Недавно в нашем Telegram-чате разгорелись жаркие споры после комментария аудитора известной торговой сети относительно вопроса использования контактных линз и очков на пищевом производстве.
Предлагаем подойти к этой теме рационально и здраво.
Очки и контактные линзы — обычные предметы сотрудников, нуждающихся в коррекции зрения. Несмотря на их повседневность, на пищевом производстве они могут стать источником опасности попадания посторонних предметов в продукцию. Именно поэтому важно объяснить сотрудникам, к каким последствиям может привести попадание в продукт даже маленькой линзы или части очков.
Если работник носит контактные линзы, он обязан сообщить об этом своему непосредственному начальнику или директору производства. Это необходимо для того, чтобы в случае потери линзы или повреждения очков своевременно принять меры и минимизировать риски.
Потеря линзы или повреждение очков — инциденты, которые не должны вызывать паники или обвинений. Напротив, чем раньше сотрудник сообщит об этом, тем проще будет предотвратить попадание инородных предметов в продукцию и обеспечить безопасность производства.
Очень важно не наказывать сотрудников за такие ошибки. По логике — очки и линзы стоят достаточно дорого, и никто сознательно не будет портить продукт именно ими. Если кто-то хотел навредить — это могло бы быть сделано чем-то более доступным, но не ценным лично для него.
Размышления над спорными вопросами
- Нужен ли заносить очки в реестр хрупкого?
Сложно понять, зачем. Если при любых инцидентах ответственный и обученный сотрудник обязан сообщить об этом. Тем более что большинство сотрудников применяют страховочные веревочки и шнурки, чтобы снизить риск потери или повреждения очков. - Нужно ли осматривать сотрудников в линзах?
Каким образом можно проконтролировать факт выпадения линзы, если сотрудник может сказать: «Я только что снял одну, глаз почесать»? Проводить досмотр в таких условиях - лишняя трата времени и сил, а также повод поставить сотрудников в неудобное положение. - Какова статистика?
Были ли случаи на вашем производстве, когда очки или линзы попадали в продукцию? Скорее всего, таких прецедентов не было. Это подтверждает, что вероятность подобного инцидента — крайне низкая.
Как нам известно, вероятность попадания опасных факторов должна быть снижена до приемлемого уровня программами предварительных мероприятий. Если вероятность такого инцидента низкая, то зачем выполнять чрезмерно жесткие рекомендации аудитора, который впервые видит ваше производство?
Итог: Будьте разумны.
- информируйте и обучайте персонал;
- не создавайте лишние бюрократические процедуры, таких как ведение реестров или досмотры;
- создайте атмосферу доверия и ответственности, без наказаний за случайные инциденты.
Только так можно поддерживать баланс между безопасностью пищевой продукции и комфортом работников.
За документированной процедурой по личной гигиене, в которой все это учтено - https://haccpmore.tb.ru/gigiena