Найти в Дзене

Балы Российской Империи. Черный бал Марии Федоровны

Оглавление
Имератрица Мария Федоровна
Имератрица Мария Федоровна

Добрый день, дорогие друзья. Данной статьей мы открываем новый цикл публикаций на нашем канале, посвященный известным балам Российской Империи.

Для вступления в тему предлагаем поговорить об одном из самых известных и запомнившихся публике торжеств - знаменитом черном бале императрицы Марии Федоровны.

Предыстория

Знаменитый "le bal noir" состоялся в 1889 году, однако причина, из-за которой он вообще случился, произошла не много не мало 24 годами ранее.

Итак, 1865 год. Юная датская принцесса по имени Дагмар готовится стать невестой, а потом и супругой русского цесаревича, наследника престола, Николая Александровича,старшего сына Александра II. По замыслу императора Александра Николаевича и короля Кристиана IX Россия и Дания должны были породниться.

Николай Александрович и Дагмар. Иллюстрация из свободных источников.
Николай Александрович и Дагмар. Иллюстрация из свободных источников.

Однако, планам двух монарших домов пока было не суждено сбыться. В 1864 году Николай путешествовал по Европе, и остановился в Ницце для лечения легочной болезни. Весной 1865 года состояние наследника начало ухудшаться, лишь тогда был верно поставлен диагноз — туберкулёзный менингит. 10 апреля 1865 года в Ниццу прибыл Александр II. Ночью 12 апреля после четырёхчасовой агонии великий князь скончался.

Кончина Николая Александровича. Иллюстрация из свободных источников.
Кончина Николая Александровича. Иллюстрация из свободных источников.

По негласному закону этикета и дипломатии монаршие дворы Европы (и не только) должны были объявить траур по почившему цесаревичу, однако венский двор проигнорировал международный этикет, не объявив траур и продолжил празднества в честь реконструкции Вены.

И дело здесь было не в забывчивости конечно же, а в политике. Отношения между державами оставались напряжёнными еще со времён Крымской войны (1853–1856), где Австрия заняла враждебную России позицию, и подобный жест рассудили как еще одно политическое высказывание.

И вот, прошло время. Дагмара все же стала императрицей России, согласившись выйти замуж за брата своего первого жениха, Александра, будущего Александра III, но нанесенного оскорбления не забыла, и немцев практически возненавидела.

Черный бал

Январь нового, 1889 года. В Российской Империи гремит бальный сезон, который обычно начинался с Рождества и заканчивался перед Великим постом.

26 января в официальной резиденции Александра III в Петербурге, в Аничковом дворце, должен был состояться один из многих придворных балов, как вдруг за три дня до торжества столицу облетела новость: случилась трагедия в Майерлинге — двойное самоубийство наследника австрийского престола кронпринца Рудольфа и его возлюбленной, 17-летней баронессы Марии Вечеры.

Австрийский кронпринц Рудольф
Австрийский кронпринц Рудольф

По всем правилам этикета, не говоря уже о сословной солидарности монархов, бал следовало отменить, выдержав обязательный траур. Однако супруга Александра, Дагмар, обожала балы, а еще прекрасно помнила оскорбление, нанесенное ей, ее покойному жениху и новому отечеству 24 года назад.

Из уроков русского языка, которые брала Минни, будучи юной датской принцессой Дагмар и невестой наследника русского престола, она твёрдо запомнила: долг платежом красен.

Заносчивые Габсбурги должна были быть поставлены на место, поэтому прекрасная Минни решила устроить виртуозную месть. Бал в Аничковом дворце отменять она не стала, однако очень талантливо и мудро сохранила дипломатические отношения.

За три дня до бала гофмаршал князь Владимир Сергеевич Оболенский лично объехал приглашённых, объявив о строгих требованиях к нарядам: чёрные бальные платья для дам, дополненные бриллиантами, и чёрные фраки для мужчин. Это вызвало спешку и дополнительные расходы: портные перешивали траурные наряды в бальные туалеты, так как в ту пору бальных черных, то есть декольтированных платьев, попросту не существовало, а аристократки тратили значительные суммы на аксессуары (чёрные перчатки, туфли, веера).

Концертный зал Аничкова дворца
Концертный зал Аничкова дворца

Бал открылся в Концертном зале дворца, где гости танцевали вальсы и мазурки при свете люстр. Современники отмечали эстетический эффект: траурные одежды оттеняли бледность кожи дам, а бриллианты сверкали «потоком света и огня».

Цитата из воспоминаний камер-фурьера А. Степанова:

"Все черные костюмы были прелестны... Ах, как ярко отсвечивали белые бриллианты и жемчуг на черном атласе, шелке, газе и мрачном тюле! Черные вырезные платья, черные веера, черные по локоть перчатки, черные башмачки и черные чулочки! С каким восхищением за стеной кипарисов, олеандр и цветущих камелий через оркестр смотрел я вниз на волнующееся шлейфное море, обрамлённое белыми пенными взбрызгами Невских Афродит".
Михаил Зичи. "Черный бал в Аничковом дворце, 1889 год".
Михаил Зичи. "Черный бал в Аничковом дворце, 1889 год".

Отдельным пунктом стоит выделить музыку. Музыкальная программа состояла исключительно из венских композиций Иоганна Штрауса, включая гавот «Стефания», посвящённый супруге Рудольфа, что усиливало провокационность события. Что делать, императрица обожала музыку Штрауса!

Правда, сама идея траурного бала многих в Петербурге покоробила. Обер-прокурор Константин Победоносцев прямо назвал это действо «кощунством». Некоторые просто не пришли, сославшись на болезнь. В числе последних были великая княгиня Елизавета Фёдоровна и её сестра — юная Аликс, будущая императрица.

Гессенские принцессы, Элла и Аликс.
Гессенские принцессы, Элла и Аликс.

Сама же Мария Федоровна просто сияла! Императрица участвовала в танцах в чёрном тюлевом платье, усыпанном бриллиантами, и получила от дипломата Владимира Ламсдорфа прозвище «Царица ночи». Он писал:

«Государыня была в чёрном тюлевом платье, усыпанном спереди бриллиантами; кажется, одни сравнивали её с царицей ночи, на других же это производило впечатление чего-то мрачного».
Траурноеплатье Марии Федоровны, подобное которому могло быть на ней в день бала.
Траурноеплатье Марии Федоровны, подобное которому могло быть на ней в день бала.

Александр III, и сам недолюбливавший немцев, позволил супруге вдоволь насладиться местью: назревал очередной балканский кризис и отношения с Австрией были и так из рук вон плохи.

Бал расценивался современниками как утончённое унижение Австрии. Европейские СМИ обсуждали его как демонстрацию российского пренебрежения к Габсбургам.

Впрочем, приличия хотя бы отчасти были соблюдены. И официальные лица, и русская печать единогласно выразили соболезнования общеавстрийскому горю, однако в прессе не промелькнуло ни слова об изысканном танцевальном вечере. Зато из траурных бальных платьев впоследствии родился феномен дамского вечернего туалета…

На этом - все! Большое спасибо за прочтение! Ставьте реакции, пишите комментарии, нам важно знать ваше мнение! До скорых встреч в следующих статьях.

Читайте также: