Найти в Дзене

Цари и искусство. Александр III

Оглавление
И.Н. Крамской. Портрет императора Александра III. 1886г. ГРМ.
И.Н. Крамской. Портрет императора Александра III. 1886г. ГРМ.

Александра III называют царем-миротворцем. За недолгий век его правления Россия не вела войн и сдерживала агрессивный европейский натиск. Эпоха царя запомнилась как одно из самых стабильных и сильных времен в истории нашего Государства.

Однако, мало кто знает, что Александр III был ещё и страстным коллекционером искусства. Он посещал ведущие выставки, был знаком и даже дружен со многими передвижниками, конкурировал в покупке картин с Павлом Третьяковым, а открывшемуся после его смерти Русскому музею он оставил более 1000 произведений искусства.

В данной статье мы начнем рассказывать про отношения императоров к искусству и культуре. Наш первый герой - Царь-миротворец.

1. Крамской

Иван Николаевич Крамской был одним из любимцев императора Александра Александровича.

И.Н. Крамской. Автопортрет. 1867г.
И.Н. Крамской. Автопортрет. 1867г.

Царь, а также его супруга Мария Федоровна неоднократно позировали Крамскому. Александра художник начал писать еще с тех пор, как тот стал цесаревичем.

Вот несколько царских портретов, написанных Крамским. Среди них особенно хочется выделить изображения Марии Федоровны - одни из ее самых известных портретов.

Императрица в парадном одеянии, на голове русская тиара, на шее и груди алмазно-жемчужная парюра. Это один из самых впечатляющих портретов в творчестве мастера: передача мягкости лица, великолепная работа с цветом и светом, детализация кружевной вуали - все это говорит об огромном таланте художника.

Однако, коллеги-художники в большинстве своем отвернулись от Крамского за то, что часто писал Романовых. Они считали, что художник предал их интересы и поставил деньги выше творчества. Крамского называли отступником, запродавшимся Академии, ренегатом, предателем идеалов, погрязшим в роскоши.

Вероятно, окажись на его месте любой другой художник, его постигла бы та же участь, ибо дело здесь в элементарной зависти, так как даже самые идейный передвижники и поборники монархии нет-нет, да и писали царей, а в случае с Александром III, еще и дружили с ним.

2. Репин

Илья Ефимович Репин на протяжении всей жизни был убеждённым антимонархистом и поборником республики и ненавидел само понятие «царь» в принципе, он не переносил это отношение на личность Александра III.

И.Е.Репин. 1909г.
И.Е.Репин. 1909г.

Илья Репин, давая характеристику взглядам Александра III на изобразительное искусство, отмечал, что император придерживался демократических воззрений в этой сфере.

В письме ученице, художнице Марианне Веревкиной, Репин писал:

«Как милостив и внимателен к нашим работам был Государь! Мне показалась моя выставка при нём вдесятеро интересней, и я без умолку объяснял разные подробности о своих работах... Как он восхищался „Запорожцами“».
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1891г.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1891г.

Царю действительно понравились "Запорожцы", и он покупает их за 35 000 рублей. На эти деньги уже после Репин приобретает усадьбу "Здравнево" в Могилевской губернии.

А что такое 35 тысяч рублей? Некоторые эксперты считают эквивалентной сумму в 600 рублей современных по отношению к рублю царскому. То есть, получается примерно 21 000 000 рублей стоила сама картина, хотя данное сравнение цен самое приблизительное и не самое точное.

Александр III нередко личным вмешательством снимал с произведений цензурные ограничения. Так, в 1885 году картина Репина, купленная П.М. Третьяковым, «Иван грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» по настоянию обер-прокурора К.П. Победоносцева была запрещена к публичному показу.

Иван грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885г ТГ.
Иван грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885г ТГ.

Однако, по решению Александра III через три месяца запрет экспонировать произведение в столицах был снят. Это тем более важно, что на годы правления Александра III приходится расцвет общества передвижников, декларировавших острую социальную направленность своих работ.

3. Поленов

Еще одним художником, спасенным самим императором от цензуры, стал Василий Дмитриевич Поленов.

В.Д. Поленов. 1910-е гг.
В.Д. Поленов. 1910-е гг.

Эта история произошла в 1887 году. Художник тогда написал произведение "Христос и грешница", и привез его в столицу для демонстрации на XV выставке передвижников.

Незадолго до открытия и художник, и полотно прибыли в выставочный зал, и оказалось, что картине предоставили не самое освещенное место, так как реакция цензоров и критиков оставляла желать лучшего. Цензоры испугались, что картина может вызвать неоднозначную реакцию публики. Было решено даже не печать ее в сборнике выставки и подумывали над тем, чтобы убрать полотно совсем, однако решили все же продемонстрировать его императору.

Христос и грешница. 1886г. ГРМ.
Христос и грешница. 1886г. ГРМ.

В два часа дня на выставке появился Великий князь Владимир Александрович, а минут через двадцать после него приехал Александр III с женой Марией Фёдоровной, которых сопровождали великие князья Георгий Александрович и Константин Константинович.

Александру III экспозиция понравилась, и он приобрёл несколько картин. Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно».

После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины. Вскоре к нему подошёл Владимир Александрович и спросил, свободна ли его картина, на что Поленов ответил утвердительно. Тогда Владимир Александрович сообщил художнику, что полотно желает купить император. В самом деле, через некоторое время в зал, где была выставлена картина, вернулся Александр III и, ещё раз удостоверившись, что картина никем не заказана, объявил, что он оставляет её за собой. После того как стало известно, что картина приобретена императором, отношение к ней сразу изменилось. Уже и речи не было о том, чтобы не допускать её на выставку; более того, её перевесили в другое, лучше освещённое место. И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно.

Ещё до выставки Павел Третьяков предлагал Поленову за эту картину 20 тысяч рублей, если Александр III не захочет её купить; цена могла быть увеличена до 24 тысяч рублей в случае, если император захотел бы её приобрести. Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. Но дело было не только в этом. То, что картина была куплена императором, фактически легализовало её, давало возможность экспонировать её на выставке, а затем и в музее. Если бы она была запрещена цензурой — а так вполне могло случиться, окажись она у Третьякова, — то её нельзя было бы выставлять в его галерее.

4. Шишкин

Иногда произведения искусства появлялись именно волей самого императора. Иван Иванович Шишкин - один из самых известных художников-пейзажистов в нашем искусстве. И он тоже был связан с императором.

И.И. Шишкин. Фотография из свободных источников.
И.И. Шишкин. Фотография из свободных источников.

Современники называли его «королем русского леса» и «бухгалтером листочков». Дар художника наблюдать, внимательно изучать природу оказался созвучным не только новым демократическим тенденциям в русском реалистическом искусстве, но и пришелся по духу самому Государю.

Мы говорим об этюде под названием "Срубленный дуб. В Беловежской пуще".

Срубленный дуб. В Беловежской пуще. ЯХМ.
Срубленный дуб. В Беловежской пуще. ЯХМ.

Место этюда — Беловежскую пущу — художник указал в нижнем правом углу. Художник выписывал каждую деталь любимого им леса: каждый листик, веточку, травинку. Именно за эту тщательность его и прозвали "бухгалтером листочков". Мастер очень точно передал облик поверженного, но всё ещё мощного дуба, его трещины на коре, изъяны, в которых художник стремился прочесть повесть о том, как росло и жило это могучее дерево.

Но как появился на свет этот этюд?

В Беловежскую пущу судьба занесла Шишкина не случайно. Он оказался там волей самого императора Александра III.

На ХХ выставке Товарищества передвижников Шишкин демонстрировал свою работу «Летний день», написанную в 1891 году в одном из парков Петергофа. Императору Александру III так понравилось полотно, что Государь пожелал, чтобы художник отправился в Беловежскую пущу писать там «настоящий русский лес, которого здесь ему (то есть, в окрестностях Петербурга) не увидеть».

С Беловежской пущей сам император и его семья были знакомы не понаслышке, так как именно там они предпочитали отдыхать и охотиться.

Поскольку в Беловежскую пущу художника отправил сам император, к Шишкину проявляли пристальное внимание во время этой поездки, его сопровождали царские служащие. Стоит признать, что свита несколько раздражала мастера, и художник вспоминал, что не мог сделать и шагу без того, чтобы его не спрашивали:

«Куда вам угодно… что прикажете».

Художник Яков Минченков писал в своей книге «Воспоминания о передвижниках»:

"Не оставляли его в покое и на этюдах. Один раз пишет он лес, где на первом плане стоит полузасохшее дерево. Подъезжает к нему управляющий лесами. Посмотрел на этюд и обращается с просьбой: «Нельзя ли полузасохшее дерево на этюде уничтожить?» Шишкин удивлен, а управляющий поясняет: «Ведь вы повезете картину в Петербург, а там посмотрят и скажут: ну и хорош управляющий — довел лес до того, что деревья стали сохнуть».

Однако, это не помешало мастеру работать, и из Беловежской пущи живописец привёз 58 этюдов в том числе и "Срубленный дуб", созданный, как и все остальные этюды, не только талантом гениального художника, но и волей императора Александра III.

5. Айвазовский

Император Александр III высоко оценивал талант Ивана Константиновича Айвазовского.

И.К. Айвазовский
И.К. Айвазовский

В его коллекциях в Аничковом дворце и в Гатчине всегда находились работы художника. Айвазовский, в свою очередь, высоко чтил память императора и любил говорить о том, как велика была помощь Александра III в развитии и благоустройстве Феодосии.

Осенью 1887 года, в царствование Александра III, Россия торжественно отметила 50-летний юбилей художественной деятельности Айвазовского. Он был избран в почётные члены Академии Художеств и награждён орденом Святого Владимира II-ой степени.

Айвазовский обратился к императору с просьбой о содействии в проведении мероприятий по благоустройству Феодосии и развитию порта, и Александр III откликнулся на эту просьбу. По предложению Айвазовского, городская Дума Феодосии попросила Александра III назвать фонтан-памятник именем императора, но государь повелел назвать его именем художника.

На смерть императора в 1894 году Айвазовский создал одну из своих самых запоминающихся и загадочных картин.

"На смерть Александра III". 1894г.
"На смерть Александра III". 1894г.

На этой картине мы видим сидящего человека в тёмных одеждах. Он держит в руках крест и о чём-то грустно думает. В самом верху полотна можно наблюдать крест, возвышающийся над городом. Что же художник хотел сказать этим сюжетом?

Революционные террористы в день годовщины смерти его отца императора Александра II 1 марта 1887 года организовывают покушение на Александра III. Казалось, что жестокий рок висит над династией Романовых, но покушение, организованное пятью революционерами-террористами, с треском провалилось. Император Александр III остался жив, а террористов казнили. Но злой рок по-прежнему висел над императором. 17 октября 1888 года в 50 километрах от Харькова у станции Борки поезд с царской семьей терпит крушение и Александр III держит на своих плечах обвалившуюся крышу вагона-столовой, пока его семья не выбралась. После этого здоровье императора резко пошатнулось и 20 октября 1894 года он умирает.

По замыслу художника, сюжет картины должен рассказывать зрителю о вечном торжестве жизни над смертью. Однако полотно, наоборот, получилось слишком траурным и мрачным, причём настолько, что пугало самого Айвазовского.

На картине изображена Петропавловская крепость и набережная, озарённая светящимся крестом, возвышающимся над пейзажем. Внизу сидит человек в тёмных одеждах, при этом не совсем понятно кто это — мужчина или женщина.

Некоторые искусствоведы считают, что художник изобразил супругу государя Марию Фёдоровну. Другие полагают, что на полотне — усатый мужчина. Одним он напоминает террориста Пахома Андреюшкина, покушавшегося на жизнь Александра III, другим — последнего российского императора Николая II. Также есть версия, что герой картины меняется в зависимости от угла зрения.

Наше предположение - вдовствующая императрица.
Долгое время картину скрывали от широкой общественности по желанию самого Айвазовского. Впервые показали полотно 13 октября 2003 года в Феодосийском музее Ивана Айвазовского.

Финал

Тринадцатилетнее царствование императора Александра III оказалось, по мнению современников, чрезвычайно значительным и благотворным периодом в развитии русской культуры.

К моменту вступления на престол император Александр III уже был:
– покровителем Финляндского общества поощрения художеств; Московского археологического общества любителей русских древностей; Карамзинской библиотеки;
– почётным председателем Императорского Русского исторического общества;
– почётным президентом Музея цесаревича Александра Александровича;
– почётным членом Императорского Русского географического общества, Императорского Археологического общества;
– действительным членом Общества поощрения художеств;
– почётным членом Московского, Казанского, Санкт-Петербургского, Новороссийского университетов и Российской академии наук.

Став императором, Александр III покровительствовал всем вышеперечисленным (и не только) историко-культурным и художественным институтам, уделяя особое внимание развитию национальных черт культуры и искусства.

Искусствовед и художник А. Бенуа считал, что «...недолгое царствование Александра III подготовило расцвет русской культуры, который, начавшись ещё при нём, продлился затем в течение всего царствования Николая II....»

Большое спасибо за прочтение! Ставьте реакции, пишите комментарии. Нам всегда важно ваше мнение. До скорых встреч!

Читайте также: