Найти тему
Blackwood history

История заблуждений. (Не)читающее Средневековье.

Все знают, что жизнь в Средневековье была уныла. Состоящая из непрерывной борьбы с природой, климатом и соседями, она была настолько печальна, насколько это вообще могло быть возможным. А все развлечения, что были доступны даже знатнейшим людям, крутились вокруг пьянки, большого количества вкусной еды и мордобоя разной степени куртуазности. Ни тебе театра, ни кино, ни юмористического шоу. И даже пары бульварных романов, чтобы скоротать унылый вечер, достать не было никакой возможности.

Любой образованный человек знает, что вся литература Средних веков - это унылые церковные книги и не менее занудные исторические хроники, написанные теми же самыми монахами, что писали всю остальную христианские тексты того времени. И никаких других книг в те темные времена не было и быть не могло. Потому что Церковь внимательно следила за тем, чтобы мысли человеческие, как и все остальные его чувства, были обращены исключительно к Господу Богу. Да и кому в этом Средневековье нужно что-то отличное от Молитвослова и Евангелия? Все равно все у вас там поголовно неграмотные.

А что, если я скажу, что с легким, а местами даже бульварным чтивом, во все эпохи европейского Средневековья было все отлично? И с женскими любовными романами, и с незамысловатыми боевичками. И даже с фантастикой все было вполне себе неплохо, хотя определение это и появилось только десятью веками спустя. Как так получилось? Давайте разбираться.

Пожалуй приступим.
Пожалуй приступим.

И сначала, как обычно, давайте договоримся о терминах. Говоря о литературе Средневековья, необходимо понимать, что говорить мы с вами будем первую очередь об аристократии, духовенстве и военной элите. Именно эти люди в тех непростых условиях имели хоть какой-то свободный досуг для того, чтобы занять его чтением литературы.

Все остальные, менее благородные и образованные жители средневековой Европы, были слишком заняты и никак не успевали оценить литературные таланты своих писателей - современников. Мешала работа по пятнадцать часов в день, без праздников и выходных. Кстати, эта история никак не поменялась и с окончанием Средних веков. Вплоть до начала XIX века, крестьянство, составляющее большую часть населения, было в массе своей неграмотно и о литературе имело очень приблизительное представление.

Но, кажется, мы отвлеклись. Ведь речь сегодня пойдет не о печальной жизни средневековых крестьян, а о художественной литературе раннего, классического и немного даже позднего Средневековья.

Учение - свет!
Учение - свет!

И вот к раннему Средневековью возникает обычно больше всего вопросов. Ну какой худлит, автор? Ты что, совсем перегрелся? Какое развлекательное чтиво может быть в тех, мягко говоря, непростых условиях. Вокруг раннесредневековый климатический пессимум, темные века, "варварские королевства" и викинги! Кем нужно быть, чтобы начать писать хоть какую-нибудь развлекательную литературу?

Кем? Ну, например, Магном Феликсом Эннодием, епископом Павии, а по совместительству писателем и поэтом и другом Теодериха Великого, что во множестве переводил местные сказания и истории о королях и героях в письменную форму. Причем Магн не просто собирал местный фольклор, он делал это не только на латыни, но и частично на местных романо-германских языках, начав формирование целого пласта европейской нерелигиозной литературы.

Конечно же, он не был первым на этом долгом пути. Мы знаем и более ранних писателей, выходивших за рамки церковной литературы. Но именно друг и придворный поэт короля везиготов стал заниматься этим на какой-то более или менее регулярной основе. С конца V века им было написано более ста пятидесяти различных стихотворных текстов, частично развлекательного, а частично и юмористического характера, имевших довольно большое распространение при дворах европейских монархов раннего Средневековья.

Карл Великий опечален низкой грамотностью своих подданых.
Карл Великий опечален низкой грамотностью своих подданых.

Вот, например, Карл Великий, правивший Европой четырьмя веками позже. Он не только позволял своим нежно любимым дочерям, вместо приличного для франкской девушки замужества жить при своем дворе и читать подобную развлекательную литературу, но и сам был ее большим ценителем.

  • Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинения Святого Августина, в особенности то, которое называлось «О граде божьем». («Жизнь Карла Великого» Эйнгард.)

Впрочем, не только Эннодий и Святой Августин интересовали Императора Запада. К концу IX века средневековыми авторами было написано уже множество различной, волне себе художественной литературы. А первым и самым распространенным ее жанром был, конечно же, эпический героический боевик. Ну потому что нет ничего проще и интереснее, чем история про то, кого, как и сколько раз победил всем известный герой и славный воин.

В героическом эпосе, в те далекие времена кто только не отметился. Англосаксы со своим "Беовульфом" как раз к IX веку, первый раз перенесенному на бумагу, Византийцы с творчески переосмысленной литературой Вечного Города и даже ирландцы со своим "Уладским циклом", все одиннадцать томов которого последователи и ученики Святого Патрика переписывали с похвальной настойчивостью. И это не говоря о множестве других, менее значительных историях, которые к концу раннего Средневековья стало модно переносить на бумагу.

-4

Кстати, нельзя не вспомнить и о скандинавских сагах, впервые внесших в жанр эпического боевика элементы ненаучной фантастики. Но по ряду объективных причин скандинавское литературное наследство было переведено в бумажный формат и доступно к прочтению только после того, как закончилась "эпоха викингов". Но, впрочем, это не делает литературу северных народов хоть на каплю менее захватывающей.

  • Вот однажды выходят они в лес на добычу и находят дом некий и двух людей, спящих в доме, а при них толстое золотое запястье. Эти люди были заколдованы, так что волчьи шкуры висели над ними: в каждый десятый день выходили они из шкур; были они королевичами. Сигмунд с сыном залезли в шкуры, а вылезть не могли, и осталась при них волчья природа, и заговорили по-волчьи: оба изменили говор. Вот пустились они по лесам, и каждый пошел своей дорогой. И положили они меж собой уговор нападать, если будет до семи человек, но не более; и тот пусть крикнет по-волчьи, кто первый вступит в бой. (Сага о Волсунгах).

Как видишь дорогой друг, если не обращать внимание на немного непривычный слог, сюжет в общем, не сильно отличается от каждого второго современного романа в жанре героического фэнтези. Да и чего бы им отличаться. Базовые понятия героев, подвигов и принципы работы человеческой фантазии за прошедшие одиннадцать веков изменились не то чтобы очень сильно.

Страшное дело эти ваши оборотни.
Страшное дело эти ваши оборотни.

Ну ладно, с этим вашим ранним Средневековьем понятно. Там вообще все не как у нормальных людей было. Ни церкви тебе приличной, ни феодального угнетения. Одни викинги, короли эти ваши непонятные и яростные попытки быть похожими на Римскую Империю. Но ведь наверняка, сразу с началом нормального феодализма и диктата церкви, ситуация с развлекательной литературой изменилась?

И вот это истинная правда. Ситуация изменилась кардинально. С наступлением "эпохи рыцарей" и века "куртуазной поэзии" к героическому эпосу добавилась еще и любовная лирика. Причем количество и популярность ее были настолько велики, что церковь, встревоженная таким разгулом романтической литературы, неоднократно пыталась намекать добрым христианам, что любить нужно Господа нашего, а не все вот это вот.

  • Иные люди говорят: Любовь такая - тяжкий грех!
    Неправда! Этот пламень свят! Любовь отрадней всех утех.
    Блажен, кто преданно любил, кто честен был.
    Любовь иначе не любовь: преступный пыл.
    С любовью несовместна ложь. Любовь без чести и стыда
    Мне будет мерзостна всегда. (Гартман фон Ауэ XII век)

Но сформировавшуюся европейскую аристократию было уже не остановить. Всех интересовало, кто с кем и сколько раз вздыхал при луне, какого цвета были звезды на ночном небе и о чем все это время пел соловей. Набирающая силу Европа, все еще помнящая недавние "темные века", спешила жить и получать все те немудреные удовольствия, которые могла предоставить ей новая наступившая эпоха.

Куртуазная куртуазность куртуазна.
Куртуазная куртуазность куртуазна.

Вообще, говоря о художественной литературе средневековой Европы, необходимо понимать, что довольно долго главной и основной подачей материала считалась стихотворная форма. Писать в прозе что-то отличное от налоговых отчетов и официальных документов считалось просто неприличным. И это отсылает нас к тем самым народным легендам и сказаниям, с которых и начиналась развлекательная литература Средневековья. Именно рифмованная форма позволяла сохранять баллады и легенды в памяти народов. И поэтому ничего удивительного, что именно в этом формате все эти истории попадали на бумагу, превращаясь в настоящие художественные произведения.

Первые попытки переложить рифмованный слог в привычный нам формат сухой и скучной прозы был предпринят по приказу Бодуэна V графа Эно, в самом конце XII века. И идея эта, нужно сказать, не вызвала ни малейшего понимания среди аристократии и военной элиты средневековой Европы. Приличным образованным людям было просто непонятно, зачем коверкать сказочную музыку окситанской поэзии и приближать его к разговорному языку, на котором разговаривает всякое быдло.

  • И вот меня приводит случай
    В Броселиандский лес дремучий.
    В густую погрузившись тень, блуждал я лесом целый день.
    Кругом боярышник, шиповник
    И неприветливый терновник.
    Возликовал я всей душой, приметив замок небольшой
    И в этой галльской глухомани,
    Уютный с виду, как в Бретани.
    Авось найду я в замке кров.
    Передо мной глубокий ров
    И мост, как водится, подъемный,
    И на мосту хозяин скромный.
    Для поединка нет причин. ("Ивэйн, или Рыцарь со львом". Кретьен дэ Труа 1170 г.)
А это собственно иллюстрации романа "Ивэйн, или Рыцарь со львом". Не плохо как по мне.
А это собственно иллюстрации романа "Ивэйн, или Рыцарь со львом". Не плохо как по мне.

Впрочем, появившийся уже в XIII веке новый формат литературы в виде любимого и популярного сейчас романа в прозе в большей или меньшей степени примерил европейскую аристократию с новыми реалиями тогдашней литературы. Хотя, конечно, стихотворные поэмы и баллады, некоторые из которых вполне себе тянули на повесть в стихах, никуда не делись. Особенно это касалось героического эпоса.

Примерно в то же время появляется понятие "рыцарского романа", который постепенно фактически полностью заменяет более ранний героический эпос, превращая героев древности в понятные и современные для средневекового читателя образы. За один только XII век мы знаем более сотни произведений, посвященных храбрым рыцарям и их беспримерным подвигам. И да, это то самое время, когда Король Артур, Ланселот, Роланд и прочие знаковые герои превращаются в тех самых рыцарей, которыми мы привыкли считать их сейчас.

В общем, с развлекательной литературой во времена классического Средневековья было все не просто хорошо, а скорее даже замечательно. Крепнущее рыцарство требовало историй про подвиги, дамы эпохи "куртуазности" хотели романтики и историй про любовь, молодежи нужны были примеры для подражания. И все это им в полной мере предоставляла тогдашняя развлекательная литература.

Все так и было. А Ланселот носил бацинет. Честно честно!
Все так и было. А Ланселот носил бацинет. Честно честно!

И тут, кто-то из читателей вполне справедливо заметит, что грамотность в те далекие времена, скорее всего, не позволяла большей части Европейской аристократии и военной элиты насладится всеми этими, несомненно, прекрасными произведениями писателей и поэтов. И будет неправ чуть более чем полностью.

Во-первых, уже во времена классического Средневековья с грамотностью даже у рыцарей, не говоря о титулованном дворянстве, все было более-менее нормально. Ну, по крайней мере, мы совершенно точно знаем, что юноша, не способный предъявить понравившейся ему деве несколько модных в этом сезоне баллад, рисковал провести время между героическими подвигами в одиночестве или, того хуже, компании своего боевого коня. Да и неприлично было выглядеть совершенно уже неотесанным болваном в глазах своего сюзерена и местного "света".

Понятно, что бегло читать в те далекие времена умели немногие, а получать удовольствие от этого получалось уже совершенно у единиц. Но при минимальной помощи более грамотных друзей и специально обученных людей, большинство молодых аристократов все же справлялись с этой непростой задачей.

А во-вторых, очень сильно в этой ситуации благородных дам и господ выручали менестрели и труверы, выполнявшие, кроме всего прочего, функции современных аудиокниг. Можно было просто пригласить модного менестреля к себе домой, и пока ты обедаешь или занимаешься, например, фехтованием, этот прекрасный человек подтянул бы тебя по модной в этом году любовной лирике. А при необходимости и вовсе помог заучить пару десятков строк, чтобы ты мог показать всем окружающим, что ты приличный образованный человек, а не непойми что.

Аудиокниги классического средневековья.
Аудиокниги классического средневековья.

Ну а про позднее Средневековье говорить даже как-то неудобно. Уже к XIV веку проза окончательно перестает быть маргинальным форматом и получает в свое распоряжение множество новых литературных инструментов, главным из которых, конечно же, становится, казалось бы, давно и надежно позабытая драма. Вернее, драматический жанр повествования. Примерно в то же время в моду входит фарс как один из драматических приемов. И именно в этот момент на свет появляется та художественная литература, к которой мы привыкли.

Довольно быстро, большая часть стихотворного наследия в том или ином виде переводится в прозу, превращаясь из отдельных баллад и поэм в нормальные полноценные книжные тома. Чему, к слову, сильно способствует сначала развитие института светских переписчиков, а с середины XV века - и распространения книгопечатания во всех странах Средневековой Европы. Начав с печати практически исключительно христианских церковных текстов, будущие книжные магнаты уже к 1470 году массово печатали не только светскую литературу, но даже игральные карты. В общем, и аристократии позднего Средневековья было чем себя занять в минуты досуга.

С наступлением же Ренессанса и Раннего Нового времени, развлекательное чтиво стало не просто распространенным явлением, оно начало понемногу двигать религиозную литературу, занимая все больший и больший объем книжного рынка. Хотя, конечно, получалось у него это до самого XVIII века, не то чтобы очень хорошо.

Хочу предложить вам новый роман модного  в этом году писателя.
Хочу предложить вам новый роман модного в этом году писателя.

Подытоживая.

Так что, получается, даже в раннем Средневековье художественная литература была?

Абсолютно точно да. Она, конечно, отличалась от привычного для нас легкого чтива, но даже во времена "варварских королевств" существовали произведения, которые люди читали исключительно для того, чтобы получить удовольствие.

А куда смотрела церковь?

А церковь большую часть времени была не против. Все древние варварские герои довольно быстро превращались на страницах книг в христианских рыцарей и королей. А уж подвиги добрых христиан - это не то, что может осуждать церковь. Бывали, конечно, сложности, как, например, с любовной лирикой "куртуазной эпохи" Но в конце концов, ничего ужасного не произошло. Церковь отлично понимала, что благородному сословию нужна подобная отдушина, и смотрела на все это, в общем-то, сквозь пальцы.

Да кто вообще в Средневековье мог это читать!

О грамотности средневековой аристократии и рыцарства мы на канале уже множество раз говорили, поэтому еще раз поднимать эту тему, наверное, не имеет большого смысла. Кто пропустил, можно пройти по ссылке и все посмотреть.

А как же крестьяне?

А у крестьян все было отлично. Вплоть до XIX века, большая часть их читать не умела и о развлекательной литературе представление имела не больше, чем о генетике и ядерной физике. а самое главное - никогда об этом не задумывалась. Им, в общем, было некогда заниматься ерундой. Урожай, он сам себя не соберет, да и коровы самостоятельно не подоятся. Такие дела.