Россия очень большая и очень разная страна, и даже, казалось бы, одинаковые как под копирку области Европейской части тоже бывают разные. Есть среди них регионы с ярко выраженным безальтернативным центром, а есть в силу географии и/или экономики двуцентричные. Как раз такой случай - Псковщина с её южной столицей Великими Луками.
Другие статьи о Псковской области можно почитать по ссылкам ниже:
1. Великие Луки - счастливый обладатель прямого поезда до Петербурга, при том что они находятся не на магистральной Петербурго-Вицебской линии, а в стороне, на совершенно глухоманных в наше время Московско-Рижской и Бологое-Полоцкой зализницах.
Поезд этот ночной и, что самое интересное, он составлен из старых купейных вагонов «Аммендорф» немецкого производства со знаменитой «шоколадной» отделкой стен, тёплым светом и без привычных биотуалетов. Их почти не осталось на РЖД, такие можно встретить разве что на таких второстепенных маршрутах:
2. Было очень здорово погрузиться в атмосферу счастливых нулевых годов:
3. Расписание тоже довольно удобное: поезд уходит с Петербурга поздно вечером (22:30) - можно успеть после работы спокойно заехать домой, а прибывает в Луки в полвосьмого утра, что тоже удобно. Пассажиров встречает очень длинный послевоенный островной вокзал:
4. Станция открылась в 1904 году на Московско-Виндавской железной дороге (ныне Виндава - это портовый город Вентспилс в Латвии), а в 1907-м она стала узловой - здесь прошла линия Бологое-Полоцк.
/Про Полоцк читайте в двух частях здесь и здесь./
Исторический брикстайловый вокзал был намного выразительнее нынешнего, но его в хлам разрушили во Вторую Мировую войну. Хотя и у современного здания хороша центральная часть с витражом:
5. Вид на вокзал с перехода над путями. Для трёх поездов дальнего следования он, откровенно говоря, великоват:
6. В интерьере применён годный сталинский стиль:
7. В окрестностях сохранились дореволюционные второстепенные постройки:
8. Перейдя многочисленные пути, выходим на проспект Гагарина и двигаемся в центр города. Застройка тут, как и во всём городе, очень разнообразная, но вот дореволюционки почти нет, старинных зданий едва наберётся десяток:
9. Но вообще-то Великие Луки - город древний.
Впервые он упоминается в новгородских берестяных грамотах в 1160-х годах, спустя некоторое время тут была построена фортеция для защиты Новгорода с юга. Известно, что приставку "Великие" добавили уже в 1406 году, что говорит о важности этого населённого пункта, возможно, он даже обладал самоуправлением в составе Новгородской республики.
Географическое положение на стыке Московского государства, Великого княжества Литовского и Балтии предопределило судьбу местечка, неоднократно страдавшего от многочисленных войн в этом регионе.
10. После петровских завоеваний граница России переместилась далеко на запад, так что в Луках, наконец-то, надолго установилась мирная жизнь. Город был уездным центром средней величины (10 тысяч жителей в 1913 году), в губернии больше него был только собственно Псков (34 тысячи в 1913-м). Благодаря железной дороге, как это обычно бывало, здесь появилась промышленность и развился бизнес.
11. Большевики на всём протяжении их диктатуры очень любили перекраивать границы союзных республик, областей и районов. То же относилось и к северо-западным регионам: межи Петербургской, Новгородской, Псковской и Тверской областей существенно отличаются от соответствующих губерний. В качестве отступления отмечу, что рвение совков к перераспределению земель не закончилось ничем хорошим: на территории бывшего СССР произошло множество территориальных конфликтов.
К Псковской губернии, например, относился Торопецкий (теперь Тверщина) и Холмский (теперь Новгородчина) уезды, а также Сольцы (часть 1, часть 2) (Новгородчина). Новгородская губерния раньше простиралась широко, включая в себя Кирилловский, Белозерский и Череповецкий уезды (ныне Вологодчина), а также Тихвин с уездом (ныне Петербургщина).
На окраине основной части города находится позднесоветский автовокзал с аутентичной вывеской:
12. В середине прошлого столетия наблюдался ещё один административный процесс: в Европейской части страны было создано несколько новых небольших областей с центрами в относительно крупных городах. Они просуществовали до 15 лет и потом были включены в состав соседних регионов. Была даже целая «союзная республика», пониженная в своём статусе - Карело-Финская ССР.
В Беларуси существовали Пинская (1939-1954), Молодзечненская/Вилейская (1939-1960), Баранавицкая (1940-1954), Полоцкая (1944-1954), Бобруйская (1944-1954) и Полесская (1938-1954, центр - Мозырь) области.
В Украине создавались Дрогобычская (1939-1959) и Измаильская (1940-1954).
В 1952-1953 годах было введено деление на области даже в небольших балтийских странах - Пярнуская, Таллинская, Тартуская в Эстонии; Лиепайская, Рижская, Даугавпилсская в Латвии; Клайпедская, Шяуляйская, Каунасская, Вильнюсская в Литве.
Такая же история произошла и с Великими Луками: на 95% разрушенный город в 1944 году стал столицей Великолукской области, просуществовавшей до 1957-го. В неё входили районы юга Псковщина и запада Тверщины. Для несчастного города это означало улучшение снабжения и повышение качества застройки вместо руин. И действительно в Луках много качественных сталинок и панелек:
13. Одним словом, роскошной старосветской застройки тут вовсе нет, и поэтому пришлось искать новые смыслы. Так одной из местных фишек стал ежегодный фестиваль воздухоплавания на воздушных шарах, который я давно хотел посетить. Но из-за всех печальных событий мероприятие превратилось в закрытый клуб для местных и посвящённых: нигде не была сообщена локация, а полёты проводились поздним вечером пятницы и ранним утром субботы (6 утра), что исключало появление туристов с других городов. Кроме того, в Луках критически мало рестиков и кафе, что тоже неудобно для гостей фестиваля.
Короче говоря, меня ждал полный облом по этой части, что смазало общее впечатление от поездки.
14. Надо сказать, визуально Великие Луки действительно напоминают небольшой областной центр: здесь оживлённый трафик, много промышленных предприятий, большие массивы панельных домов, торговые центры, маршрутки и басы. Тем удивительнее кажется число жителей города - всего лишь 84 тысячи. Максимум был достигнут в конце 1990-х - 115 тысяч. 30 тысяч депопуляции за последние 25 лет выглядят очень печально, но, увы, это норма для депрессивной Псковщины.
15. Традиционной местной специализацией было кожевенное производство, броварни (одной из них владела семья Софьи Ковалевской) и сельское хозяйство. При советах появились высокотехнологичные предприятия: кабельный завод, завод "Реостат", машиностроительный завод etc, но не уверен, что в настоящее время они живы. Самый же известный бренд этой местности - Великолукский мясокомбинат, его магазины в недавнем прошлом были чрезвычайно многочисленны даже в Петербурге.
16. Начиная с кадра №13 я двигаюсь по проспекту Ленина (Никольской улице), в его створе располагается и Центральный мост через реку Ловать. Как видно, он застроен не выдающимися, но хорошими сталинками:
17. Каждому областному центру в СССР полагался драмтеатр, так что его построили и здесь, на углу с Октябрьским проспектом (Смоленской улицей):
18. Великие Луки - один из городов, наиболее пострадавших во время войны с фашистами, фактически он был полностью уничтожен. В июле-августе 1941-го советская армия около месяца обороняла его от гитлеровцев, 17 января 1943-го Луки также в ходе тяжёлых боёв были освобождены. Думаю, многие знают подвиг Александра Матросова (его именем названа улица в Петербурге), закрывшего собой пулемётную амбразуру, так вот этот смелый молодой человек с Днепропетровска погиб неподалёку, около ныне не существующей деревни Чернушка.
Вечная слава героическому советскому народу, который смог победить абсолютное зло!
19. Самый известный связанный с Великолукщиной человек - это, конечно, Софья Ковалевская (1850-1891), одна из первых в мире женщин-профессоров. Она родилась в семье генерала Корвин-Круковского (какая породистая фамилия!) и детинство провела в седзибе Полибино в 30 километрах к югу от города.
Интерес к математике проявился у Софьи ещё в имении под влиянием дяди и книжки по дифференциальному исчислению академика Остроградского, листами которой родители частично обклеили стену в дитячей комнате. Женское образование в то время ещё не появилось в России (первые Высшие женские курсы были открыты в 1869 году), так что девушка чётко поняла для себя, что нужно ехать учиться за границу. Выезд с России для женщин тогда был также невозможен без согласия отца или супруга. Для получения заграничного паспорта Софья даже заключила фиктивный брак с палеонтологом Владимиром Ковалевским, так как отец был против её отъезда, правда супружеский союз впоследствии перерос из фиктивного в настоящий.
В Европе Ковалевская училась в знаменитом Хайдельбергском университете, там же она познакомилась с большим математиком Карлом Вейерштрассом, который стал для неё наставником. Уже в 1874 году молодая учёная получила степень доктора философии в Гёттингенском университете, защитив диссертацию по теме "К теории дифференциальных уравнений в частных производных".
Когда муж Софьи совершил самоубийство из-за расстроенного финансового положения, девушка осталась одна с малолетней доцей почти без средств к существованию. В тот момент ей помог Вейерштрасс: он посодействовал трудоустройству Ковалевской на кафедру математики в Стокгольмский университет, где она проработала до конца жизни.
В наше время не до конца осознаёшь, насколько невероятным прорывом была такая научная карьера для женщины 150 лет назад.
20. Обнаружилась пара мозаик на историческую тему:
21. На одном из домов увековечена память местного архитектора, который, судя по годам работы, занимался послевоенным восстановлением Великих Лук, правда, гугл его не знает:
22. Ещё пара примечательных зданий:
23. Великие Луки успели обзавестись ещё одним атрибутом областного центра - аэропортом, причём ещё до войны.
На заре гражданской авиации в её авангарде, как ни странно, оказалась Советская Россия. В 1922 году открылась знаменитая линия Москва-Кёнигсберг с промежуточными посадками в Луках и Каунасе, именно так летали Сергей Есенин с Айседорой Данкан. Впоследствии отсюда совершались только внутренние рейсы, вероятно, в Псков, Петербург и Москву.
Аэровокзал до сих пор стоит на дальней окраине города, но уже лет 30 не используется, отчего взлётная полоса полностью заросла и не пригодна для приземления.
24. Как я уже говорил, дореволюционки тут почти не сохранилось, но исчезающе редко осколки старой застройки всё-таки попадаются, например, почтамт на улице Некрасова:
25. Верная примета псковских городов - сине-белые "верстовые столбы" с указанием расстояний до чего-нибудь. Занятно, что отсюда до Смоленска ближе, чем до "своего" областного центра:
26. Главное из немногих уцелевших зданий - Вознесенский собор (1752-1758) - упрятан во дворы за построенные после Второй Мировой здания:
27. Внутри понравились современные красочные фрески:
28. В том же дворе в старом доме (или новоделе «по мотивам») работает неплохой рестик, там мы пообедали:
29. От Некрасова к берегу Ловати спускается площа, до всех разрушений бывшая за главную. На ней стояли присутственные места, торговые ряды, суд и пожарная часть, в общем, весь необходимый набор уездного города. Сейчас, в принципе, примерно то же самое, только здания другие…
Здесь находится администрация города, представим, что это ратуша:
30. Это жилой дом для местной элиты:
31. Также на площе смонтирована сцена для мероприятий фестиваля, но в субботу, самый удобный для всех день недели, тут было пусто:
32. С улицы Либкнехта (Екатерининской) открывается, наверно, лучший вид города с Вознесенским собором:
33. На углу с Пионерской улицей - сталинка готеля "Москва":
34. Несмотря на то, что Луки относятся к Псковщине, соседнему региону, это очень далеко от Петербурга: 400 километров по прямой и 480 по дорогам. Этого достаточно, чтобы ощутить разницу в климате и растительности с Северной Столицей:
35. Какие-то позднесоветские дома в центре минимально украшены:
36. Я чекнул не все осколки исторической застройки - они очень широко и редко раскиданы по всей территории города. Среди них нет шедевров, но при виде таких домиков становится тепло на душе:
37.
38. Встретилось симпатичное здание библиотеки:
39. В Великих Луках есть футбольный клуб, в последние годы выступающий во Второй лиге (третий по силе дивизион), однако отсюда родом один звёздный по российским меркам футболист - Дмитрий Аленичев. Это единственный наш игрок, победивший и в Кубке УЕФА (сезона 2002/2003), и в Лиге Чемпионов (2003/2004), сделав это с португальским клубом "Порту", причём Дмитрий забил в обоих финальных матчах. Также он выступал за итальянскую "Рому" и московский "Спартак".
40. Пару раз проехались на маршрутке с полным погружением в нулевые - тезис о том, что российская провинция отстаёт от Москвы с Петербургом лет на 10-15, подтвердился:
41. Напоследок приведу несколько дореволюционных снимков Великих Лук (все с Википедии) для того, чтобы представить, что это было за местечко. В целом, довольно обычное, но всё равно очень жаль, что с ним так обошлась судьба.
На этом фото - Никольская улица, ныне это проспект Ленина.
42. Тут изображена городская площа. Обратите внимание, что на острове Дятлинка в Ловати и в фортеции на противолежащем берегу стояли церкви, они, к сожалению, не сохранились:
43. Современная улица Некрасова, ближайшая к реке перпендикулярная проспекту:
В следующей статье осмотрим Великолукскую крепость.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!