Тренды — это прекрасный источник вдохновения и понимания, куда движется мир и индустрия. Графический дизайн непрерывно трансформируется, отражая изменения в предпочтениях аудитории, технологические инновации и культурные сдвиги. В 2025 году для нас открылось множество интересных направлений, объединяющих красоту, практичность и технологические достижения. Для компаний – это способ «оставаться в тренде», но для юристов и специалистов по товарным знакам – потенциальная головная боль. В первую очередь, потому что бренд должен быть не только стильным, но и юридически защищаемым.
В этой статье мы разберёмся, как визуальные тренды влияют на товарные знаки, где проходят границы креатива и закона и почему модный логотип не всегда = хороший логотип.
Что такое визуальные тренды?
Визуальные тренды (или тренды в дизайне) – это дизайн-решения, которые пользуются особой популярностью и встречаются чаще всего.
Примеры таких трендов в 2025 году:
- минимализм;
- кастомная типографика;
- смелые яркие цвета;
- шрифты с засечками;
- креативный копирайтинг.
Почему бренды выбирают тренды?
- Использование трендов — отличный ход для того, чтобы привлечь дополнительное внимание к бренду, создать инфоповод. Это особо полезно, когда компания запускает новый продукт, чтобы обеспечить ему максимальную заметность. Либо когда бренд выходит на новый рынок.
- Внедряя тренды в свой дизайн и визуальную коммуникацию, вы вызываете доверие у прогрессивной части аудитории. Люди видят, что компания идет в ногу со временем, а значит, и продукты у нее актуальные.
- Фирменный стиль и позиционирование компании не вечны и со временем могут потребовать обновления. Готовность к внедрению нового – ключевой фактор успеха, и следование текущим трендам в такие периоды становится отличным решением;
- Для того, чтобы упростить масштабирование дизайна: логотипы должны адаптироваться ко всем форматам (от смарт-часов до билбордов).
В чём риски "модного" дизайна?
При ответе на данный вопрос следует руководствоваться Регламентами Роспатента и статьей 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данные документы содержат целый ряд ограничений в регистрации товарных знаков. В случае нарушения одного или нескольких пунктов товарный знак не регистрируется.
Так какие же бывают риски:
- недостаточная уникальность (или сходство до степени смешения). Тут всё довольно просто – если ваш знак похож на другие зарегистрированные ранее, то защиту вы не получите, ведь на рынке не допускается наличие сходных до степени смешения товарных знаков. Это нужно для того, чтобы потребители не путались в том, кто действительно произвел товар или услугу.
Важно! Придумывая своему бизнесу товарный знак, не поленитесь изучить рынок и конкурентов. Скорее всего, действительно найдется хоть одна компания с похожим названием или логотипом. И тут нужно будет проверить, зарегистрировала ли она товарный знак или нет;
- противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали вызывающая визуализация знака. Чаще всего заявки с «двойным дном» не проходят экспертизу, потому что противоречат нормам морали, вызывают у кого-то негатив, способны вызвать не те чувства, которые принято считать добрыми и вечными и т.д. Да, яркий и эмоционально заряженный знак может быть очень удачным и запоминающимся, но процесс регистрации будет длительным, сложным и не всегда удачным;
- в качестве товарного знака нельзя зарегистрировать названия авторских произведений, цитаты из них, имена персонажей или изображения, название творческой группы без разрешения их правообладателей. Эти объекты охраняются от копирования авторским правом в течение всей жизни автора (правообладателя) + 70 лет после его смерти.
Кейсы и примеры.
В последние годы часто стали прибегать к сокращению наименования. Возможно, причиной перехода стала необходимость использования изображений на этикетках, пакетах, а также на иконках приложений и сайтах в сети Интернет. Часть таких компаний – лица, которые либо ушли из страны, либо передали бизнес локальному менеджменту. Например:
До: После:
До: После:
До: После:
До: После:
Как видно, некоторые названия сохранили «оттенок» от прежних и вполне узнаваемы потребителями.
Но в каждом тренде, как и в жизни, бывают и ошибки. Так, например, один предприниматель хотел зарегистрировать такое обозначение:
Казалось бы, интересное название, трендовый шрифт. Однако графическое исполнение слова «Правда» заставляет усомниться в его однозначном прочтении. В данный момент заявку на регистрацию такого обозначения в Открытых реестрах уже не найти.
После этого предприниматель поработал над ошибками и подал новую заявку на регистрацию товарного знака под номером 2025759558 с более однозначным прочтением.
Еще одним примером может послужить ребрендинг магазина одежды «Cropp»:
До: После:
Если приглядеться, то товарный знак «CR» похож на товарные знаки «МО» и «RE». И между ними связь действительно есть – у них один правообладатель. Однако отличие в том, что после подачи заявки на регистрацию товарного знака заявителю пришел отказ, так как обозначение не обладает различительной способностью. Почему:
- включенные в состав заявленного обозначения буквы «CR» не имеют словесного характера, характерного графического исполнения, не обладают различительной способностью;
- линии, представляющие форму простой геометрической фигуры, а именно квадрата, не образуют композицию.
Таким образом Роспатент констатировал, что названные элементы являются неохраняемыми. В отличие от «CR» обозначения «MO» и «RE» за счет дополнительных изобразительных элементов и нестандартного шрифта обладают различительной способностью и могут быть зарегистрированы.
Заявитель обратился в ФИПС с возражением, но в итоге дело закончилось разбирательством в Суде по интеллектуальным правам, судебная коллегия которого поддержала заявителя и обязала Роспатент повторно рассмотреть возражение.
Каким должен быть трендовый, но при этом охраноспособный товарный знак?
Главные качества товарного знака:
- долговременность. Ваш товарный знак должен быть актуален даже через 10 лет. Не стоит выбирать в качестве основы суперсовременные концепции, так как через несколько лет они могут устареть;
- уникальность. При взгляде на ваш товарный знак потребитель должен сразу думать о вашей компании, а не сравнивать его с конкурентами;
- привлекательность. На этом этапе важно учитывать сочетание цветов и форм. Товарный знак должен привлекать внимание и легко восприниматься окружающими;
- соответствие образу компании. Не забывайте о том, что товарный знак является лицом компании;
- простота восприятия. При работе над товарным знаком следует избегать использования сложных слов и сложносоставных предложений, которые могут вызвать у окружающих недопонимание.
Основные требования, которым должен соответствовать ваш товарный знак:
- оригинальность, то есть несовпадение с ранее зарегистрированными товарными знаками. Для проверки этого требования на этапе разработки словесного товарного знака можно сделать экспресс-проверку. Готовый дизайн логотипа также рекомендуем проверить по реестрам Роспатента;
- фантазийный характер обозначения. Нельзя использовать реалистичные изображения товара или его названия;
- различительная способность. Если товарный знак состоит только из сочетания букв (аббревиатуры) или простых геометрических фигур, то он не может ассоциироваться у потребителя с одним конкретным производителем. Например, товарный знак, состоящий только из буквосочетания «FR» или треугольника не будет зарегистрирован;
- соответствие нормам морали и общественного порядка. В товарном знаке не должны содержаться ругательные или жаргонные слова, а также их имитации.
Важно! Во время создания логотипа нужно избегать перегруженности деталями, невнятного изображения. Шаблонные абстрактные изображения и отраслевые логотипы (например, изображение чаши со змеей) также не подойдут, так как они не обладают различительной способностью. Слишком абстрактный знак будет плохо запоминаться потребителями.
Если вы спроектировали свой товарный знак, но оказалось, что похожее обозначение уже зарегистрировано, не стоит расстраиваться и отказываться от регистрации. Можно доработать словесную и (или) изобразительную часть логотипа, чтобы уменьшить риск противопоставления сходных знаков.
А можно проконсультироваться со специалистами «Царской привилегии» для определения вероятности регистрации вашего знака в Роспатенте. Для анализа обозначения на выполнение всех требований законодательства нами проводится бесплатная полная проверка товарного знака.
Создание трендового и подлежащего защите бренда - процесс, требующий внимания к деталям и профессионального подхода. Тщательная проверка уникальности, оригинальный дизайн и официальная регистрация обеспечат надежную защиту вашего бренда!