33,2K подписчиков

Многоликий челябинский прототип

1,6K прочитали

Рассказ об тяжелом танке Объект 239 (КВ-85), опытный экземпляр которого сохранился в Санкт-Петербурге

У опытных образцов бронетанковой техники судьба обычно незавидная. Основная их часть обычно не доезжает до поля боя, хотя бывают и исключения. В дальнейшем опытные машины попадают, чаще всего, в металлолом, поскольку они становятся не нужны. Чаще всего везет тем машинам, которые оседают на полигонах, пройдя этап испытаний. Впрочем, бывают и случаи, когда опытный танк проходит несколько ступеней эволюции. Такие машины также оседают на полигонах, но иногда оказываются и на постаментах.

Нынешнее состояние второго опытного КВ-1с, он же Объект 239, он же КВ-122.
Нынешнее состояние второго опытного КВ-1с, он же Объект 239, он же КВ-122.

Среди танков-памятников, которые находятся в Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской области, попадаются крайне интересные экземпляры. Один из таких танков находится в Автово. Сейчас этот танк выглядит как КВ-85, но не совсем обычный. На самом деле это второй опытный образец тяжелого танка КВ-1с, который за два года неоднократно менялся. В опытный образец КВ-85, он же Объект 239, его переделали уже потом. Стоит рассказать об этой машине, ставшей важной вехой для отечественного танкостроения, поподробнее.

Таким он был изначально.
Таким он был изначально.

История этого танка началась в феврале 1942 года. Выяснилось, что КВ-1, чья боевая масса достигла 50 тонн, заметно уступает в подвижности Т-34. Дело приняло настолько серьёзный оборот, что по личному указанию Сталина начались работы по форсированию мотора КВ-1. Но вскоре стало понятно, что это не поможет. Испытания показали, что танк с форсированным мотором перегревался. Также повышение массы и снижение качества изготовления агрегатов танка привело к резкому росту поломок. Особенно это касалось коробок передач. Единственным способом решить проблему стало снижение массы танка.

Таким он стал летом 1943 года.
Таким он стал летом 1943 года.

Поначалу под обозначением КВ-1с подразумевался обычный КВ-1, на который поставили 8-скоростную коробку передач, форсированный мотор и модернизированную систему охлаждения. Появился этот танк в апреле 1942 года. Надо сказать, что на самом верху требовали снизить массу путем уменьшения толщины брони. Но НКТП и Челябинский Кировский Завод этого не делали, хотя и работали над документацией. Впрочем, испытания показывали, что делали они это зря. На испытаниях система охлаждения, даже после модернизации, всё равно перегревалась.

Да, и это тоже он. КВ-122 делался из второго образца КВ-1с, примем башня КВ-122 выжила. Стоит неподалеку - на шасси Объекта 237.
Да, и это тоже он. КВ-122 делался из второго образца КВ-1с, примем башня КВ-122 выжила. Стоит неподалеку - на шасси Объекта 237.

5 июня 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №1878 "Об улучшении танков КВ". Боевая масса танка снижалась до 42,5 тонн, толщина лба корпуса уменьшалась до 75 мм, а бортов - до 60 мм. Толщина брони башни снижалась до 80-85 мм. Танк получал 8-скоростную коробку передач, разработанную Н.Ф. Шашмуриным, модернизированную систему охлаждения, облегченную ходовую часть и ряд других новых элементов. Именно такая конфигурация и стала тем КВ-1с, который все знают.

Танку было не очень хорошо уже к моменту установки на постамент. Естественно, лучше ему не стало.
Танку было не очень хорошо уже к моменту установки на постамент. Естественно, лучше ему не стало.

Новый танк стал первой разработкой инженера-конструктора М.Ф. Балжи в роли ведущего инженера машины. Разработка стала совместной: помимо СКБ-2 ЧКЗ, занимался танком и коллектив опытного завода №100. При создании КВ-1с активно использовались идеи, ранее прорабатывавшиеся для тяжелого танка КВ-13. В частности, башня КВ-1с базировалась на конструкции трехместного варианта для КВ-13. С него же и перекочевала конструкция командирской башенки, которая создавалась как смотровая, без люка.

Поскольку танк опытный, тусным стадам стендовых моделистов стоит быть с ним аккуратным. Отличий хватает.
Поскольку танк опытный, тусным стадам стендовых моделистов стоит быть с ним аккуратным. Отличий хватает.

Стоящий на постаменте в Автово танк имеет серийный номер 15002. Несмотря на то, что формально это второй образец КВ-1с, по факту именно он стал головным танком для серии. Он первым получил полностью новую ходовую часть, он уже принимал участие в основных испытаниях. За первый месяц он преодолел 2027 километров, показав расчетные данные по подвижности. Также в пределах нормы оказалась надежность и тепловой режим мотора. Тем самым был дан зеленый свет серийному производству КВ-1с. Началось оно в августе 1942 года.

На ящики ЗИП и баки лучше не смотреть - это бутафория.
На ящики ЗИП и баки лучше не смотреть - это бутафория.

Это стало только началом бурной жизни танка 15002. Осенью 1942 года на нем отрабатывалась модернизированная ходовая часть, включая новые траки, шириной 650 мм, и опорные катки. 18 ноября 1942 года танк получил планетарный механизм поворота, изготовленный на заводе №100 под руководством инженер-подполковника А.И. Благонравова. Испытания показали, что новый механизм поворота работает лучше, чем штатный. За время испытаний механизма поворота, которые закончились к апрелю 1943 года, танк прошел 1743 километра. Позже отработанный на втором опытном КВ-1с планетарный механизм поворота поставили в тяжелый танк ИС.

Такой же бутафорией является и установка курсового пулемета. Настоящую почему-то заварили.
Такой же бутафорией является и установка курсового пулемета. Настоящую почему-то заварили.

Параллельно на танке 15002 отрабатывалась масло "Автол №18", им заправили бортовые редукторы. Испытания на 2000 километров признали успешными. В мае 1943 года танк подвергся серьёзным переделкам. Было решено использовать его шасси как базу для опытного тяжелого танка Объект 239. Работа по нему началась после подписания Сталиным 5 мая 1943 года постановления ГКО №3289 "Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок". Согласно ему, к 1 июля 1943 года на государственные испытания выходило два образца танка ИС, а также два образца КВ-1с, оснащенных 85-мм пушками. Объект 239, ведущим инженером которого также оказался Балжи, представлял собой КВ-1с, на который ставилась башня тяжелого танка ИС (Объект 237).

А вот на что смотреть стоит, так это на ходовую часть. Гусеничные ленты на танке менялись неоднократно, такие были на КВ-1с крупной серии и ИС-ах.
А вот на что смотреть стоит, так это на ходовую часть. Гусеничные ленты на танке менялись неоднократно, такие были на КВ-1с крупной серии и ИС-ах.

Эскизный проект Объекта 239 был готов 22 мая 1943 года, а 9 июня доработанный танк №15002 передали заводу №200. Для того, чтобы поставить башню с увеличенным до 1800 мм погоном, пришлось делать уширители в бортах. Также ликвидировали подвижную установку курсового пулемета ДТ, его перенесли направо, в неподвижную установку. Механик-водитель лишился люка, взамен получив два перископических прибора МК-IV, которые улучшили ситуацию с обзором. Экипаж сократился до 4 человек, своего места лишился радист, поскольку теперь радиостанция находилась в башне. Также поставили модернизированную ходовую часть.

Менялись и катки. Они на Объекте 239 тоже серийные, постаили при переделке.
Менялись и катки. Они на Объекте 239 тоже серийные, постаили при переделке.

Окончательно танк собрали в конце июля 1943 года, причем он первым получил 85-мм орудие Д-5Т-85. Башня, которую он получил, была равнозначна опытным образцам Объекта 237. На испытаниях в августе 1943 года танк показал явное преимущество над Объектом 238 (установка 85-мм пушки С-31 в штатной башне КВ-1с). 8 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3891сс, согласно которому Объект 239 приняли на вооружение Красной Армии как КВ-85.

Менялась на танке и установка вооружения.
Менялась на танке и установка вооружения.

Спокойная жизнь у танка, между тем, еще не началась. Уже в статусе Объекта 239 танк продолжили использовать как базу для тестирования. В ноябре 1943 года на него установили опытный образец ломающегося (шарнирного) прицела ПТ8-15. Танк обстреляли как бронебойными, так и лафетопробными снарядами, как раз от них на броне и отметины. Испытания прошли успешно, ПТ8-15 приняли на вооружение как прицел ТШ-15.

А вот откуда у танка попадания. Сделаны они были в ходе испытаний обстрелом орудийной установки с прицелом ПТ8-15.
А вот откуда у танка попадания. Сделаны они были в ходе испытаний обстрелом орудийной установки с прицелом ПТ8-15.

Последняя метаморфоза танка 15002 произошла уже весной 1944 года. В порядке эксперимента на него установили башню ИС-2 (ИС-122). Данный гибрид известен как КВ-122. Идею признали неудачной, поскольку количество КВ-1с в войсках стремительно сокращалось, танк получался тяжелее ИС-2, а его броневая защита оказалась хуже. Поэтому штатную башню Объекта 239 вернули на место, танк занял место на площадке завода №100. Уже после войны опытный образец танка, вместе с одним из бывших Объектов 237, переехал в Ленинград. Кстати, башня КВ-122 стоит как раз на второй машине. Она находится на Кировском заводе, ее часто именуют как ИС-2, но у меня для вас плохие новости.

Надмоторная плита.
Надмоторная плита.

Перед установкой на постамент танк прошел небольшой "тюнинг". Зачем-то установку курсового пулемета срезали, приделав к месту размещения исходной установки неподвижную бронировку. Также характерные для опытных образцов буксирные проушины заменили на типовые, хотя следы от предыдущей конструкции читаются очень хорошо. Серийным КВ-85 он от этого не стал. Моделистам с рулетками и фотоаппаратами я бы посоветовал быть осторожными. Машина опытная, со всеми вытекающими последствиями.

При постаментировании ее законопатили, но кто-то умудрился приоткрыть надмоторный люк.
При постаментировании ее законопатили, но кто-то умудрился приоткрыть надмоторный люк.

Одной из особенностей танка является его орудие. Это не просто Д-5Т-85 под номером 1. Так исторически сложилось, что иных орудий данного типа до наших дней не сохранилось. Так что единственным местом, где его можно увидеть вживую, является Автово. Кстати, исходных Д-5С-85 до наших дней вообще не сохранилось. СУ-85 с орудиями данного типа имеют системы Д-5С-85А, которые конструктивно отличаются.

На танке сохранился стоп-сигнал в бронировке.
На танке сохранился стоп-сигнал в бронировке.

Не менее осторожно надо смотреть не только на башню, но и на корпус. Поскольку это второй опытный образец машины, максимум, чему он соответствует - КВ-с августа-сентября 1942 года. Да и то, лучше приглядываться. Как это часто бывает в начале серийного производства, в первые месяцы идут всякие доработки. Плюс машина имеет постаментный "тюнинг".

Крыша башни неоднократно переделывалась.
Крыша башни неоднократно переделывалась.

Вот на что можно смотреть смело, так это на ходовую часть танка. Как уже говорилось вышек, к моменту переделки КВ-1с в Объект 239 прошла модернизация ходовой части. Ставилась уже серийная ходовая часть, такая конфигурация появилась к началу 1943 года. Как можно заметить, у танка сочетаются рабочий трак и два половинчатых трака. Такое решение характерно не только для КВ-1с и КВ-85, но и ИС-1/ИС-2. На последний траки перекочевали как раз с КВ-1с.

Менялось и положение поручней.
Менялось и положение поручней.

В заключение стоит сказать, что хотелось бы более счастливой судьбы для опытного танка. Те, кто рассказывают типа "он же железный", не думают, что головушка у них деревянная. Танки гниют ничуть не менее бурно, чем машины. Вы просто этого не видите. Машина, сыгравшая огромную роль в советском танкостроении, достойна крыши над головой. Так же, как и стоящий на Кировском заводе "типа ИС-2". До последнего, кстати, добраться крайне тяжело, поскольку стоит он на режимном объекте.

Другие материалы по КВ-1с и машинам на его базе:

История появления КВ-1с, "скоростной" версии тяжелого танка КВ

История тяжелого танка КВ-1с выпуска 1942 года

Предложения по созданию механизма заряжания для КВ-1с, разработанные военинженером В.Г. Барабашем

История 122-мм самоходной гаубицы Д-11 и ее танковой версии Д-12, а также СУ-122м

История 122-мм танковой гаубицы С-41, которая предназначалась для установки в КВ-1с и СУ-122

История 122-мм танковой и самоходной гаубицы Д-5-122, последней ступени развития свердловских танковых орудий с баллистикой гаубицы М-30

История создания танковой и самоходной артиллерийской системы, разработанной при участии конструктора В.Н.Сидоренко

История опытного танка Объект 238, попытка ЦАКБ пойти по простому пути модернизации вооружения КВ-1с

Разработка силами ЦАКБ измененной башни КВ-1с для установки 85-мм орудия С-31

История тяжелого танка КВ-1с, перевооруженного на 85-мм орудие С-28 разработки ЦАКБ