В наши меркантильные времена среди хорошо зарабатывающих граждан, да и не только их, все больше популярен тезис о том, что «любовь любовью, а об имущественных вопросах лучше договориться «на берегу». А то все бывает, знаете ли…
Для этой цели существует такой правовой институт, как брачный договор. Если по общему правилу все (ну ли почти все) приобретенное в период брака имущество считается общей совместной собственностью (то есть общей собственностью супругов, при возникновении непреодолимых разногласий подлежащей разделу пополам), то брачным договором эту презумпцию можно изменить, определив судьбу любого имущества супругов так, как эти самые супруги договорятся.
Но и брачный договор не панацея, и зачастую разногласия становятся настолько непреодолимыми, что даже существующее соглашение о разделе имеющегося у супругов имущества, которое устраивало обе стороны еще какое-то время назад, один из супругов начинает считать ну совершенно неприемлемым. А что лицо делает, если считает, что договор его уже не удовлетворяет? Правильно, пытается его расторгнуть или признать недействительным.
Расторгнуть брачный договор, по сути, можно только по обоюдному согласию супругов. Поэтому если одну из сторон такой договор больше не устраивает, то она пытается признать его недействительным. Расторгнуть заключенный и нотариально удостоверенный брачный договор или признать его недействительным может только суд.
Общие нормы о недействительности сделок прописаны в Гражданском кодексе РФ, и, как и ко всякому договору, к брачному договору они тоже применяются. Это, например, если одна сторона не могла понимать значение своих действий или руководить ими. Или сделки, совершенные под влиянием обмана, заблуждения или принуждения. То есть это пороки сознания и воли. По этим основаниям брачный договор можно оспорить, если один из супругов считает, что был обманут, или вынужден заключить договор под давлением. Поскольку брачный договор имеет обязательную нотариальную форму, то есть может быть заключен только у нотариуса и этим нотариусом удостоверен, то такие эксцессы все-таки довольно редки ввиду того, что нотариусы в последнее время разве что на воду не дуют, пытаясь выяснить действительную волю сторон.
Но ввиду специфического характера брачного договора как особенного договора, характеризующегося крайне высокой степенью взаимного доверия и непубличности, семейным законодательством предусмотрено специальное основание для признания брачного договора недействительным.
Исходя из этого, суд может также признать брачный договор недействительным по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение.
Что же судебная практика подразумевает под крайне неблагоприятным положением? Ну, например, если все совместно нажитое имущество по итогам достанется только одному супругу, а второй не получит вообще ничего.
Стоит признать, что доказать такой несправедливый раздел достаточно сложно, и все зависит, как всегда, от конкретных обстоятельств дела. Ведь брачный договор может касаться только каких-то конкретных вещей, а все остальное будет делиться в общем порядке. Пополам. Если этого всего остального достаточно, то никакого крайне неблагоприятного положения не будет, а если одному квартира, а по общему правилу делится кухонная утварь, то скорее всего будет.
И хотя гражданско-правовые договоры, к которым относится и брачный договор, в очень большой степени диспозитивны, то есть зависят от усмотрения сторон договора, но все-таки оставлять когда-то горячо любимого супруга без ничего нельзя ни с какой точки зрения.