате 62 солида.
Кстати, именно смешение средневекового травничества с остальными магическими традициями и привело к появлению первой сколько-нибудь нормально работающей средневековой медицины.
Вообще, при почти полном отсутствии доказательной медицины, продвинутой хирургии и утери изрядного количества знания со времен падения Рима, раннесредневековая медицина выглядела на удивление неплохо. Понятно, что любая полостное ранение становилось игрой в русскую рулетку, с крайне непредсказуемым результатом. Та же самая история была с эпидемиями чумы и прочими подобными неприятностями. Но большую часть не самый серьезных недугов, с которой сталкивался тогдашний человек, большую часть жизни, в общем, можно было вылечить отварами и настоями. Ну, или, по крайней мере, приглушить нестерпимую боль.
И с предсказаниями, кстати, получилось, в общем, примерно так же. Как-то незаметно волхвы и мудрые старцы по мере накопления знаний превратились сначала в ученых астрологов, а потом и вовсе в астрономов и метеорологов. Занимающихся, впрочем, тем же самым, только с совершенно другим уже инструментарием и финансированием.
Да и ведьмы с их проклятиями тоже никуда не делись. Вернее, проклятия, конечно, остались в прошлом, а вот химическое, биологическое и бактериологическое оружие с тех самых пор неразрывно связанно с человечеством. Точно так же, как яды и разные прочие токсины. В общем, древние проклятия тоже при деле, только проходят теперь по ведомству Министерства обороны. Да и варят их давно уже не в старом медном котле.
Вот такая вот магия раннего Средневековья. Совсем непохожая на привычное нам классическое книжное колдовство и при этом до боли знакомая, приправленная забытыми уже легендами о старом устройстве мира и Великом Колесе года. А еще, чертовски эффективная даже в наше преосвященное время. Ну, если, конечно, найдется человек, что вспомнит рецепты древних зелий, проклятий и наречие волшебного народа, на котором необходимо вопрошать ветер, солнце и прочие метеорологические явления.
А на этом все, пойду говорить духами ветра. Уже неделю, с того самого дня, как пожелтел первый лист на березе, они дуют с востока, а значит, осень в этом году будет дождливой.