Найти в Дзене
ИА Хакасия

В Хакасии запуск оптимального механизма ликвидации бедности оказался удачным

Фото: smartik.ru
Фото: smartik.ru

Накануне советник департамента внешних коммуникаций Счетной палаты России Владимир Устименко любезно предоставил в распоряжение 19rusinfo официальный релиз высшего органа государственного аудита о результатах реализации социальных контрактов в субъектах федерации в минувшем году.

В целом по России 75,1% реализовавших соцконтракт россиян повысили свои доходы, а 45,1% - вышли из бедности.

В минувшем году из федеральной казны и региональных бюджетов на финансирование социальной помощи на основании соцконтракта было направлено 38,3 млрд рублей.

По мнению аудиторов, бюджетные средства в целом использованы результативно. За счет предоставленных ресурсов заключено более 204,7 тыс. соцконтрактов, социальную помощь получили 553,2 тыс. малоимущих граждан и членов их семей. Почти 59% соцконтрактов заключено с представителями семей с детьми.

«Как и в прошлые годы, наиболее востребованными, устойчивыми и результативными направлениями соцконтрактов остаются поиск работы и осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. На эти цели расходуется более 70% финансовых ресурсов.В 2024 году по данным направлениям заключено 76,6% всех соцконтрактов, доля граждан, преодолевших уровень бедности по итогам их реализации составила соответственно 47,8% и 51,8%. В ходе реализации соцконтрактов на поиск работы в 2024 году трудоустроено 71,8% граждан», - рассказал об итогах проверки аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.

Наименее эффективными с точки зрения выхода из бедности являются соцконтракты на преодоление трудной жизненной ситуации. Это направление ограничивается предоставлением финансовой помощи на решение текущих проблем гражданина и не предполагает активных действий с его стороны по изменению жизненной ситуации.

В 2024 году на материальную помощь гражданам, заключавшем соцконтракт для преодоления трудной жизненной ситуации, было направлено 1,7 млрд рублей, однако преодолеть порог бедности после завершения соцконтракта удалось только 27,6% его получателей. При этом более 20% граждан, реализовавших соцконтракт по данному направлению, обратились за помощью повторно.

Как пояснила корреспонденту 19rusinfo начальник отдела семейной политики министерства труда и социальной защиты Хакасии Наталья Доброва, этим и была обусловлена смена приоритетов оказания государственной социальной поддержки на основании социального контракта. Приоритетными направлениями стали индивидуальная предпринимательская деятельность и ведение личного подсобного хозяйства.

«В минувшем году наиболее весомой была доля социальных контрактов, предоставленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - 21,2 процента. Меньше на ведение личного подсобного хозяйства — 19 процентов, еще меньше на поиск работы — 5,5 процента. Минимальной оказалась доля соцконтрактов на преодоление трудной жизненной ситуации - 0,5 процента», - уточнила Наталья Васильевна.

По данным аудиторской проверки Счетной палаты России, в Сибирском федеральном округе по доле охвата государственной социальной поддержкой на основе социальных контрактов Хакасия занимает пятое место — 5,4%. Причем это выше установленного для республики планового значения — 5%.

Лидируют в округе по этому показателю Алтай — 13% и Тува — 11,6%. Существенно ниже доля охвата в Алтайском крае — 6,6%, Новосибирской  области — 5,6% и Хакасии — 5,4%.

Минимальный охват малоимущего населения этой мерой государственной поддержки аудиторы отмечают в Омской области — 4,3%, Томской области и Красноярском крае — 4,5%, а также в Кузбассе и Иркутской области — 4,8%.

В минувшем году Хакасия превысила плановые показатели не только по доле охвата малоимущего населения социальным контрактом. Более существенные подвижки аудиторская проверка фиксирует по такому ключевому показателю как доля получателей социальным контрактов, среднедушевой денежный доход которых превысил величину прожиточного минимума по окончании его срока действия. Плановое значение на минувший год — 45%, по факту — 47,3%.

По этому показателю лидирует в Сибирском федеральном округе Иркутская область — 56,7%, в аутсайдерах Красноярский край — 38%, Тува — 42,7% и Кузбасс — 43%.

Между тем не меньший интерес представляет информация о финансовых затратах субъектов федерации на эти цели. В 2022 году Хакасия направила на реализацию этой меры господдержки 263,9 млн рублей, доля софинансирования федерального бюджета составила 237,5 млн. В 2023 году с учетом дополнительного финансирования объем расходов увеличился до 337,5 млн рублей, в следующем году сократился до 243,7 млн. В текущем году снова существенный рост — 418,6 млн рублей, причем 99% финансирования приходится на федеральный бюджет, пояснила Наталья Доброва.

Судя по результатам проверки, снижение объемов финансирования в 2024 году отмечается в большинстве субъектов федерации, в том числе и в сибирских регионах.

В начале мая первый заместитель министра труда и социальной защиты России Ольга Баталина в официальном письме уведомила главу Хакасии о значении двух ключевых показателей - «Уровень бедности» и «Уровень бедности среди многодетных семей». Уровень бедности в России по итогам 2024 года составил 7,2%, уровень бедности среди многодетных семей — 20%.

За год доля населения Хакасии с денежными доходами ниже границы бедности сократилась с 15,8 до 13,6%, а по уровню бедности многодетных семей Хакасия демонстрирует значение чуть ниже общероссийской планки — 19,7%.