Публикация полугодовых отчетов железнодорожной монополии поразила пассажиров и многих экспертов. Ситуация оказалась даже хуже, чем ожидалось. Перевозки стремительно сокращаются, поезда идут медленнее, а станции захламляются невостребованными вагонами. Сегодня поговорим подробнее о том, почему услуги железнодорожников стали менее востребованы.
Грузовые перевозки: откат на четверть века
Сначала о ситуации с грузовыми перевозками. Она просто аховая. Падение перевозок продолжается уже третий год подряд, но настоящий антирекорд поставлен в июне 2025 г. Согласно отчетам железнодорожной монополии, сокращение погрузки в этом месяце составило 9,2% год к году.
В среднем за 2025 год эксперты ожидают снижения показателя погрузки на 7%, прогноз публикует газета "Ведомости". Хуже показатели были только в 2002 году, то есть почти четверть века назад.
Уже к началу этого года была не востребована почти треть вагонного парка. Их в наличии 1,38 млн, тогда как для перевозок было достаточно 970 тыс. вагонов. Из-за скопления пустых вагонов на путях, снижается скорость движения поездов. Так, средняя скорость движения поездов по всей сети за год упала на 2 км/ч — с 37,6 км/ч в 2023 году до 35,7 км/ч по итогам 2024-го.
Эксперты называют несколько причин сложившейся ситуации: снижение экономической активности и спроса на многие товары, которые традиционно перевозились железной дорогой, например, уголь, а также высокие тарифы железнодорожников. Из-за этого многие предприятия все чаще выбирают автотранспорт для перевозки своей продукции, и статистика это подтверждает.
Специалисты уверены, что восстановление спроса на перевозки начнется не ранее следующего года при благоприятных обстоятельствах.
Пассажирские поезда: больше, но меньше
На фоне удручающих цифр в грузовых перевозках, пассажирские кажутся оазисом благополучия. После обвала в пандемию в 2020 г., пассажиропоток стабильно растет на несколько процентов в год. В 2024 году он, например, увеличился на 7 %.
В первом полугодии 2025 г цифры поскромнее: рост только 2.6 % от года к году. Впрочем, все зависит от того, с чем сравнивать. В прошлом году путешественники отправились в путь с вокзалов страны 1 млрд 284 млн раз, включая пригородные электрички. Это ощутимо меньше, чем 25 лет назад: в 2000 году поездами воспользовались более 1, 4 млрд раз.
Зато железнодорожники щедро тратятся на роскошные вокзалы, причем, в самых неожиданных местах. Вот, взгляните:
С каким трудностями приходится сталкиваться пассажирам в поездах дальнего следования. Истории от наших подписчиков:
А вы за последнее время пользовались поездами? Понравилось?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel