Добрый день, дорогие друзья. В этой публикации мы предлагаем вам посмотреть в глаза последнему Императору России. Не буквально конечно же. Здесь мы обсудим три необычных портрета Государя и связанные с ними истории.
Как и любую другую монаршую особу Николая II часто писали художники-портретисты. Есть очень удачные портреты, есть более формальные, есть официальные и строгие, есть такие, которые скорее показывают его внутренний мир. Некоторые его портреты известны, как например кисти великого Серова, где царь получился очень человечным и искренним, или же известный парадный портрет кисти Липгарта.
Однако, существуют и менее известные портреты императора, такие, про которые сегодня не часто можно услышать. Они словно затерялись в плеяде других портретов царя. Но именно о таких полотнах мы сегодня и поговорим.
1. Портрет кисти Богданова-Бельского
В издании «Новый журнал» 1974 года есть довольно интересная статья, рассказывающая о написании портрета Николая II. Здесь мы приведем некоторые выдержки из нее.
Весною 1904 года Богданов - Бельский был приглашён Начальником Канцелярии министерства Двора А.А. Мосоловым в его бюро на Фонтанке 20 для переговоров о заказе написать портрет государя в форме английского драгунского полка, шефом которого состоял в то время Николай II.
Заказ художник принял с условием, что ему будет дана возможность иметь сеанс с натуры и он получит форму английского драгунского полка, в котором государь желает видеть себя на полотне. Мосолов согласился и Богданов - Бельский энергично принялся за работу, не предчувствуя с какой бюрократической волокитой были связаны эти условия.
В своё время портреты Николая писали три известных художника: Александр Владимирович Маковский, Илья Ефимович Репин и Валентин Александрович Серов, поэтому и Николаю Петровичу хотелось «не ударить лицом в грязь», как говориться.
Прежде всего, он с большими затруднениями раздобыл фотографию государя в форме неведомого ему английского полка и сделал четыре эскиза композиции портрета. С этими эскизами художник отправился в Царское Село, где - по предложению Министерства Двора - представил их императору на обозрение для выбора угодного ему эскиза.
Обзор эскизов происходил в большом и просторном по обстановке кабинете царя. Николай Петрович с удовольствием заметил на стене кабинета свою картину «Игра в шашки», купленную государем на «Передвижной выставке». Царь выбрал понравившийся ему эскиз и пожелал, чтобы фигура его была написана на фоне белой колоннады александровского дворца.
Затем после двухмесячных хлопот и переписки с Министерством Двора художник получил на время мундир Английского полка. морской офицер Солдатенков, - весьма похожий фигурой на императора Николая II, позировал Николаю Петровичу в этом мундире.
Весною, когда цвела сирень, художник съездил в Царское Село, где написал этюд колоннады дворца для фона портрета. В это время государь находился в шхерах. Снова пришлось долго ждать назначения дня сеанса. и только зимой 1906 года было получено сообщение о дне сеанса.
Точно в назначенный час художник ждал в жёлтой гостиной Александровского дворца царя, который вошёл в комнату в малиновой рубашке - формы 4-го Его Величества стрелкового батальона и, поздоровавшись с Богдановым-Бельским, сел на приготовленное ему кресло.
Художник впоследствии вспоминал:
"В лице царя я заметил значительную перемену по сравнению с нашим последним свиданием: оно было более грустным и осунувшимся. на нём заметно отразились все пережитые неудачи войны. Во время сеанса я рассказал ему о жизни крестьянских детей: об их стремлении учиться грамоте, на что государь сказал: "Да, конечно, им необходимо дать образование, и мы сразу же приступим к реформам, как только покончим с последствиями неудачной войны"".
Сеанс продолжался два часа с небольшим перерывом, когда император вышел на свою обычную прогулку, распорядившись подать художнику чай.
Весной 1908 года работа была закончена и, после долгой переписки, художник получил 25 июля письменное предложение прибыть с портретом в Петергоф для обозрения его государем.
Это последнее свидание с царём Богданов - Бельский имел в большом Петергофском дворце, куда уже заранее был доставлен почти готовый портрет. Из окна комнаты художник видел, как дворцовый комендант на дворе ставил у всех входов во дворец часовых, а другой офицер с фонариком в руке обследовал разные углы.
Осматривали и внутренние покои дворца.
Ровно в три часа на дворе раздалась команда «Смирно!», Царь, в сопровождении свиты, направился во дворец. Вскоре двери комнаты открылись и государь вошёл один, свита же осталась в соседней гостиной.
Государь заметно загорел. Любезно поздоровавшись с художником, он быстро подошёл к портрету и долго смотрел на него. Затем приблизился к большому зеркалу со словами: "Теперь посмотрим на портрет в зеркало, так как зеркало - самый строгий критик".
К счастью, портрет в зеркале выиграл ещё больше. Государь остался доволен портретом и пожимая руку художника, сказал: "Очень доволен. Благодарю. Я надеюсь, что эта ваша работа будет не последней".
2. Портрет кисти Ильи Галкина
В 1896 году приглашенный художник Илья Галкин пишет парадный коронационный портрет Николая II.
Однако, история может иногда устраивать потрясающие сюрпризы. Давайте на время перенесемся в 1970-е, в Ленинград, в одну из городских школ. Группа мальчишек в актовом зале школы играют в футбол, гоняют мяч, весело проводят время прямо под чутким взором "дедушки Ленина" - картины, написанной в 1924 гощу художником Владиславом Измайловичем. Портрет не отличался особой художественностью, но отвечал идейному духу того времени, поэтому картину и было решено повесить в учебном заведении, в бывшем Петровском коммерческом училище, а на тот момент Петроградской трудовой школе № 23 (сегодня СШ 206). Там в это время как раз и преподавал Измайлович.
Кстати, Измайлович не придумал с головы образ Ленина, а переписал его с известного портрета кисти Бродского (только перенес Ильича из Москвы в Петербург), а сам Бродский писал его по фотографии.
Так вот, играли себе дети, играли, пока вдруг мячик не угодил прям по Ильичу. Портрет оказался поврежден. Денег у школы на реставрацию тогда не было. Но в 2013 году они нашлись.
Заведующая музеем истории школы № 206 Светлана Пасынкова признается:
То, что происходило дальше, я называю мистикой. В 2013-м, в год трехсотлетия дома Романовых, наши выпускники вдруг вспомнили, что с другой стороны оторванного сорок лет назад кусочка холста они увидели мужской сапог, хотя Владимир Ильич на картине был в туфлях. Тогда мы решили отдать картину в Русский музей для экспертизы.
Портрет последнего русского царя находился под толстым слоем краски на обратной стороне холста. Реставраторы провели кропотливую работу, сантиметр за сантиметром снимая с холста краску, под которой был спрятан Николай II. К работе подключилась целая команда историков и исследователей. Они установили, что император был изображен художником Ильей Галкиным в 1896 году – в год коронации Николая II. На картине царь предстает в парадном образе – в красном военном мундире с орденами. Портрет императора повесили в Петровском училище, воспитанники которого постигали образование для торгово-промышленной деятельности. Вероятно, чтобы спасти его от уничтожения, преподаватель училища Измайлович еще в 1917 году замазал портрет белой краской и спрятал, а чтобы не нашли в дальнейшем, решил на обратной стороне написал вождя. Под Лениным царя бы точно искать не стали.
Сегодня невероятная картина находится в Государственном Эрмитаже. Поскольку соперников разделить, к сожалению, невозможно, то выставляли портреты с помощью зеркала.
И все же, хорошо, что история берет свое, и чудесный портрет Государя вновь увидел свет.
3. Портрет кисти Николая Шабунина
Этот портрет практически никому неизвестен, и находится он в частном собрании, поэтому доступ к нему затруднителен. Однако есть изображения самого портрета, поэтому и мы с вами можем на него взглянуть.
Царь стоит в парадной военной форме, на груди голубая лента Ордена Андрея Первозванного - главная награда Российской империи.
Вероятнее всего, данный портрет писался специально для учебного заведения перед которым и стоит Государь. Если постараться, то на фасаде здания можно прочитать следующее: НИКОЛАЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА.
Это Императорская военная академия, которая до 1909 года носила имя Николаевской академии генерального штаба в память об Императоре Николае I.
Император являлся покровителем этого учебного заведения. Академия генерального штаба первоначально помещалась в доме бывшей Иностранной коллегии на Английской набережной, 32. В 1901 году переехала в специально построенное для неё здание на Суворовском проспекте, д. 32 (архитектор А. И. фон Гоген, инженер-строитель А. А. Веденяпин). В настоящее время здание академии (с садом, оградами и жилым домом для служащих) объявлено памятником архитектуры, объектом культурного наследия регионального значения.
Портрет датируется 1902-1903 годом, точно не позднее 1909г, так как после академия носила иное название.
Какова судьба портрета, увы, неизвестно. Можно лишь предполагать, что после 1917 года кто-то забрал портрет в частную коллекцию, где он сегодня и пребывает.
На этом - все!
Большое спасибо за прочтение! Оставляйте комментарии, ставьте реакции, нам всегда важно ваше мнение.
Читайте также: