Найти в Дзене

К вопросу о "бедных крестьянах" в Российской Империи

Оглавление
Крестьянские мужчины в начле ХХ века. Иллюстрация из свободных источников
Крестьянские мужчины в начле ХХ века. Иллюстрация из свободных источников

"Тянули лямку", "влачили жалкое существование", "прозябали в нищете", "терпели зверское отношение господ" и тд, и тп. Эти и похожие филологические обороты чаще всего используют современные "революционеры" и идейные кпссовцы, описывая жизнь крестьянина в Дореволюционной России.

Положение крестьян - это одна из ключевых и важных точек в аргументации противников Российской Империи. Однако, на самом деле, здесь не все так однозначно. Миф о "страдающем крестьянине" был выгоден большевикам как еще одно идейное оправдание свершившейся революции (интересно, что вещам положительным оправдание обычно не нужно)))). Однако их "поход в народ" не удался, как и у декабристов за сто лет до них, поэтому товарищи революционеры решили агитировать пролетариат. Про рабочих в Российской империи мы поговорим в одной из следующих статей. Сейчас же предлагаем обратиться к крестьянству.

1. Социальный срез

К 1917 году в процентном соотношении крестьянское сословие превалировало и довлело абсолютно над всеми. Более 80% населения России - крестьяне. Но крестьянин крестьянину рознь. Мы уже говорили в одной из прошлых статей, что к моменту отмены крепостного права в 1861 году менее 40% крестьян оставались крепостными, все остальные либо никогда не были в неволе, либо были уже давно вольноотпущенными. Почитать можно здесь:

Положение крестьянина сильно отличается в зависимости от того, чью статистку смотреть: царскую или советскую.

Первые не имели никакой мотивации увеличивать свои цифры, за них её не ругали и не хвалили, никому не приходило это в голову. Скорее, царская статистика была заниженной в силу сложности учёта и небольшого желания самих крестьян рассказывать о своих хозяйствах. Советская, напротив, старалась изо всех сил заниматься приписками, так как её не только ругали, но и репрессировали и даже расстреливали, если она не выдавала «правильные» цифры, как произошло со статистиками, делавшими перепись населения в 1937 году.

Для развития благосостояния крестьян Российской Империи большую роль сыграла реформа Крестьянского банка, проведённая в 1895 году. По ней можно было приобретать дворянские земли на своё имя и продавать их, также тем же крестьянам. До 1907 года в крестьянские руки было продано при посредстве Крестьянского банка земель на сумму 675 млн рублей.

2. Крестьянская изба

Как мы привыкли представлять крестьянскую избу? Четыре стены, разруха, лавки вместо кроватей и маленькие оконца. именно так, кстати, Радищев описывал избу крестьянина:

Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянския избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе на нем скользило. — Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок, по крайней мере, поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь смеркающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастлива изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!).

НО! Если Радищев не лгал (а вполне возможно, что так и было), далеко не все избы крестьян были такими в его время, и точно такими не были в конце XIX века.

Например, был такой хороший художник - Василий Петрович Вопилов. Он родился в 1866 году в семье простых крестьян, бывших ранее крепостными. Происходил он из земель Костромских, деревня Глинищи.

В.П. Вопилов. 1866 - 1936г. Фото 1930-х.
В.П. Вопилов. 1866 - 1936г. Фото 1930-х.

Предки Вопиловых, как мы уже писали, были крепостными. В Глинищи семья переехала, купив там большой двухэтажный дом. Отец Василия Вопилова - Петр Васильевич был, как многие мужики на Волге, «волгарем», работал на барже.

Получается, крестьянская семья, где отец работал "волгарем", то есть "бурлаком", могла себе позволить приобрести двухэтажный дом. Сам мальчик, рано лишившись отца, а "бурлачество", будем объективными, опасный труд, и отец его утонул на работе, закончил приходскую школу, дополнительно занимался с местным дьяконом, потом поступил в училище, а затем уехал в Москву, где стал студентом Московского Училища Живописи Ваяния и Зодчества. Учился он у Поленова, дружил с Левитаном.

Это к вопросу о том, работал ли социальный лифт для крестьян.

Вернемся к избам. Внизу несколько фотографий реконструированной крестьянской избы, которые сегодня УЧЕНЫЕ и МУЗЕЙЩИКИ восстанавливают в различных историко-этнографических и музейных комплексах.

Итак, великолепные Кижи (ударение, кстати, на первую "и"). Экстерьер и интерьер крестьянской избы. Вернее, это целый дом. На втором этаже - жилое пространство, на пером - мастерские, хранение саней, телег, инструментов и даже скот там мог быть и тд.

И это, естественно, не единственная изба в Кижах.

Другой пример. Костромская слобода:

Понятное дело, что сейчас это музейное пространство, и экспозиция собрана специально, но сути это не меняет. Хорошие крестьянские дома - это не "фантазии булкохрустов", это реальность. А знаете, что самое интересное? Это дома не самых зажиточных крестьян. Самые зажиточные уезжали в большие города, снимали мебелированные квартиры и развивали капитал.

Если посмотреть срез данных о самых богатых купцах России в начале ХХ века, 95% из них - выходцы из крестьян в первом, втором или, максимум третьем поколении. Это ли не показатель?

3. Образование крестьян

В споре о том, какое было образование в России до большевиков, уже сломано тысячи копий. Однако нельзя замалчивать и того, что еще во второй половине XIX века школы, особенно церковно-приходские и земские, открывались в большом количестве. Даже если это не была государственная политика, а частная инициатива, школы все равно были. Вон, Н.А. Некрасов основал в селе Аббакумцево школу для крестьян. А сколько таких Некрасовых было? Много!

Например на картине художника Николая Богданова-Бельского "Устный счет" дети крестьяне, на вид лет 10-11, решают в уме сложный пример, записанный на доске.

Попробуйте, посчитайте сами)))

Итог

Никто не спорит с тем, что были тяжелые крестьянские судьбы. Но далеко не у всех. В крестьянской, как в любой другой среде были и бедные и богатые. И дворяне, к слому, были и бедными и богатыми. Причем бывало так, что вчерашний крестьянин, а сегодня уважаемый купец и меценат жертвовал какому-нибудь прозябавшему в бедности графу милостыню. И дело здесь не в "зажравшихся" дворянах, а в том, что в обществе просто могут быть и богатые и бедные. Даже в самом равном обществе всегда есть те, кто ровнее.

Ну а крестьян большевики использовали, причем самую бедную часть крестьян. Методом "грабь награбленное" она не устанавливали справедливость, а обворовывали тех, кто, в том числе, трудился честно.

На этом все! Спасибо за прочтение. Оставляйте комментарии и реакции. Нам важно ваше мнение.

Читайте также: