Найти тему
Перо и Пыль Истории

Миф об Орфее и Эвридике: не оглядывайся назад!

Оглавление

Миф об Орфее и Эвридике — это эпическая история о смертном человеке, который спустился в подземный мир.

Согласно популярному мифу, человеку было поручено прошептать «Помни, что ты умрешь» римским полководцам во время их триумфальных шествий. Хотя мы все знаем, что все умирают в конце концов, это не облегчает принятие того, что мы или наши близкие умрут. Это центральная тема в мифе об Орфее и Эвридике. Согласно истории, Орфей, легендарный поэт и музыкант, отправляется в Подземный мир, чтобы вернуть душу своей недавно погибшей жены - Эвридики. Орфей сталкивается с рядом испытаний и в конечном итоге предстает перед правителями Подземного мира, Аидом и Персефоной. Своей музыкой он убеждает их позволить Эвридике вернуться с ним в мир живых, но ему поставили одно условие: Орфей ни при каких обстоятельствах не должен оглядываться назад, пока не покинет Подземный мир. Орфею это почти удается, но в конце он оглядывается и теряет свою возлюбленную навсегда.

Орфей в мифологии

Плач Орфея, Франц Кауциг, 19 век. Источник: Wikimedia Commons.
Плач Орфея, Франц Кауциг, 19 век. Источник: Wikimedia Commons.

Орфей — одна из самых интересных фигур в греческой мифологии. Говорят, что он был сыном фракийского царя Эагра или, как писал Пиндар - Орфей потомок бога солнца Аполлона. Муза Каллиопа обычно упоминалась как его мать, хотя древние авторы не соглашались между собой по этому поводу. Его культ, известный как орфизм, связан с еще одним бором - культом Диониса и восходит к 6 веку до н. э. Этот культ имел множество мистических обрядов и оказал большое влияние на развитие других культов, таких как культ Пифагора

Говорят, что Орфей научился играть на лире у самого Аполлона, и превзошел своего учителя. Также говорили, что его музыка могла успокаивать даже самых диких зверей и управлять всем, от животных до неодушевленных предметов, таких как камни или реки. Орфей также появляется в мифологии как один из аргонавтов, использующих звуки своей лиры, чтобы заглушить голоса смертоносных сирен, чтобы спасти своих спутников. Однако самым популярным мифом о нем является миф о его катабазисе (сошествие в ад), т. е. о его спуске в царство мертвых, в подземный мир, чтобы спасти свою любимую жену, погибшую Эвридику. Орфей успешно вернулся из подземного мира, но не смог спасти свою возлюбленную. Согласно одной из версий истории, после того, как он потерял Эвридику, он не касался других женщин и остался верен только ей одной, своей Эвридике.

Некоторые фракийские менады, женщины-последовательницы Диониса, очарованные его музыкой и разгневанные его безразличием к ним, и даже будучи отшитыми, разорвали его на куски голыми руками. В другой версии истории женщины убили Орфея, потому что он не признал Диониса своим богом.

Миф об Орфее и Эвридике

Орфей и Эвридика, Никола Пуссен, около 1650-53. Источник: Лувр.
Орфей и Эвридика, Никола Пуссен, около 1650-53. Источник: Лувр.

Миф об Орфее и Эвридике, хотя и упоминается греческими писателями, подробно изложен двумя римлянами, Вергилием в его «Георгиках» и Овидием в его «Метаморфозах» . История начинается с того, что Орфей влюбляется в нимфу по имени Эвридика. Пара вела счастливую жизнь. Орфей играл на своей лире, а Эвридика танцевала. Они оба были безумно влюблены и вскоре поженились в присутствии Гименея, самого бога брака. Однако в этот момент чистого блаженства Гименей предсказал, что их счастью скоро придет конец.

Эвридика умирает

Аристей преследует Эвридику, укушенную змеей , иллюстрация из копии «Метаморфоз» Овидия, 1493-4. Источник: Национальная библиотека Франции.
Аристей преследует Эвридику, укушенную змеей , иллюстрация из копии «Метаморфоз» Овидия, 1493-4. Источник: Национальная библиотека Франции.

Эвридика была нимфой неоспоримой красоты. Согласно «Георгикам» Вергилия , эта великая красота не осталась незамеченной. Незначительный бог по имени Аристей напал на Орфея и попытался похитить Эвридику сразу после свадьбы. Нимфа убежала в лес, где ее укусила ядовитая змея. Пророчество сбылось. В версии Овидия Эвридика была укушена змеей после того, как безрассудно танцевала с другими нимфами в лесу во время празднования своей свадьбы.

В обеих версиях результат был одинаков: Эвридика лежала мертвой, а Орфей пел в муках.

«Сам Орфей, успокаивая тоску своей
любви вогнутой раковиной [лирой], пел о тебе, сладостная супруга, о
тебе на одиноком берегу на рассвете дня, о тебе на
закате дня» (Вергилий, Георгики , 4.138 ) .

Катабазис Орфея в подземном мире

Орфей в подземном царстве, Франс Франкен , 1-я половина XVII века. Источник: KIK-IRPA.
Орфей в подземном царстве, Франс Франкен , 1-я половина XVII века. Источник: KIK-IRPA.

После смерти Эвридики Орфей был опустошен. Без нее жизнь не имела смысла. Он был готов сделать все необходимое, чтобы вернуть свою возлюбленную, и так начал свое путешествие в царство мертвых, Подземный мир. Орфею удалось найти вход в Подземный мир, но ему пришлось пройти через его стража, трехглавого пса, известного как Цербер. С помощью своей лиры легендарный музыкант заколдовал зверя, который позволил ему пройти.

Орфей бродил среди душ мертвых, пока не достиг тронов Аида (Плутона) и Персефоны , царя и царицы подземного мира. Боги спросили Орфея, что он ищет, и Орфей ответил песней. Орфей пел о своей любви к Эвридике и ее трагической смерти. Затем он пел о своей печали и о том, как он хотел вернуть свою жену. Овидий лирически описывает, как песня Орфея заставила подземный мир остановиться. Даже пытки Иксиона и Сизифа остановились на мгновение:

«В то время как он пел все, что говорило его сердце под звуки
его сладкой лиры, сами бескровные призраки
плакали, и встревоженный Тантал
перестал хвататься за обратный поток волны,
крутящееся колесо Иксиона застыло в изумлении;
и печень Тития на время ускользнула
от стервятников, и слушающие Белиды
забыли свои решетчатые чаши, и даже ты,
о Сизиф! сидел праздно на своей скале!»

Орфей и Эвридика получают второй шанс

Орфей и Эвридика , Жан Рау , после 1709 года. Источник: Музей Дж. Поля Гетти.
Орфей и Эвридика , Жан Рау , после 1709 года. Источник: Музей Дж. Поля Гетти.

Песня Орфея была так прекрасна и так печальна, что убедила богов подземного мира вернуть его жене. Однако было одно простое правило. Орфей должен был выйти из Аида, но ему не разрешалось оглядываться назад, пока Эвридика полностью не покинет подземный мир.

Восторженный Орфей не колебался и принял предложение. Затем Аид привел Эвридику, и Орфей начал долгое восхождение в мир живых.

Трагический конец Орфея и Эвридики

Орфей, выводящий Эвридику из подземного мира , Жан Батист Камиль Коро , 1861, Музей изящных искусств, Хьюстон, через Google Arts and Culture.
Орфей, выводящий Эвридику из подземного мира , Жан Батист Камиль Коро , 1861, Музей изящных искусств, Хьюстон, через Google Arts and Culture.

Орфей сумел сохранить спокойствие и не оглянулся на протяжении всего путешествия. Однако, чем ближе они приближались к свету мира живых, тем больше он становился восторженнее и нетерпеливее. Когда первый свет коснулся его лица, Орфей тут же повернулся, чтобы обнять свою возлюбленную. В этот момент он понял свою ужасную ошибку. Он стоял в мире живых, но Эвридика все еще стояла в темном мире мертвых. В ужасе он бросил последний взгляд на Эвридику:

«Ее последнее слово было: «Прощай!», которое он едва мог расслышать, и, не издав больше ни звука, она снова упала от него в Аид». (Овидий, Мет.)

Гермес, проводник душ и посланник богов, забрал Эвридику обратно в подземный мир, но на этот раз ее уже не спасти. Орфей не мог вернуться. Ни один смертный не мог войти в подземный мир дважды.

Орфей и Эвридика , Карл Гоос , 1826. Источник: Национальная галерея Дании.
Орфей и Эвридика , Карл Гоос , 1826. Источник: Национальная галерея Дании.

В некоторых альтернативных версиях истории Орфей успешно спасает Эвридику, и они живут счастливой жизнью вместе. Тем не менее, каноническая и самая известная версия истории — с трагическим финалом.

«Тщетно умолял Орфей перевозчика
помочь ему снова пересечь реку Стикс,
но ему было отказано в самой надежде на смерть.
Семь дней он сидел на берегу реки Смерти,
в жалкой нищете и без всякой пищи —
вскормленный горем, тревогой и слезами —
жалуясь, что боги Эреба
безжалостны, в конце концов он побрел обратно,
пока не пришел в высокие Родопы
и  Гемос , избитый сильным северным ветром». (Овидий,
Мет. )

Орфей без Эвридики

Нимфы, слушающие песни Орфея , Шарль Франсуа Жалабер , 1853. Источник: Художественный музей Уолтерса.
Нимфы, слушающие песни Орфея , Шарль Франсуа Жалабер , 1853. Источник: Художественный музей Уолтерса.

Павсаний (9.30.6) представляет версию, в которой Орфей покончил с собой сразу после потери Эвридики. Однако наиболее популярной версией является то, что Орфей продолжал жить, но никогда не забывал свою единственную настоящую любовь. Говорят даже, что он остался верен своему слову и никогда не встречался с другой женщиной. Однако это не значит, что он отказался от любви. Как пишет Овидий, «единственная дружба, которой он наслаждался, была отдана ему молодым людям Фракии».

Хотя история кажется трагичной, конец счастливый. Пропев всюду и всем о своей потерянной любви, Орфей умирает и воссоединяется с Эвридикой в ​​подземном мире. Однако смерть Орфея, безусловно, не из приятных, поскольку его разрывают на части фракийские менады, женщины-последовательницы Диониса, либо после того, как он провозгласил, что только Аполлон является его богом (тем самым исключив Диониса), либо потому, что он не поддался чарам менад.

Восприятие мифа в античности

Орфей и Эвридика , Гвидо Рени , 1596–1597, Художественная галерея Йельского университета.
Орфей и Эвридика , Гвидо Рени , 1596–1597, Художественная галерея Йельского университета.

Обычно Орфей считался героической фигурой, совершающей благородный, романтический поступок во имя любви. Однако Платон, известный своим негативным отношением к искусству, не рассматривал миф об Орфее в том же свете. В «Пире» Платона Федр, разговаривая с Сократом, говорит, что Орфей был трусом, который боялся умереть и вместо этого пытался вернуть Эвридику к жизни:

«Но Орфея, сына Эагра, арфиста, они (боги) отослали ни с чем и представили ему только видение той, которую он искал, но ее самой они не хотели отдать, потому что он не проявил никакого духа; он был всего лишь арфистом и не осмеливался, подобно Алкестеде, умереть из-за любви, но замышлял, как бы ему войти в ад живым; более того, впоследствии они заставили его претерпеть смерть от рук женщин, как наказание за его трусость» (Платон, «Пир»).

Другие видят четкую связь между мифами об Орфее и Эвридике и мистической хтонической традицией. Кроме того, Орфей, как говорят, основал мистерии Диониса, а культ Орфея был тесно связан с религиозным мистицизмом, как это видно из орфических гимнов. Эта интерпретация также помогла бы расшифровать значение спуска в подземный мир, распространенную тему в древней мифологии и, безусловно, центральный аспект орфических обрядов. Интересным аспектом орфической религии являются Золотые Скрижали, также известные как Орфические Золотые Скрижали. Это были таблички, найденные в эллинистических захоронениях, и они содержали инструкции, помогающие умершему перемещаться по Подземному миру, чтобы освободиться от круга своих воплощений или заслужить лучшее обращение в другой жизни. Интересно, что тема не оглядываться назад не является уникальной для этой истории. В Библии жена Лота превращается в соляной столб, оглянувшись на Содом.

История Орфея и Эвридики в искусстве

Рельеф с Гермесом, Эвридикой и Орфеем , римская репродукция греческого оригинала, 100 г. до н.э. - 100 г. н.э., Национальный археологический музей Неаполя. Источник: Музей Дж. Пола Гетти.
Рельеф с Гермесом, Эвридикой и Орфеем , римская репродукция греческого оригинала, 100 г. до н.э. - 100 г. н.э., Национальный археологический музей Неаполя. Источник: Музей Дж. Пола Гетти.

Почти невозможно перечислить все произведения искусства, вдохновленные историей Орфея и Эвридики. В античности Орфей обычно изображался играющим на лире или атакуемым менадами и фракийскими женщинами. Однако Эвридика изображается редко. Самым ранним изображением мифа является римская репродукция рельефа, который, как полагают, был частью алтаря двенадцати богов агоры в Афинах. Оригинальный рельеф сейчас утерян, но сохранился благодаря более поздним римским репродукциям.

В античности миф был более влиятельным в литературе и, несомненно, был переплетен с мистической религиозностью, которую поощрял орфический культ. Первое литературное упоминание об этой истории принадлежит римскому поэту Вергилию. Версия Овидия последовала за оригиналом несколько десятилетий спустя.

Орфей и Эвридика,  Питер Пауль Рубенс , 1636-38, Музей Прадо.
Орфей и Эвридика,  Питер Пауль Рубенс , 1636-38, Музей Прадо.

В постклассические времена история была адаптирована и пересказана много раз. Она вдохновляла художников со всей Европы, интересующихся классическим миром, таких как Питер Пауль Рубенс, Тициан, Гвидо Рени, Огюст Роден, Николя Пуссен и многих других.

Знаменита также опера Клаудио Монтеверди 1607 года «Орфей», а также поэма Райне Марии Рильке 1904 года «Орфей, Эвридика, Гермес».  В целом миф оказал сильное влияние на искусство. Сошествие в подземный мир, песни Орфея, романтическая любовь Орфея и Эвридики — все это темы, которые вдохновляли художников на создание новых произведений искусства в любой форме. Возможно, именно в этом и заключается современная ценность мифа сегодня, в его способности позволить нам путешествовать в реальность, где любовь, возможно, и не победит, но, безусловно, может вдохновить.

История пересказана в сериале Kaos (2024-) с Орфеем в роли современного поп-рок-музыканта и Эвридикой (Ридди) в роли его несчастной жены, которая погибает в автокатастрофе. Несмотря на то, что Орфей попадает в Аид, чтобы спасти Эвридику, история во многом отклоняется от оригинала, но этого и следовало ожидать от современной и игривой интерпретации.

#вечная любовь #верность #за ней хоть в ад #сошествие в ад #Орфей #миф #история #