Найти в Дзене

Николай II. Три необычных портрета Государя

Оглавление
Н.П. Богданов-Бельский. Портрет Николая II. 1908г. Иллюстрация из свободных источников
Н.П. Богданов-Бельский. Портрет Николая II. 1908г. Иллюстрация из свободных источников

Добрый день, дорогие друзья. В этой публикации мы предлагаем вам посмотреть в глаза последнему Императору России. Не буквально конечно же. Здесь мы обсудим три необычных портрета Государя и связанные с ними истории.

Как и любую другую монаршую особу Николая II часто писали художники-портретисты. Есть очень удачные портреты, есть более формальные, есть официальные и строгие, есть такие, которые скорее показывают его внутренний мир. Некоторые его портреты известны, как например кисти великого Серова, где царь получился очень человечным и искренним, или же известный парадный портрет кисти Липгарта.

Однако, существуют и менее известные портреты императора, такие, про которые сегодня не часто можно услышать. Они словно затерялись в плеяде других портретов царя. Но именно о таких полотнах мы сегодня и поговорим.

1. Портрет кисти Богданова-Бельского

В издании «Новый журнал» 1974 года есть довольно интересная статья, рассказывающая о написании портрета Николая II. Здесь мы приведем некоторые выдержки из нее.

Весною 1904 года Богданов - Бельский был приглашён Начальником Канцелярии министерства Двора А.А. Мосоловым в его бюро на Фонтанке 20 для переговоров о заказе написать портрет государя в форме английского драгунского полка, шефом которого состоял в то время Николай II.
Заказ художник принял с условием, что ему будет дана возможность иметь сеанс с натуры и он получит форму английского драгунского полка, в котором государь желает видеть себя на полотне. Мосолов согласился и Богданов - Бельский энергично принялся за работу, не предчувствуя с какой бюрократической волокитой были связаны эти условия.

В своё время портреты Николая писали три известных художника: Александр Владимирович Маковский, Илья Ефимович Репин и Валентин Александрович Серов, поэтому и Николаю Петровичу хотелось «не ударить лицом в грязь», как говориться.

Прежде всего, он с большими затруднениями раздобыл фотографию государя в форме неведомого ему английского полка и сделал четыре эскиза композиции портрета. С этими эскизами художник отправился в Царское Село, где - по предложению Министерства Двора - представил их императору на обозрение для выбора угодного ему эскиза.
Обзор эскизов происходил в большом и просторном по обстановке кабинете царя. Николай Петрович с удовольствием заметил на стене кабинета свою картину «Игра в шашки», купленную государем на «Передвижной выставке». Царь выбрал понравившийся ему эскиз и пожелал, чтобы фигура его была написана на фоне белой колоннады александровского дворца.
Затем после двухмесячных хлопот и переписки с Министерством Двора художник получил на время мундир Английского полка. морской офицер Солдатенков, - весьма похожий фигурой на императора Николая II, позировал Николаю Петровичу в этом мундире.


Весною, когда цвела сирень, художник съездил в Царское Село, где написал этюд колоннады дворца для фона портрета. В это время государь находился в шхерах. Снова пришлось долго ждать назначения дня сеанса. и только зимой 1906 года было получено сообщение о дне сеанса.
Точно в назначенный час художник ждал в жёлтой гостиной Александровского дворца царя, который вошёл в комнату в малиновой рубашке - формы 4-го Его Величества стрелкового батальона и, поздоровавшись с Богдановым-Бельским, сел на приготовленное ему кресло.

Художник впоследствии вспоминал:

"В лице царя я заметил значительную перемену по сравнению с нашим последним свиданием: оно было более грустным и осунувшимся. на нём заметно отразились все пережитые неудачи войны. Во время сеанса я рассказал ему о жизни крестьянских детей: об их стремлении учиться грамоте, на что государь сказал: "Да, конечно, им необходимо дать образование, и мы сразу же приступим к реформам, как только покончим с последствиями неудачной войны"".


Сеанс продолжался два часа с небольшим перерывом, когда император вышел на свою обычную прогулку, распорядившись подать художнику чай.
Весной 1908 года работа была закончена и, после долгой переписки, художник получил 25 июля письменное предложение прибыть с портретом в Петергоф для обозрения его государем.
Это последнее свидание с царём Богданов - Бельский имел в большом Петергофском дворце, куда уже заранее был доставлен почти готовый портрет. Из окна комнаты художник видел, как дворцовый комендант на дворе ставил у всех входов во дворец часовых, а другой офицер с фонариком в руке обследовал разные углы.

Осматривали и внутренние покои дворца.
Ровно в три часа на дворе раздалась команда «Смирно!», Царь, в сопровождении свиты, направился во дворец. Вскоре двери комнаты открылись и государь вошёл один, свита же осталась в соседней гостиной.
Государь заметно загорел. Любезно поздоровавшись с художником, он быстро подошёл к портрету и долго смотрел на него. Затем приблизился к большому зеркалу со словами: "Теперь посмотрим на портрет в зеркало, так как зеркало - самый строгий критик".
К счастью, портрет в зеркале выиграл ещё больше. Государь остался доволен портретом и пожимая руку художника, сказал: "Очень доволен. Благодарю. Я надеюсь, что эта ваша работа будет не последней".

2. Портрет кисти Ильи Галкина

В 1896 году приглашенный художник Илья Галкин пишет парадный коронационный портрет Николая II.

«Церемониальный портрет Николая II», Илья Галкин. 1896 год.
«Церемониальный портрет Николая II», Илья Галкин. 1896 год.

Однако, история может иногда устраивать потрясающие сюрпризы. Давайте на время перенесемся в 1970-е, в Ленинград, в одну из городских школ. Группа мальчишек в актовом зале школы играют в футбол, гоняют мяч, весело проводят время прямо под чутким взором "дедушки Ленина" - картины, написанной в 1924 гощу художником Владиславом Измайловичем. Портрет не отличался особой художественностью, но отвечал идейному духу того времени, поэтому картину и было решено повесить в учебном заведении, в бывшем Петровском коммерческом училище, а на тот момент Петроградской трудовой школе № 23 (сегодня СШ 206). Там в это время как раз и преподавал Измайлович.

Кстати, Измайлович не придумал с головы образ Ленина, а переписал его с известного портрета кисти Бродского (только перенес Ильича из Москвы в Петербург), а сам Бродский писал его по фотографии.

Так вот, играли себе дети, играли, пока вдруг мячик не угодил прям по Ильичу. Портрет оказался поврежден. Денег у школы на реставрацию тогда не было. Но в 2013 году они нашлись.

Заведующая музеем истории школы № 206 Светлана Пасынкова признается:

То, что происходило дальше, я называю мистикой. В 2013-м, в год трехсотлетия дома Романовых, наши выпускники вдруг вспомнили, что с другой стороны оторванного сорок лет назад кусочка холста они увидели мужской сапог, хотя Владимир Ильич на картине был в туфлях. Тогда мы решили отдать картину в Русский музей для экспертизы.

Портрет последнего русского царя находился под толстым слоем краски на обратной стороне холста. Реставраторы провели кропотливую работу, сантиметр за сантиметром снимая с холста краску, под которой был спрятан Николай II. К работе подключилась целая команда историков и исследователей. Они установили, что император был изображен художником Ильей Галкиным в 1896 году – в год коронации Николая II. На картине царь предстает в парадном образе – в красном военном мундире с орденами. Портрет императора повесили в Петровском училище, воспитанники которого постигали образование для торгово-промышленной деятельности. Вероятно, чтобы спасти его от уничтожения, преподаватель училища Измайлович еще в 1917 году замазал портрет белой краской и спрятал, а чтобы не нашли в дальнейшем, решил на обратной стороне написал вождя. Под Лениным царя бы точно искать не стали.

Сегодня невероятная картина находится в Государственном Эрмитаже. Поскольку соперников разделить, к сожалению, невозможно, то выставляли портреты с помощью зеркала.

И все же, хорошо, что история берет свое, и чудесный портрет Государя вновь увидел свет.

Иллюстрация из свободных источников.
Иллюстрация из свободных источников.

3. Портрет кисти Николая Шабунина

Этот портрет практически никому неизвестен, и находится он в частном собрании, поэтому доступ к нему затруднителен. Однако есть изображения самого портрета, поэтому и мы с вами можем на него взглянуть.

-6

Царь стоит в парадной военной форме, на груди голубая лента Ордена Андрея Первозванного - главная награда Российской империи.

Вероятнее всего, данный портрет писался специально для учебного заведения перед которым и стоит Государь. Если постараться, то на фасаде здания можно прочитать следующее: НИКОЛАЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА.

Это Императорская военная академия, которая до 1909 года носила имя Николаевской академии генерального штаба в память об Императоре Николае I.

Император являлся покровителем этого учебного заведения. Академия генерального штаба первоначально помещалась в доме бывшей Иностранной коллегии на Английской набережной, 32. В 1901 году переехала в специально построенное для неё здание на Суворовском проспекте, д. 32 (архитектор А. И. фон Гоген, инженер-строитель А. А. Веденяпин). В настоящее время здание академии (с садом, оградами и жилым домом для служащих) объявлено памятником архитектуры, объектом культурного наследия регионального значения.

Портрет датируется 1902-1903 годом, точно не позднее 1909г, так как после академия носила иное название.

Какова судьба портрета, увы, неизвестно. Можно лишь предполагать, что после 1917 года кто-то забрал портрет в частную коллекцию, где он сегодня и пребывает.

На этом - все!

Большое спасибо за прочтение! Оставляйте комментарии, ставьте реакции, нам всегда важно ваше мнение.

Читайте также: