Найти в Дзене
Sunny Blues

"Он был моим героем", - Кит Ричардс («THE ROLLING STONES») о своих любимых гитаристах

Оглавление

Неудержимый гитарист неподражаемых THE ROLLING STONES, мифическая фигура рок-н-ролла. И не только его подвиги вне сцены не имеют себе равных, но и его стиль игры на гитаре, пусть далеко не всегда технически совершенный, но зато уникальный, оригинальный и насквозь пропитанный эстетством. Так что Кита по праву считают одним из величайших гитаристов всех времен

Кит Ричардс
Кит Ричардс

Есть немало людей в мире, кто фыркнет, услышав последний аргумент. Вот только существует целый ряд незабываемых рок-гимнов, которые просто не существовали бы без исключительных способностей Ричардса в игре на шестиструнной гитаре.

Крутые гитарные соло, сопровождаемые тряской головой, когда под мерцание прожекторов пальцы двигаются вверх и вниз по грифу с нечеловеческой скоростью? Нет, это не про Кита Ричардса, он воплощал в себе рок-н-ролльный образ жизни и музыку, которая сводила всех с ума. Без него и THE ROLLING STONES, и музыкальный ландшафт в целом, возможно, был бы куда более угрюмым.

Появившись на британской сцене в начале 1960-х, STONES вдохнули новую энергию в поп-музыку, и сделали это, отдав безусловную дань уважения прошлому. Ричардс, наряду с Миком Джаггером, оказался в самом эпицентре инновационного звучания, но он был в долгу перед теми, кто был до него, и он об этом отлично знал.

И если есть в мире люди, которые кропотливо, день за днем отдавали каждую крупицу своего разума, души и тела гитаре, то Кит Ричардс точно на первых местах в их списке. Опытный эксперт во всем, что касается его любимого инструмента, непревзойденная машина риффов, безоговорочный повелитель тонких вибраций, но как оказалось, у него ещё и фантастический вкус в музыке.

Можно бесконечно долго говорить о его фирменном стиле, который сам Кит Ричардс называет «пять струн, два пальца, один чувак», но есть смысл немного поразмышлять о тех исполнителях, которых Ричардс считает своими музыкальными героями. Так, изучая мастерство гитариста STONES , можно увидеть корни жанра и по-настоящему невероятно великолепных мэтров, благодаря которым сформировался образ величайшего ритм-исполнителя всех времен.

6. Джордж Харрисон

Музыканты THE BEATLES и THE ROLLING STONES не всегда однозначно относились друг к другу, они дружили, но хватало места и взаимной критике. Кит Ричардс всегда питал большую привязанность и уважение к Джорджу Харрисону.

Ричардс отмечает его стиль, и, как сообщает Harrison’s Stories, гитарист STONES ставит его выше иных больших музыкантов по одной причине: «Дело в том, что у вас есть ваш Джими Хендрикс, у вас есть ваш Эрик Клэптон, но есть и ребята, которые умеют играть в группах», - сказал Ричардс. «Джордж был музыкантом группы, командным исполнителем».

«Люди увлекаются соло-гитарами, трюками, фидбэком», - заметил Ричардс, говоря о чистых соло-гитаристах: «Все очень театрально». Позиция, которую Ричардс сохранял на протяжении всей своей карьеры. Быть гитаристом для него не означало обязательно быть главным человеком в группе, зато означало быть неотъемлемой составляющей этой группы. «Джордж был настоящим художником, но он также был и чертовски мастеровым», - сказал Ричардс.

5. Мадди Уотерс

Вспоминая своего самого очевидного, главного вдохновителя, о котором разговор ещё пойдет ниже, Кит Ричардс упомянул и других великолепных исполнителей: «Я слушал каждую сыгранную им партию и подбирал ее. Чак перенимал идеи у Ти-Боун Уокера, а я - у Чака, Мадди Уотерса, Элмора Джеймса и Би Би Кинга».

Первая встреча Кита с одним из своих кумиров была по меньшей мере странной, неудовлетворенные качеством записи на британских студиях, STONES рванули в Америку, в святая святых, Чесс Рекордз. По словам Кита, какой-то негр красил снаружи здание студии, а увидев вновь прибывших, подошел к ним, взял чемодан Ричардса и понес его в дом. В этот момент молодой английский гитарист вдруг понял, что это никто иной, как сам Мадди Уотерс, отец электрического блюза.

В дальнейшем Кит Ричардс не только был бы удостоен чести делить сцену с Уотерсом, но и безудержно рекламировал блюзмена всякий раз, когда ему представлялась такая возможность.

4. Элмор Джеймс

Элмора Джеймсa многие считают одним из самых недооцененных музыкантов своего времени, зато он может похвастаться тем, что его упоминали, как одного из своих любимых гитаристов всех времен Кит Ричардс, THE BEATLES, Джимми Пейдж и Джими Хендрикс.

Хорошо известный в мире блюза, как «Король слайд-гитары», Джеймс оказал огромное влияние не только на карьеру Хендрикса, но и Ричардса, который также формировал свой стиль, опираясь на его творчество и его талант. Как он сам заявил: «Мы все часть этой семьи, которая на самом деле насчитывает тысячи лет. А мы просто передаем то, что в ней создано».

3. Би Би Кинг

Из всех гигантов блюза Би Би Кинг лучше всех знал, что настоящее чувство всегда лучше сиюминутного эмоционального взрыва.

Кто-то гнался за скоростью или точностью исполнения, а Би Би заставлял сыгранные ноты звучать максимально глубоко, как будто каждая из них прорывалась откуда-то изнутри него.

Ему не надо было умопомрачительно быстро нестись по гаммам или удивлять всех ловкостью пальцев. Он брал одну ноту, и держал её так долго, что казалось, здание блюзового клуба, в котором он играл, рухнет от старости раньше, чем он ее отпустит. И в этой невероятной тишине, в застывшем пространстве между нотами весь мир склонялся в ожидании услышать, что скажет дальше его душа.

Так что неудивительно, что Кита Ричардса интересовало не столько копировать гитарные фразы Кинга, сколько его общее звучание и подача. И нетрудно увидеть главное, чему научился Кит у Би Би: преданность и самоотдача музыке.

Ричардсу также удалось поиграть вместе с Кингом, записав на свой счет еще одного своего героя, с которым он разделил сцену.

2. Скотти Мур

Еще одним участником пантеона гитаристов от Кита стал человек Элвиса Пресли, Скотти Мур.

Яркая, заметная, но порой упускаемая из виду фигура в игре на гитаре, Скотти был олицетворением того стиля, который Ричардс так ценил.

Мур, конечно же, никогда не был таким техничным музыкантом, как, например, Джимми Пейдж, но зато он легко мог заставить ступни ног слушателей шевелиться, а для Ричардса это было чуть ли не самое главное. В интервью журналу Rolling Stone он сказал: «Скотти Мур был моим героем. В его игре есть немного джаза, некоторое количество отличных кантри-фраз и также блюзовая основа. Но его стиль никто никогда не смог повторить. И я тоже не могу его скопировать».

«Он был добрым, скромным парнем. И он любил скотч, не зря его называли Скотти. В 1996 году я поехал в Вудсток, и мы устроили сессию в амбаре Левона Хелма с самим Левоном, Скотти и барабанщиком Элвиса Домиником Фонтаной».

«Я уже привык играть со своими кумирами», - рассказывал Ричардс. «Я играл с Литтл Ричардом в его гримерке, мне тогда было 19, и я думал: «Я сделал это!», но это были сливки общества. А тут - сессия старых добрых парней. Но другого Скотти Мура не будет».

1. Чак Берри

Тому, кто немного знаком с историей Кита Ричардса и THE ROLLING STONES, хорошо известно, что они в немалом долгу перед одним человеком по имени Чак Берри. Группа исполняла множество его песен, как на концертах, так и на студии, и все благодаря пластинке Чака. Друзья детства Кит Ричардс и Мик Джаггер вновь встретились, и в конце концов именно из-за Берри Ричардс взял в руки гитару.

«Когда я только начинал, все, чего я хотел - это играть как Чак. И я думал, что если я это смогу, то стану самым счастливым человеком на свете», - однажды сказал Ричардс о культовом рок-н-роллере.

А в разговоре с журналом Rolling Stone он пролил немного света на то, как всё началось: «Я увидел Чака Берри, когда я был ещё подростком, я посмотрел фильм «Джаз в летний день», и меня поразило то, как играл он и эти джазовые парни, и как он пошел реально против течения».

Видео Джаз в летний день (США 1959 ᴴᴰ) Документальный, Музыка ★ 1080p | OK.RU

Ричардс - большой любитель джаза: «Это было блестяще, парни, такие как Джо Джонс на барабанах и Джек Тигарден на тромбоне, однако они частенько смотрят сверху вниз и напускают на себя: «Ох, этот рок-н-ролл...». Но со своей Sweet Little Sixteen Чак покорил их всех и от враждебности не осталось и следа».

Как по мне, так то, что он играет, это всё блюз. Но такое отношение и смелость... «Вот кем я хотел бы быть», - размышлял Ричардс. В том же интервью он упомянул и нескольких других известных гитаристов, от которых он получил «это». Что означает «это» на самом деле, можно только догадываться. Но думаю, не ошибемся, если предположим, что оно напрямую связано с душой.

Читать также: