«Метаморфозы» Овидия — это эпическая поэма, пересказывающая более 250 мифологических историй: от сотворения мира до обожествления Юлия Цезаря.
Центральной темой поэмы является изменение, превращение и сила воображения и повествования. Овидий исследует идею о том, что всё находится в постоянном движении, ничто не остаётся неизменным надолго. Он использует мифологические истории, чтобы подчеркнуть текучесть идентичности и трансформирующую силу любви, утраты и скорби. Во многих сюжетах персонажи претерпевают физические или эмоциональные превращения — будь то по воле богов, под воздействием страсти или как естественное течение времени. Овидий также предостерегает от чрезмерности, гордыни и самонадеянности, изображая героев, которых за это настигает кара в виде превращения. Эти метаморфозы зачастую служат предостережением против подчинения желаниям.
1. Аполлон и Дафна
Аполлон и Дафна, Галерея Боргезе, 1622–1625 гг.
В первой книге «Метаморфоз» рассказывается история Аполлона — бога музыки, поэзии и пророчества, которого поразила стрела Купидона, вызвав безумную страсть к нимфе Дафне. Однако Дафна, посвятившая себя богине Диане, хотела сохранить целомудрие и отвергала Аполлона. Преследуемая им, она взмолилась своему отцу — речному богу Пенею — и тот превратил её в лавровое дерево. Аполлон избрал лавр своим священным деревом, сделав его символом победы, чести и поэтического вдохновения.
Миф можно интерпретировать как предостережение о разрушительной силе страсти, но также — как восхваление художественного вдохновения и преобразующей силы природы.
2. Нарцисс
Нарцисс, Караваджо, около 1600 г.
В третьей книге содержится знаменитый миф о Нарциссе — прекрасном юноше, который не отвечал на чувства своих многочисленных поклонников. Бродя по лесу, он наткнулся на зеркальную гладь воды и впервые увидел своё отражение. Нарцисс влюбился в собственное лицо, стал беспрестанно смотреть на него, забыв обо всём остальном. В конце концов он понял, что никогда не сможет быть с этим отражением, и, охваченный отчаянием, умер от разбитого сердца.
Эта история служит предостережением против самовлюблённости, нарциссизма и иллюзий любви. В психологии термин «нарциссизм» обозначает расстройство личности, при котором человек обладает завышенным самомнением, стремится к восхищению и не способен к эмпатии.
3. Диана и Актеон
Диана и Актеон, Алессандро Турки, около 1600 г.
Позже в той же книге рассказывается история Актеона — искусного охотника, который случайно оказался в роще, где богиня Диана и её нимфы купались. Увидев Диану нагой, Актеон был поражён её красотой и продолжал наблюдать за ней. Разгневанная вторжением в её уединение, Диана превратила его в оленя, и вскоре его же охотничьи псы растерзали его до смерти.
Этот миф трактуется как предупреждение о последствиях вожделения, вуайеризма и нарушении сакральных границ.
4. Пирам и Фисба
Фисба, Джон Уильям Уотерхаус, 1909 год
Пирам и Фисба были юными влюблёнными, жившими в соседних домах в Вавилоне. Их семьи запрещали им видеться, поэтому они тайно общались через трещину в стене между домами. Через эту щель они договорились встретиться за городом, под шелковичным деревом. Фисба пришла первой. Но, увидев львицу с окровавленной пастью, она в страхе уронила фату и убежала. Львица разорвала фату в клочья. Пирам, придя на место встречи и увидев изорванную фату, решил, что Фисба погибла, и покончил с собой. Когда Фисба вернулась и увидела мёртвого Пирама, она тоже наложила на себя руки.
Этот миф выражает опасность вражды между семьями, трагические последствия запретной любви, силу чувств, способную преодолеть социальные и культурные барьеры, а также пагубные последствия недопонимания и ошибочных суждений. История вдохновила множество произведений искусства, включая живопись, скульптуру и литературу — в частности, знаменитую пьесу Шекспира «Ромео и Джульетта».
5. Персей и Андромеда
Персей и Андромеда, Шарль Андре ван Лоо, 1735–1740 гг.
В четвёртой книге рассказывается миф о Персее и Андромеде. Мать Андромеды, царица Кассиопея, похвасталась, что её дочь красивее морских нимф — нереид. Это разгневало Посейдона, и он послал морское чудовище, чтобы опустошить берега царства. Оракул Аммона предсказал, что царство будет спасено только в том случае, если Андромеду принесут в жертву. Девушку приковали к скале на берегу. Персей, пролетая мимо, увидел Андромеду, влюбился и поклялся её спасти. С помощью отсечённой головы Медузы он превратил чудовище в камень и освободил девушку.
6. Арахна
Минерва и Арахна, Антуан Уасс, 1706 год
Арахна была талантливой смертной ткачихой, которая вызвала богиню Минерву — покровительницу мудрости, ремёсел и войны — на соревнование. Арахна утверждала, что её мастерство превосходит даже божественное, что разгневало Минерву. Та приняла вызов, и началось состязание: каждая соткала гобелен, демонстрирующий своё искусство. Минерва изобразила сцены собственных триумфов, в то время как Арахна соткала полотно, осмеивающее богов, изображая их неверность и аморальное поведение. Увидев это, Минерва пришла в ярость, разорвала гобелен и превратила Арахну в паука, приговорив её вечно плести паутину.
Миф служит предостережением против высокомерия и дерзости смертных, бросающих вызов богам.
7. Дедал и Икар
Дедал и Икар, Антонис ван Дейк, 1615–1625 гг.
Миф о Дедале и Икаре — один из самых известных и вдохновляющих рассказов античности. Дедал, искусный мастер и изобретатель, был заточён царём Миносом на острове Крит. Чтобы спастись из плена, он создал крылья из перьев и воска для себя и своего сына Икара. Перед полётом Дедал предупредил сына не летать ни слишком высоко — чтобы солнце не растопило воск, ни слишком низко — чтобы морская влага не отяготила перья. Но, увлечённый полётом, Икар не послушал отца и поднялся слишком близко к солнцу. Воск расплавился, и он рухнул в море, погибнув.
Этот миф традиционно воспринимается как предостережение против гордыни и непослушания, а также как символ опасности излишнего стремления к невозможному. В эпоху Возрождения тема гибели Икара и горя Дедала часто изображалась в живописи и литературе.
8. Орфей и Эвридика
Орфей и Эвридика, Эдвард Джон Пойнтер, 1862 год
Орфей обладал даром обаяния через песню и игру на лире. Он влюбился в прекрасную Эвридику, и они недолго были счастливы в браке. Вскоре Эвридика умерла от укуса змеи. Отчаявшись, Орфей спустился в подземное царство, где своими песнями растрогал Аида и Персефону. Ему разрешили увести Эвридику обратно при одном условии: она будет идти за ним, но он не должен оборачиваться, пока не покинет царство мёртвых.
Орфей согласился, но, не слыша шагов Эвридики, усомнился в словах богов и, уже почти дойдя до выхода, обернулся. В тот же миг Эвридика исчезла навсегда. Миф учит самообладанию, послушанию и опасности излишнего любопытства.
9. Пигмалион
Пигмалион, Жан-Батист Реньо, 1786 год
Этот рассказ повествует о великом скульпторе Пигмалионе, который влюбился в статую, созданную собственными руками. Его страсть олицетворяет творческое вдохновение и силу искусства, способного перешагнуть границы природы. Пигмалион создал статую такой красоты и совершенства, что она пленила его душу. Он молился богине Афродите, прося оживить статую, даже если это противоречит естественному порядку. Богиня вняла его мольбам — статуя ожила, и они стали парой.
Миф подчёркивает влияние искусства на реальность, а также всепоглощающую силу желания творить.
10. Аталанта
Гонка между Аталантой и Гиппоменом, Николя Коломбель, ок. 1680 г.
В десятой книге описывается миф об Аталанте — сильной, независимой женщине, нарушающей традиционные гендерные роли. Известная охотница и лучница, она славилась своей красотой, ловкостью и упорством. Аталанта отвергала замужество и стремилась к свободе и приключениям.
Очарованные её красотой, многие мужчины добивались её руки, но Аталанта выдвинула условие: выйдет замуж только за того, кто победит её в беге. Все проигрывали, пока не появился юноша по имени Гиппомен. Он понял, что не сможет победить честно, и обратился за помощью к Афродите. Богиня вручила ему три золотых яблока. Во время гонки Гиппомен бросал их на пути Аталанты, отвлекая её. В итоге он выиграл состязание и женился на ней.
Этот миф можно рассматривать как размышление о хитрости, любви и судьбе, а также об отношениях между мужчинами и женщинами в древнем обществе.