Император Тиберий (14-37 годы)
Будучи упомянут Октавианом в числе многих как наследник всего лишь третьей очереди, Клавдий никем не рассматривался как претендент на власть. Во главе Рима утвердился его родной дядя – Тиберий. Это обеспечило личное спокойствие нашему герою, но не дало никаких политических бонусов.
Не рассматривался он и как наследник Тиберия. Во-первых, у действующего императора имелся родной сын Друз Младший. А когда тот умер в 23 году, оставил по себе сына (то есть родного внука Тиберия) Тиберия Гемелла. Так что в качестве наследников императору хватало и собственных потомков.
Во-вторых, имелись у Тиберия и не кровные потомки. Он ведь усыновил Германика (родного брата нашего Клавдия). Германик, конечно, умер в 19 году, но после него остались трое сыновей – юридически внуков Тиберия.
В общем, наследников у Цезаря хватало и без привлечения формально не входящего в императорскую семью Клавдия. Не привлекал император племянника и к общественной или государственной деятельности. Хотя Клавдий и просил дать ему какой-нибудь пост.
Кстати, вопрос: почему Клавдий просил об «общественной нагрузке»? Полагаю, не потому, что страстно мечтал поработать на благо Рима.
Во-первых, римский патриций просто не мог не думать о славе рода, а значит нужно было идти вверх по Cursus honorum и дойти до должности консула (а при благоволении дяди и сразу ее получить).
Во-вторых, получение проконсульских полномочий в какой-либо провинции позволяло существенно пополнить кошелек. Чем не причина для жажды деятельности?
Но дядюшка кинул племяннику формальную ни к чему не обязывающую должность в жреческой коллегии августалов – жрецов нового божества, Октавиана. Кроме того, Клавдий получил консульские знаки отличия и сопровождение ликторов. Но этот внешний блеск не наполнился внутренним содержимым.
Личная жизнь историка
Пришлось Клавдию сосредоточиться на личной жизни. Светоний написал о Клавдии: «к женщинам страсть он питал безмерную, к мужчинам зато вовсе был равнодушен». Да, видимо, по женщинам этот увалень был ходок. По крайней мере, за жизнь сменил четыре официальных жены.
Первый раз женился Клавдий в 20 лет (в 11 году) на патрицианке из рода Плавтиев. В этом браке родился мальчик Клавдий Друз. Прожил он всего до 15 лет и скончался, подавившись грушей. Бывает.
После смерти сына Клавдий около 26 года развелся с Плавтией. Он обвинил ее в связи с вольноотпущенником. Правда или нет, было или не было – науке это неизвестно. Но причина для развода оказалась уважительная.
В 28 году Клавдий женился на дочери консуляра Элии Петине. Супруги продержались около трех лет. Что называется, не сошлись характерами. И разошлись в 31 году. Правда, есть версия, что развод был вызван больше политическими соображениями, чем семейными ссорами. От этого брака осталась дочь Клавдия Антония.
Вплоть до правления Калигулы Клавдий оставался холостым. Разумеется, не отказывая себе в мелких (и крупных тоже) радостях жизни.
Лишенный возможности заниматься государственными делами, Клавдий удалился на свою виллу в Кампании. Тут он (между развлечениями, удовольствиями и семейными сценами) занимался научными трудами.
Клавдию приписывается ряд исторических работ (о гражданских войнах, об этрусках, о Карфагене). Ценность этих трудов нам, строго говоря, неизвестна, поскольку ни один из них не сохранился и не был более или менее объемно процитирован другими авторами.
В общем, жил Клавдий по завету Сократа: «Женись обязательно. Если повезёт, станешь самым счастливым человеком на свете, а если нет – станешь философом».
Император Калигула (37-41 годы)
В 37 году скончался император Тиберий. Вообще, он определил двух наследников в равных долях – родного внука Тиберия Гемелла и внучатого племянника (юридически тоже внука) Калигулу.
И тут Гай Юлий Цезарь Калигула обнаружил свою сущность. Он быстро взял под контроль конкурента, а потом устранил его отправив туда, откуда не возвращаются.
Смерть императора Тиберия, с одной стороны, принесла Клавдю два миллиона сестерциев (в 2,5 раза больше, чем смерть Октавиана). С другой стороны, Клавдий подошел на опасно близкое расстояние к трону.
«Близ царя – близ смерти». Возможно, многое из наговариваемого на Калигулу преувеличено. Но вызвать его подозрение или ревность было действительно опасно. Впрочем, дядя Клавдий по-прежнему не относился к семейству Юлиев. А значит формально не был претендентом на власть и имущество.
Калигула позволял себе играть с забавным и придурковатым дядюшкой. Тот, говорят, стремился показать себя именно таким, то есть неопасным. В начале своего правления Калигула возвел дядю в ранг консула. А затем (если верить Светонию) принялся третировать родственника, издеваться над ним, публично унижать.
Наиболее серьезный удар Калигула нанес, вытребовав у дядюшки восемь миллионов за сан жреца нового божества Калигулы-Юпитера. Эта дань едва не разорила дядюшку.
Впрочем, тот же Калигула милостиво позволил Клавдию жениться в третий раз (38/39 год). Третьей супругой будущего императора стала Валерия Мессалина. Невеста была без малого на тридцать лет моложе жениха.
О Мессалине мы еще будем говорить. Пока же ограничимся упоминанием рождения у четы в 40 году дочери Клавдии Октавии, а в 41 году сына Британника (Британником он стал не сразу, но так уж принято именовать этого мальчика).
Внезапное возвышение
Судя по всему, Клавдий искренне не помышлял о высшей власти. Лишь прожить хорошо и богато, в роскоши и довольстве. Но в 50 лет для него всё круто поменялось.
Был или нет кровавым тираном Калигула – вопрос дискуссионный. Но то, что он был непредсказуем, а значит, опасен для находившихся близ него – это факт. В начале 41 года в рядах окружения императора вызрел заговор.
24 января 41 года заговорщики во главе с одним и командующих преторианцами Кассием Хереей напали на Калигулу и буквально изрубили его мечами.
Дальше началось невообразимое. На крики о помощи примчались преторианцы, не сочувствующие убийству. Они бросились искать убийц. А заодно крушили всё округ.
Услышав шум и крики, Клавдий спрятался за занавеской. Пробегавший мимо преторианец заметил его, откинул занавеску, узнал и… Клавдий принялся молить о пощаде, но преторианец вдруг взял да и поприветствовал его как императора. Тут подоспели товарищи преторианца. Они также присоединились к приветствиям.
Однако сенат и придворное окружение не сразу признали Клавдия императором. Многим не по душе пришлась мысль вместо одного «тирана» посадить себе на шею другого. Пока шли дебаты, заговорщики прикончили жену и дочь Калигулы.
Эту беспокойную ночь Клавдий провел в лагере преторианцев. Между сенатом и провозглашенным императором шли долгие переговоры. Чтобы укрепить верность преторианцев, Клавдий пообещал каждому по 15 тысяч сестерциев. Силы Клавдия возрастали. К нему присоединилась городская ночная стража, явились гладиаторы.
Наконец, сенат сломался, признав нового императора – Тиберия Клавдия Цезаря Августа Германика.
Продолжение:
------
Все очерки рубрики "Древний Рим":