История появления советских танковых прицелов семейства ТШ
Копирование чужих идей является абсолютно нормальной ситуацией в мире оружия и военной техники. Можно, конечно, заламывать руки и рассказывать про свой путь, но если посмотреть на ситуацию разумно, то всё выглядит совсем иначе. Любые страны старались копировать те идеи, которые оказывались наиболее удачными. В случае же с танками нередко их копировали почти целиком, особенно на раннем этапе. Что же касается отдельных узлов и агрегатов, то тут и говорить не приходится. Наиболее удачные технические решения копировали безо всяких вопросов.
Среди элементов военной техники, на которые смотрели очень внимательно, были приборы наблюдения из танков, а также прицельные приспособления. Надо сказать, что в отличие от приборов наблюдения, с прицелами у советских танков дела обстояли хорошо. Они отличались удачной конструкцией, имели регулировку по наводке и удачные прицельные сетки. Вместе с тем, во второй половине Великой Отечественной войны возникла потребность в новом типе прицела. Так на свет появились прицелы семейства ТШ, ставшие типовыми для советских танков и САУ с 1944 года.
По поводу советских танковых прицелов написано много, причем зачастую смешного. Люди имеют обыкновение путать теплое с мягким, то есть прицелы и приборы наблюдения. И если с приборами наблюдения у советских танков ситуация была довольно сложной, то про прицелы такое говорить можно с очень большой натяжкой. Прицелы у советских танков были вполне удачными, обладали вполне приличным качеством оптики, что можно заметить и на сохранившихся образцах. Так что мифы насчет пожелтевшей оптике советских танковых прицелов остаются на совести тех, кто такое разносит. Они и прицелы-то, чаще всего, не видели.
Основные вопросы были не к качеству прицелов, а скорее к их размещению. Да и то, далеко не сразу. В то время большинство стран использовало прицелы, которые почти ничем не отличались от конструкций, созданных еще в годы Первой мировой войны. То есть по сути телескоп, у наиболее продвинутых стран (в их числе был и СССР) имелась регулировка и "активная" прицельная сетка. То есть имелась возможность регулировать прицел по дальности стрельбе, имелась регулировка и по горизонтали. Основная масса стран не делала и этого, по сути подзорная труба с фиксированной кратностью увеличения и прицельной сеткой без регулировки.
Впрочем, в вопросе создания прицелов немцы пошли куда дальше. Для танков Pz.Kpfw.II, Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV они разработали новую концепцию прицела. При его разработке во главу угла ставилось удобство работы. Прицел состоял из трех основных частей - передней, задней, и "колена". Последнее имело шарнирное соединение, благодаря которому обеспечивалась подвижность прицела. Это позволяло наводить прицел, не двигаясь вместе с орудийной установкой. Решение не сильно сложное, но до него следовало сначала додуматься.
В практике советской танковой оптики уже были прицелы с "коленом", например, Т-9 (ТОД-9) для КВ-2. Он представлял собой модификацию прицела КТ-1 (казематный телескопический) для казематной установки ДОТ-4 и имел в своей конструкции призму, благодаря чему получил характерное “колено”. Таким образом, можно было сместить прицел немного влево, тем самым отодвинув голову наводчика подальше от орудия. Данная проблема не являлась актуальной до тех пор, пока весной 1943 года не началась разработка 85-мм танковых орудий. Затем появилась еще и 122-мм танковая система Д-25Т, которая была еще крупнее, особенно внутри. Наводчику, который использовал телескопический прицел традиционной конструкции, стало весьма неудобно работать.
Вопрос установки шарнирного, или ломающегося прицела (монокулярного, либо бинокулярного) был поднят в ходе испытаний опытных танков Объект 239 и Объект 237. Далее его внесли в постановление ГКО №4043сс, согласно которому опытный танк Объект 237 приняли на вооружение Красной Армии как ИС-85. Работы по созданию нового прицела возложили на завод №69, который в 1941 году эвакуировали из Красногорска в Новосибирск. До того, летом 1943 года, советские военные познакомились с немецким бинокулярным прицелом T.ZF.9 b, который стоял в немецком тяжелом танке Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.
Впрочем, у нас про немецкие шарнирные (ломающиеся) прицелы знали еще с 1940 года. На заводе №69 как ориентир взяли немецкий прицел T.Z.F.5, который, в различных вариантах, ставился в танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Полной копией прицел не был, но откуда растут ноги, видно хорошо. Новый прицел получил индекс ПТ8-15, разрабатывали его в трех вариантах - 4-кратное увеличение, зеркала, 2,5-кратное увеличение, зеркала, и 2,5-кратное увеличение, призмы. Внешне все три варианта оказались очень похожи друг на друга. Они получились заметно тяжелее прицела 10Т-15 (12-15 кг против 3 кг), но удобство работы перекрывало недостатки.
Для проверки работы прицелов было решено использовать опытный образец танка Объект 239. В период с 16 по 25 ноября 1943 года танк испытывался на Копейском полигоне. При этом ставились прицелы с зеркальной системой, как более простой в изготовлении. Испытания показали, что прицел ПТ8-15 более удобен, чем штатный прицел орудия Д-5Т. Также испытания возкой и обстрела танка лафетопробными, а также бронебойныеми снарядами (именно тогда танк получил отметины, которые видны сейчас), показали прочность зеркальной системы. Опасения вызывало только длительное хранение, что, впрочем, во время войны не проблема.
Прицел ПТ8-15 утвердили как ТШ-15. Впрочем, утвердить - это еще не запустить в серию. На освоение прицела понадобилось время, поэтому все ИС-85 оснащались прицелами 10Т-15, а тяжелый танк ИС-2 выпускался с прицелом 10Т-17. Шарнирные прицелы впервые стали массово ставиться на танки Т-34-85, чей по-настоящему массовый выпуск освоили с марта 1944 года. Можно сказать, что классическим вариантом стала спарка 85-мм танковой пушки С-53 (ЗИС-С-53) и шарнирного прицела ТШ-16. На более ранние танки, с орудием Д-5Т-85, ставился прицел ТШ-15. Все эти прицелы имели 4-кратное увеличение и поле зрения 16 градусов, как и опытный ПТ8-15.
ИС-2 пришлось ждать нового прицела несколько дольше. Надо сказать, что установка ломающегося прицела для Д-25Т предусматривалась изначально, но когда танк создавался, прицела еще не существовало. Первые прицелы данного типа прибыли на ЧКЗ в конце марта 1944 года. Другое дело, что на некоторое время прицелы зависли мертвым грузом. Из прибывших за март 32 прицелов данного типа 28 отправилось на склад, а еще 4 на завод №100 для проведения опытных работ. Причиной тому являлось то, что установка прицела ТШ-17 отличалась от установки 10Т-17. Прицел ТШ-17 рассчитывался на установку в "широкую" маску (неподвижная бронировка 240-57-Сб119 и подвижная бронировка 240-51-15), а ее в серию еще не запустили. В результате на несколько месяцев прицелы "зависли" без движения, ставить их стали с мая 1944 года.
В дальнейшем ассортимент шарнирных прицелов расширился за счет ТШ-19 для СУ-100 и, уже после войны, за счет ТШ-20, который ставился в Т-54. В отличие от бинокулярных прицелов, которые у нас дальше опытных работ не пошли (да и сами немцы далее от них откаазались), шарнирные монокулярные прицелы у нас стали массовым явлением. Они заметно упростили работу наводчика, которому теперь требовалось меньше мотать головой. Семейство ТШ-16/17/19/20 оказалось еще и долгожителями, за счет того, что танки, в которые их ставили, эксплуатировались долгие десятилетия.
Список источников:
ЦАМО РФ
Архив автора
Другие материалы по советской оптике:
Рассказ о фарах по типу Ford советских танков, которые использовались с 1932 по 1944 годы