Найти в Дзене
Стихия Высоцкого

Я всё бегу-бегу и когда-нибудь обязательно не успею...

Оглавление

Сегодня пересматривала фильм "Опасные гастроли" и просто споткнулась на фразе, которую произнёс артист театра-варьете (он же революционер-подпольщик) Николя Бенгальский, только что удачно избавившийся от соглядатаев и успешно доставивший куда надо целый чемодан революционно-агитационной литературы:

"Знаешь, мне так кажется, будто я всё бегу-бегу и когда-нибудь обязательно не успею".

И такая это удивительная перекличка с "Песней об обиженном времени", о которой писала буквально на днях! И с песней Белого Кролика, конечно, который всё опоздать боялся и от страха поседел. Только сказано и сыграно на 4 года раньше. А говорят, время ходит только вперёд.

ШЛЯПНИК: Тише, тише, оно услышит! О, если с ним не ссориться, оно сделает для тебя всё!

Мне иногда кажется, что в сутках Владимира Высоцкого было 25 часов. Или 26. И свои личные договоры со Временем.

-2

Как-то корреспонденты спросили маму Владимира, когда же он всё успевал: играл в театре, снимался в кино, изъездил весь Советский Союз, многие страны мира, писал сценарии, прозу, свои бесчисленные песни. Она рассказала:

— Писал Володя в основном ночью. Это вошло у него в привычку давно, с юности. Когда он переехал сюда, на Грузинскую, я старалась у него не оставаться ночевать, потому что он почти до самого утра беспокойно ходил по квартире с карандашиком, «вышагивал» рифму. Раньше четырёх не ложился. А к десяти надо было спешить на репетицию в театр. Утром иногда я приходила и будила его, он спрашивал, который час, я отвечала: без пяти девять. О, говорил он, так я могу ещё пять минут спать. И тут же засыпал…
Вообще-то он считал, что сон — это пустая трата времени. Его любимая поговорка была: «Надо робить!» Конечно, такая чрезмерная нагрузка его подкосила. Я не один раз его предупреждала: «Володя, так нельзя, ты упадёшь». У него ведь в детстве были неполадки с сердцем, недостаточность митрального клапана.
— И он это знал?
— Знал и тем не менее работал на износ. Спешил успеть… (Вспоминая Владимира Высоцкого: сборник. М., 1989. С. 79)

"Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее... Вы тугую не слушайте плеть!"

Бешеный ритм жизни не мог не сказываться на самочувствии и на мироощущении. Человек должен иногда подняться над суетой и задуматься о "смысле жизни". Об этом же вспоминает и режиссёр "Опасных гастролей":

"И ещё в фильме есть вставленная им фраза... Это когда он разносит листовки – или что там такое было, что-то революционное, запрещённое – и в типографии отдаёт это Юматову, то говорит: "Я бегу, бегу – и не знаю куда". Я так понял, что этот вопрос его тревожил. Потом я от него эту фразу ещё несколько раз слышал". (Г. Юнгвальд-Хилькевич. Из интервью М. Цыбульскому)

И вид у Высоцкого в фильме на этой фразе такой обречённо-усталый, что, видимо, именно о нём говорили члены худсовета, отказываясь утверждать Высоцкого на роль. Как будто революционер-подпольщик-актёр права уставать не имеет, всегда должен выглядеть жизнерадостным идиотом...

Фильм "Опасные гастроли" был снят на Одесской киностудии в 1968-1969 г., режиссёром Г. Юнгвальд-Хилькевичем. У Владимира Высоцкого была главная роль, которая ему очень нравилась, в отличие от сценария. Поэтому не без участия актёра в сценарии появилось много дополнительных эпизодов. Об этой работе он охотно рассказывал зрителям:

"Мы придумали очень много новых эпизодов. Я хотел, чтобы этот парень, которого я буду играть, чтобы он был не… не только такая… он-то очень был схематично написан. Он всё время там переносил ящики, какие-то мешки таскал и всё время… там весь смысл в этом сценарии заключался в том, что там отвлекали полицейских вот так вот, <щёлкает>. А в это время куда-то уносили ящики, потом с другой стороны отвлекали полицейских, тогда ящики спускались сверху, в общем, всё время так… в общем, фильм был про ящики, э... про тару. Вот. <Оживление в зале> А хотелось, чтобы этот фильм был про людей, и мы поэтому…Так как он [Бенгальский - авт.] актёр, то, совершенно естественно, я предложил им, чтобы он действовал такими способами, которые доступны актёру. А именно, чтоб он много переодевался, обманывал,  там,  так  сказать, загримировавшись, играл других людей. Если он хороший актёр – перевоплощался в разных людей. Ну, это вы всё увидите в картине.
        И чтобы это был человек, который принимает самые неожиданные решения в самой трудной ситуации. Вот поэтому, наверное, ему и доверяют такие трудные задания. <...> Это человек такой азартный, что ли, он немножко даже игрок.  Ну вот, в результате таких общих разговоров появилось очень много эпизодов новых, новых сцен, и так далее." (
13.01.1970, Москва, ДК завода "Калибр").

Об этом же говорил и режиссёр картины. Все эпизоды с переодеванием - авторства Высоцкого, как и текст в них.

Для этого фильма Владимиром Высоцким были написаны пять новых песен и предложена одна уже известная. Четыре из них в картине прозвучали. Про одну из песен на канале уже была статья:

"Революционные страдания"

Хотела репостнуть запись, но по моим наблюдениям, репосты своих статей Дзен вообще никому не показывает, кроме подписчиков. А подписчики не очень-то часто обращают на репосты внимание. Поэтому дополню существующую статью парой любопытных моментов прямо здесь и сейчас.

Начинал работу над песнями для фильма Высоцкий ещё летом 1968 г. - по крайней мере, куплеты Бенгальского он присылал режиссёру со съёмок "Хозяина тайги". "Романс при свечах" (а именно о нём сейчас пойдёт речь) ориентировочно датируется февралём 1969 г., как и другие "репертуарные" песенки для варьете. Про одесские куплеты Высоцкий писал режиссёру: "Нужна музыка. Пусть [композитор] начинает потихоньку, а потом мы вместе". Не знаю, касалось ли это остальных песен, но музыка этого романса - основная музыкальная тема фильма, очень красивый инструментал. Так что, возможно, "Было так: я любил и страдал..." - это "подтекстовка" на уже готовую мелодию. Высоцкий умел писать и так тоже, не только на свой мотив. Музыку к фильму написал композитор Александр Билаш, он же дирижировал Симфоническим оркестром Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР, с которым, собственно, 19 марта 1969 г. Высоцкий и записал романс "Было так: я любил и страдал".

Хотя романс написан в совершенно несвойственной автору стилистике, ему (романсу) повезло больше, чем, например, "морским" песням для "Ветра Надежды". Те прозвучали лишь на записи фильма, а романс автор исполнял немножко и на публике. Помимо студийной записи с оркестром, известны ещё 8 фонограмм, в основном домашние, для друзей. Но есть и одно публичное выступление, предположительно, в ЦСУ. Записывая песню дома у своих друзей Савичей, после первого куплета автор вдруг заявил: "Я не помню второй куплет. Его вымарали из картины...". На самом деле из картины "вымарали" первый куплет. Но у Савичей текст он так и не вспомнил. Уже спев что-то другое, вновь вернулся к романсу:

- Я должен вспомнить второй куплет, просто принципиально.
Видимо, песню попросили спеть присутствующие дамы. К ним и обратился автор за помощью: Ну, вспомните, про что хоть там речь-то идёт.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Володь, ну, я же не помню. Я токо <неразборчиво>... ...песня не в твоём плане вообще, такая песня была необычная. Как исполнял, я даже обалдела — думаю, Володя это или не Володя. Но мне понравилась. Я даже всплакнула на этой песне...

- Короче. Вам вечным холодом и льдом сковало кровь
От страха жить и от предчувствия кончины...

Дальше опять пауза, вспомнил ещё одну строчку: Ну а теперь — хоть саван ей готовь! И, так и не вспомнив продолжение, тут же выдал экспромт: Я слёзы лью и плачу без причины...
- Вам вечным холодом и льдом сковало кровь...
Вот этот куплет... припев помню, а куплета самого не помню.

Дело было 7 июня 1970 г. После этого песня больше не исполнялась, лишь в 1972 г. была записана для себя, в архив Мустафиди. И больше про неё не вспоминали. Но стилизация под романсы начала ХХ века получилась великолепная. Вы обратили внимание - слушательница "даже всплакнула", слушая (видимо, во время просмотра фильма) этот декадентский романс. Полное попадание и в стиль, и в души целевой аудитории.

Больше про этот романс можно узнать из статьи "Революционные страдания".

Дополнение:

Цыбульский М.И. "Опасные гастроли": (октябрь 1968 года - август 1969 года) // Владимир Высоцкий в Одессе: док. повесть. - СПб.: Студия "НТ-принт", 2013. - С. 47-56.

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого".