В сюжете удивительного по своей интонации и сочетанию грусти и юмора фильма Виталия Мельникова «Мама вышла замуж» (1969) несложно увидеть эдипальный каркас этого советского кинематографического хита.
Он, словно строительные леса, которые являются одним из образов этой ленинградской истории, удерживает всю непростую внутреннюю динамику треугольника отношений героев.
В центре повествования этой тонкой и очень точной в психологических деталях трагикомедии — история семнадцатилетнего Бориса, который не может принять новый брак своей матери Зины, штукатурщицы, воспитывающей сына в одиночку.
Появление в их жизни обаятельного выпивохи-экскаваторщика Виктора (фантастическая по пластике и интонации роль О. Ефремова) становится настоящим испытанием для Борьки, привыкшего считать мать исключительно своей, ведь он победил в этой эдипальной схватке без боя – его отец давно бросил Зину и Бориса, уйдя в другую семью.
Юношеский максимализм главного героя, его нарциссическая уязвимость и иллюзия обладания матерью сталкиваются с ее искренним стремлением к поиску отношений.
Режиссер постепенно разворачивает внутреннюю трансформацию главного героя - «Голубки» (Борькино школьное прозвище, по его фамилии – Голубев): от подросткового бунтарства и отчуждения от других до попытки принятия ситуации и переживания своей вины.
Пожалуй, за эдипальной заостренностью истории можно увидеть то, что очень условно подходит под описание движения Бориса от параноидно-шизоидного восприятия реальности к депрессивному, различение которых предложено Мелани Кляйн.
В начале повествования он склонен делить мир на «хорошее» и «плохое», захвачен собственным психическим выживанием, стараясь отстоять привычные жизненные опоры, и сосредотачиваясь на собственных потребностях. При этом он отрицает право матери на близость с кем-то еще, через проективные механизмы выплескивая свою ярость на нее и Виктора.
Отчуждение и гневное желание не видеть реальность приводят Голубку в деревню, к одному из родственников, служащему смотрителем железнодорожного переезда.
Для меня это один из узловых символов фильма - куда направится Борька на этом - настоящем - перепутье своей жизни?
Тоскуя по матери, он устраивает побег из деревни, в котором недвусмысленно выливает свою агрессию на мир и людей, неподчиняющихся его требованиям.
Через вереницу испытаний — тревогу оставленности, скитания по Ленинграду, голод (все, думаю, помнят эту хрестоматийную сцену в гастрономе про «Отдельную» (символично!) колбасу – «Куском!») — Борис учится сопереживать и понимать как свои чувства, так и чувства самых близких ему людей, что становится своеобразным катализатором его перехода к депрессивной позиции.
Мучаясь от утраты владения матерью, отказываясь от иллюзии этого эмоционального обладания, он одновременно смиряется, принимая невозможность разрушения ее отношений с мужчиной, которого она любит.
Как пишет о похожих ситуациях аналитик Р. Бриттон – сдвиги в восприятии эдипальной ситуации тесно связаны с переходом к депрессивной позиции.
В финальной сцене – так просто и мастерски сделанной – Борис (уже не могу здесь назвать его Борькой) сквозь людскую толчею несет тихо плачущей и смятенной матери стакан газированной воды.
Проходя сквозь толпу, видя только мать, но уже каким-то другим, повзрослевшим взглядом, он впервые, пожалуй, по-настоящему проявляет сопереживание к ней, пытаясь исцелить тот разрыв, который образовался в их отношениях, приобретающих от этого оттенки противоречий – как любви, так и возможной агрессии, выражаемой друг другу.
Он обещает «потерпеть», если у матери и Виктора будет ребенок и даже предлагает пойти с отчимом на хоккей… с шайбой, и в этом так много от попытки, наконец, увидеть не только свои страдания, но позаботиться в этом простом жесте о матери, имеющей право на то, чтобы построить свои отношения.
И внутри этого эмпатичного движения к ней (под точную музыку О. Каравайчука) хочется расслышать отголоски надежды на становление большей внутренней целостности самого Бориса, продирающегося сквозь примитивные защиты - через внутренний конфликт - к своей эмоциональной зрелости.
Автор: Буданцев Алексей Викторович
Психолог, Экзистенциальный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru