«Мы наш, мы новый мир построим, — Кто был никем, тот станет всем». Строки "Интернационала", должно быть, знакомы многим в нашей стране. Они стали одним из лозунгов нового советского государства, строившегося на руинах попранной им Российской Империи.
Еще одним лозунгом страны Советов стали слова манифеста футуристов 1912 года "Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности".
А в действительности ли тот мир, что насаждали предлагали большевики - новый? А что если предположить, что велосипеда никто не изобретал, а лишь взяли старую и всем понятную кальку, и создали в этой готовой форме свою версию государства. Чтобы это понять, необходимо обратиться к науке, изучающей мифологемы, устоявшиеся культурные мифы и их развитие - МИФОЛОГИИ!
Если говорить кратко, то составляющие любой мифологической структуры примерно следующие: Бог-создатель(Абсолют), пантеон богов, культурный герой, трикстер, чудовище, мифы космогонии и эсхатологии, религиозные практики, великие заветы.
В данной статье мы поговорим о советском мифотворчестве.
1. Абсолют, завет и пантеон
"Создатель" и "великий учитель", первопредок, образ которого должен быть выведен идеалом в каждой голове адепта. Карл Маркс безусловно для СССР 1920х-1940х выступает именно в таком ключе. Он достаточно далек от людей и событий в постреволюционной России, чтобы последователи его идей "вознесли" бородатого дядю на такое положение.
Бог или Абсолют в разных мифологических системах имеет некоторые общие черты, например он вечен, всеведущ, непознаваем, всемогущ.
"Учение Маркса всесильно" - говорил Ленин. А еще именно Бог дает герою заповеди, учение, истину, которую тот уже несет в массы. "Капитал" Маркса стал такими "заповедями", на основе которых строилось государство. В этой параллели Бог - Моисей, Аллах - Мухаммед, и тд, можно вписать и Маркс - Ленин, и не ошибиться. Вот что Крупская писала в статье про линию Маркса-Ленина:
Для Ленина учение Маркса было не догмой, а руководством к действию. У него раз сорвалось такое выражение: «Кто хочет посоветоваться с Марксом…» Выражение очень характерное. Сам он постоянно «советовался» с Марксом. В самые трудные, переломные моменты революции он брался вновь за перечитывание Маркса. Зайдешь к нему бывало в кабинет: кругом все волнуются, а Ильич читает Маркса и с трудом бывало отрывается от него. Не для успокоения нервов, не для того, чтобы вооружиться верой в силы рабочего класса, верой в его конечную победу — этой веры у Ильича было достаточно, — погружался Ленин в Маркса, а для того, чтобы «посоветоваться» с Марксом, у него найти ответы на злободневные вопросы рабочего движения
Пантеон советской мифосистемы складывался довольно занятно. Безусловно, свое место в сонме богов должен занять и Энгельс, дополнение и "тень" Маркса.
А вот дальше картина приобретает очень забавный окрас, так как мифотворчество происходило буквально на глазах человеческих. Сначала в пантеон богов причислился герой - вознесся на Олимп за свои "заслуги". А затем, когда и герой стал историей, на Олимп захотел и "Великий правитель" - единственный истинный последователь богов и героев.
К советскому пантеону так или иначе со временем примкнут "первые большевики", те, кто каким-то образом героически сражался и чаще всего погиб: Свердлов, Володарский, Урицкий, Фрунзе, Дзержинский, Котовский, Чапаев (этот вообще самостоятельным культурным героем стал). Об их жизни, борьбе и подвигах тоже слагали мифы. И пускай они не были "богами первого порядка", стояли в этой иерархии ниже героя и правителя, но тем не менее - фигуры, обросшие мифологической пеленой.
2. Культурный герой и космогония
Кто такой культурный герой? Мифология и википедия говорят следующее:
Персонаж мифологии, функциями которого является добыча или создание различных предметов человеческой культуры (огня, культурных растений, орудий труда), обучение людей охоте, ремеслу, искусству, введение социальной организации, брачных правил, магических предписаний, ритуалов, праздников и др. В архаичном сознании представления о природе и культуре не разделены друг от друга, поэтому культурный герой наделяется также ролью организации устройства мифологического космоса. Он вылавливает землю из первичного океана, устанавливает небесные светила, регулирует смену дня и ночи, времён года, приливы и отливы, участвует в появлении, формировании и воспитании первых людей и др. Общий мотив — преодоление изначального хаотического состояния мира, бессознательное или сознательное упорядочение мира и культуры. Одной из главных задач культурного героя является также сохранение уже установленного порядка, защита человеческого мира от чудовищ и демонов.
То есть, мы получаем персонажа, взявшего на себя роль предводителя и лидера. Культурный герой "выводит" народ из темноты и заблуждений, он дарит огонь, нест свет и тд, и много чего хорошего. Яркими примерами подобных героев были Прометей, Геракл, Гильгамеш, много кто еще, и Ильич конечно же.
- Герой ведет борьбу со злом и совершает подвиги
- Герой - пример для подражания и вдохновитель. Про него рассказывают сказки
- Герой в конечном итоге упокаивается в знаковом месте государства и "возносится к Богам"
С образом Ленина связано много мифологем, начиная с мифа о космогонии, и заканчивая мифами его бытия. Космогония - это мифы о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. Как правило, это менее архаические и более сакрализованные мифы. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос.
Вспомните революцию, миф о темном времени царизма, где правили нищета, безграмотность и беззаконие. Культурный герой поднимает людей на войну, выводит их из мрака и дает им свет. 85% безграмотных, лампочка Ильича, украденный план ГОЭРЛО - это все звенья этого мифа.
Жизнеописание культурного героя тоже необходимо отметить. Вспомните мифы о детстве Персея, Геракла или любого другого героя. Детство Ленина - полно подобных мифов, начиная от: «Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках, по горке ледяной», и заканчивая известной его цитатой, которая тоже миф - "Мы пойдем другим путем".
Все это мифы, сложившиеся вокруг фигуры Ульянова-Ленина, и продолжавшие складываться всю его жизнь. Он и "добрый дедушка Ленин", он и в шалаше жил, он и за брата мстил и тд и тп.
3. Великий правитель, великая битва, трикстер и чудовище
Великий правитель - это максимально приближенный к героям и богам земной обитатель. Тот, кто помнит и знает их слова и несет их обществу, управляет им, как отец семейством. И оп-па, что тут у нас? Отец народов!
Фигура вождя, великого правителя для СССР настолько фундаментальна, что его по всем традициям мифологического сознания начали обожествлять еще при жизни. Так, например, поступали с фараонами в Древнем Египте, которые были воплощением Бога на земле и тд. Культ личности - это пример подобного обожествления.
Трикстер - это архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический антагонист культурного героя или правителя, наделённый чертами плута, озорника» — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения.
Можно рассуждать, кто является трикстером советской мифологии. Предположим, что Троцкий, который со временем стал восприниматься в Союзе крайне негативно. При Ленине Лейба Бронштейн практически 2 лицо в государстве, создатель РККА, а затем действия его начинают "окрашиваться" иными красками.
Ну и чудовище. Думаем, здесь все и так понятно. У Ленина было свое "чудовище", у Сталина - свое. Чудовищем Ленина выступал "проклятый царизм" и лично Николай II, а затем Белая армия.
Сталин, поддерживая и продолжая идеи Ленина, в процессе формирования собственного культа, столкнулся с очень серьезной проблемой, но вышел из нее победителем. Великая Отечественная война сделал из него практически второго культурного героя.
Великая Отечественная война - огромное горе и огромный подвиг нашего народа. Спорить с этим - впадать в крамолу. Однако именно она стала той "великой битвой", консолидирующей общество по законам мифотворчества.
Чудовище Сталина - это фашистская Германия, враги народа и главный демон - Гитлер.
4. Религиозные практики
Когда большевики решили бороться с религией, они сами прекрасно понимали, что вера - это скрепа русского общества. Без веры православным сложно управлять. Именно поэтому иконы в красном углу заменялись портретами вождей и "Богов", а церковные крестные ходы - парадами первомая и годовщин революции. Вместо крестов носили значки октябрят, пионеров, комсомольцев.
5. Эсхатология
Эсхатология в мифологии - религиозное учение о конечной судьбе человека и всего сущего за пределами истории и нынешнего мира. Эсхатологического мифа в самом СССР не было, так как не было понятия конца Союзу. Союз как самурай - нет конца, есть только путь, и путь это к светлому будущему. Миф о "Светлом будущем" - это один из вариантов эсхатологии, только не разрушающей, а скорее преобразовывающей мир, переделывающий его. "Светлого будущего" нет, но к нему нужно идти, и когда дойдем - не известно.
Однако, будущего светлого не настало, а настал Горбачев, Ельцин (для современных коммунистов тоже, кстати, трикстеры или чудовища) и 1991 год. СССР перестал существовать в считанные дни. Однако, мифотворчество на этом не закончилось. Эсхатология свершилась, и эпоха СССР перешла для, вероятно, большинства людей в разряд "ЗОЛОТОГО ВЕКА", когда трава была зеленее, небо голубее, а мороженное вкуснее и по 3 копейки. Миф о "Золотом веке", как об идеальном и более недостижимом периоде жизни былого общества есть практически в каждой мифологии: и у греков, и у египтян, и у шумеров и тд.
Таким образом, дорогие друзья, мы попытались показать, что Советский союз, строя собственное государство, опирался на кальку и лекала прошлого. И атеистическое сознание советского человека вполне вписывается в мифологемы культуры и цивилизации. И если знаешь, на что опираться, то и "строительство государства" может пойти быстрее.
Спасибо за прочтение, дорогие друзья. Оставляйте свои реакции и комментарии. Нам всегда важно и интересно ваше мнение.
Читайте также: