Найти в Дзене
zoom-spb

Великие Луки. Часть 1: город

Россия очень большая и очень разная страна, и даже, казалось бы, одинаковые как под копирку области Европейской части тоже бывают разные. Есть среди них регионы с ярко выраженным безальтернативным центром, а есть в силу географии и/или экономики двуцентричные. Как раз такой случай - Псковщина с её южной столицей Великими Луками. Другие статьи о Псковской области можно почитать по ссылкам ниже: Псков. Часть 1 Псков. Часть 2 Псков. Часть 3 Печоры Изборск Остров Порхов Гдов Дно Новосокольники 1. Великие Луки - счастливый обладатель прямого поезда до Петербурга, при том что они находятся не на магистральной Петербурго-Вицебской линии, а в стороне, на совершенно глухоманных в наше время Московско-Рижской и Бологое-Полоцкой зализницах. Поезд этот ночной и, что самое интересное, он составлен из старых купейных вагонов «Аммендорф» немецкого производства со знаменитой «шоколадной» отделкой стен, тёплым светом и без привычных биотуалетов. Их почти не осталось на РЖД, такие можно встретить разве

Россия очень большая и очень разная страна, и даже, казалось бы, одинаковые как под копирку области Европейской части тоже бывают разные. Есть среди них регионы с ярко выраженным безальтернативным центром, а есть в силу географии и/или экономики двуцентричные. Как раз такой случай - Псковщина с её южной столицей Великими Луками.

Другие статьи о Псковской области можно почитать по ссылкам ниже:

Псков. Часть 1

Псков. Часть 2

Псков. Часть 3

Печоры

Изборск

Остров

Порхов

Гдов

Дно

Новосокольники

1. Великие Луки - счастливый обладатель прямого поезда до Петербурга, при том что они находятся не на магистральной Петербурго-Вицебской линии, а в стороне, на совершенно глухоманных в наше время Московско-Рижской и Бологое-Полоцкой зализницах.

Поезд этот ночной и, что самое интересное, он составлен из старых купейных вагонов «Аммендорф» немецкого производства со знаменитой «шоколадной» отделкой стен, тёплым светом и без привычных биотуалетов. Их почти не осталось на РЖД, такие можно встретить разве что на таких второстепенных маршрутах:

2. Было очень здорово погрузиться в атмосферу счастливых нулевых годов:

3. Расписание тоже довольно удобное: поезд уходит с Петербурга поздно вечером (22:30) - можно успеть после работы спокойно заехать домой, а прибывает в Луки в полвосьмого утра, что тоже удобно. Пассажиров встречает очень длинный послевоенный островной вокзал:

4. Станция открылась в 1904 году на Московско-Виндавской железной дороге (ныне Виндава - это портовый город Вентспилс в Латвии), а в 1907-м она стала узловой - здесь прошла линия Бологое-Полоцк.

/Про Полоцк читайте в двух частях здесь и здесь./

Исторический брикстайловый вокзал был намного выразительнее нынешнего, но его в хлам разрушили во Вторую Мировую войну. Хотя и у современного здания хороша центральная часть с витражом:

-4

5. Вид на вокзал с перехода над путями. Для трёх поездов дальнего следования он, откровенно говоря, великоват:

-5

6. В интерьере применён годный сталинский стиль:

7. В окрестностях сохранились дореволюционные второстепенные постройки:

-7

8. Перейдя многочисленные пути, выходим на проспект Гагарина и двигаемся в центр города. Застройка тут, как и во всём городе, очень разнообразная, но вот дореволюционки почти нет, старинных зданий едва наберётся десяток:

-8

9. Но вообще-то Великие Луки - город древний.

Впервые он упоминается в новгородских берестяных грамотах в 1160-х годах, спустя некоторое время тут была построена фортеция для защиты Новгорода с юга. Известно, что приставку "Великие" добавили уже в 1406 году, что говорит о важности этого населённого пункта, возможно, он даже обладал самоуправлением в составе Новгородской республики.

Географическое положение на стыке Московского государства, Великого княжества Литовского и Балтии предопределило судьбу местечка, неоднократно страдавшего от многочисленных войн в этом регионе.

-9

10. После петровских завоеваний граница России переместилась далеко на запад, так что в Луках, наконец-то, надолго установилась мирная жизнь. Город был уездным центром средней величины (10 тысяч жителей в 1913 году), в губернии больше него был только собственно Псков (34 тысячи в 1913-м). Благодаря железной дороге, как это обычно бывало, здесь появилась промышленность и развился бизнес.

-10

11. Большевики на всём протяжении их диктатуры очень любили перекраивать границы союзных республик, областей и районов. То же относилось и к северо-западным регионам: межи Петербургской, Новгородской, Псковской и Тверской областей существенно отличаются от соответствующих губерний. В качестве отступления отмечу, что рвение совков к перераспределению земель не закончилось ничем хорошим: на территории бывшего СССР произошло множество территориальных конфликтов.

К Псковской губернии, например, относился Торопецкий (теперь Тверщина) и Холмский (теперь Новгородчина) уезды, а также Сольцы (часть 1, часть 2) (Новгородчина). Новгородская губерния раньше простиралась широко, включая в себя Кирилловский, Белозерский и Череповецкий уезды (ныне Вологодчина), а также Тихвин с уездом (ныне Петербургщина).

На окраине основной части города находится позднесоветский автовокзал с аутентичной вывеской:

-11

12. В середине прошлого столетия наблюдался ещё один административный процесс: в Европейской части страны было создано несколько новых небольших областей с центрами в относительно крупных городах. Они просуществовали до 15 лет и потом были включены в состав соседних регионов. Была даже целая «союзная республика», пониженная в своём статусе - Карело-Финская ССР.

В Беларуси существовали Пинская (1939-1954), Молодзечненская/Вилейская (1939-1960), Баранавицкая (1940-1954), Полоцкая (1944-1954), Бобруйская (1944-1954) и Полесская (1938-1954, центр - Мозырь) области.

В Украине создавались Дрогобычская (1939-1959) и Измаильская (1940-1954).

В 1952-1953 годах было введено деление на области даже в небольших балтийских странах - Пярнуская, Таллинская, Тартуская в Эстонии; Лиепайская, Рижская, Даугавпилсская в Латвии; Клайпедская, Шяуляйская, Каунасская, Вильнюсская в Литве.

Такая же история произошла и с Великими Луками: на 95% разрушенный город в 1944 году стал столицей Великолукской области, просуществовавшей до 1957-го. В неё входили районы юга Псковщина и запада Тверщины. Для несчастного города это означало улучшение снабжения и повышение качества застройки вместо руин. И действительно в Луках много качественных сталинок и панелек:

13. Одним словом, роскошной старосветской застройки тут вовсе нет, и поэтому пришлось искать новые смыслы. Так одной из местных фишек стал ежегодный фестиваль воздухоплавания на воздушных шарах, который я давно хотел посетить. Но из-за всех печальных событий мероприятие превратилось в закрытый клуб для местных и посвящённых: нигде не была сообщена локация, а полёты проводились поздним вечером пятницы и ранним утром субботы (6 утра), что исключало появление туристов с других городов. Кроме того, в Луках критически мало рестиков и кафе, что тоже неудобно для гостей фестиваля.

Короче говоря, меня ждал полный облом по этой части, что смазало общее впечатление от поездки.

-13

14. Надо сказать, визуально Великие Луки действительно напоминают небольшой областной центр: здесь оживлённый трафик, много промышленных предприятий, большие массивы панельных домов, торговые центры, маршрутки и басы. Тем удивительнее кажется число жителей города - всего лишь 84 тысячи. Максимум был достигнут в конце 1990-х - 115 тысяч. 30 тысяч депопуляции за последние 25 лет выглядят очень печально, но, увы, это норма для депрессивной Псковщины.

-14

15. Традиционной местной специализацией было кожевенное производство, броварни (одной из них владела семья Софьи Ковалевской) и сельское хозяйство. При советах появились высокотехнологичные предприятия: кабельный завод, завод "Реостат", машиностроительный завод etc, но не уверен, что в настоящее время они живы. Самый же известный бренд этой местности - Великолукский мясокомбинат, его магазины в недавнем прошлом были чрезвычайно многочисленны даже в Петербурге.

-15

16. Начиная с кадра №13 я двигаюсь по проспекту Ленина (Никольской улице), в его створе располагается и Центральный мост через реку Ловать. Как видно, он застроен не выдающимися, но хорошими сталинками:

-16

17. Каждому областному центру в СССР полагался драмтеатр, так что его построили и здесь, на углу с Октябрьским проспектом (Смоленской улицей):

18. Великие Луки - один из городов, наиболее пострадавших во время войны с фашистами, фактически он был полностью уничтожен. В июле-августе 1941-го советская армия около месяца обороняла его от гитлеровцев, 17 января 1943-го Луки также в ходе тяжёлых боёв были освобождены. Думаю, многие знают подвиг Александра Матросова (его именем названа улица в Петербурге), закрывшего собой пулемётную амбразуру, так вот этот смелый молодой человек с Днепропетровска погиб неподалёку, около ныне не существующей деревни Чернушка.

Вечная слава героическому советскому народу, который смог победить абсолютное зло!

-18

19. Самый известный связанный с Великолукщиной человек - это, конечно, Софья Ковалевская (1850-1891), одна из первых в мире женщин-профессоров. Она родилась в семье генерала Корвин-Круковского (какая породистая фамилия!) и детинство провела в седзибе Полибино в 30 километрах к югу от города.

Интерес к математике проявился у Софьи ещё в имении под влиянием дяди и книжки по дифференциальному исчислению академика Остроградского, листами которой родители частично обклеили стену в дитячей комнате. Женское образование в то время ещё не появилось в России (первые Высшие женские курсы были открыты в 1869 году), так что девушка чётко поняла для себя, что нужно ехать учиться за границу. Выезд с России для женщин тогда был также невозможен без согласия отца или супруга. Для получения заграничного паспорта Софья даже заключила фиктивный брак с палеонтологом Владимиром Ковалевским, так как отец был против её отъезда, правда супружеский союз впоследствии перерос из фиктивного в настоящий.

В Европе Ковалевская училась в знаменитом Хайдельбергском университете, там же она познакомилась с большим математиком Карлом Вейерштрассом, который стал для неё наставником. Уже в 1874 году молодая учёная получила степень доктора философии в Гёттингенском университете, защитив диссертацию по теме "К теории дифференциальных уравнений в частных производных".

Когда муж Софьи совершил самоубийство из-за расстроенного финансового положения, девушка осталась одна с малолетней доцей почти без средств к существованию. В тот момент ей помог Вейерштрасс: он посодействовал трудоустройству Ковалевской на кафедру математики в Стокгольмский университет, где она проработала до конца жизни.

В наше время не до конца осознаёшь, насколько невероятным прорывом была такая научная карьера для женщины 150 лет назад.

-19

20. Обнаружилась пара мозаик на историческую тему:

21. На одном из домов увековечена память местного архитектора, который, судя по годам работы, занимался послевоенным восстановлением Великих Лук, правда, гугл его не знает:

-21

22. Ещё пара примечательных зданий:

-22

23. Великие Луки успели обзавестись ещё одним атрибутом областного центра - аэропортом, причём ещё до войны.

На заре гражданской авиации в её авангарде, как ни странно, оказалась Советская Россия. В 1922 году открылась знаменитая линия Москва-Кёнигсберг с промежуточными посадками в Луках и Каунасе, именно так летали Сергей Есенин с Айседорой Данкан. Впоследствии отсюда совершались только внутренние рейсы, вероятно, в Псков, Петербург и Москву.

Аэровокзал до сих пор стоит на дальней окраине города, но уже лет 30 не используется, отчего взлётная полоса полностью заросла и не пригодна для приземления.

-23

24. Как я уже говорил, дореволюционки тут почти не сохранилось, но исчезающе редко осколки старой застройки всё-таки попадаются, например, почтамт на улице Некрасова:

-24

25. Верная примета псковских городов - сине-белые "верстовые столбы" с указанием расстояний до чего-нибудь. Занятно, что отсюда до Смоленска ближе, чем до "своего" областного центра:

-25

26. Главное из немногих уцелевших зданий - Вознесенский собор (1752-1758) - упрятан во дворы за построенные после Второй Мировой здания:

-26

27. Внутри понравились современные красочные фрески:

28. В том же дворе в старом доме (или новоделе «по мотивам») работает неплохой рестик, там мы пообедали:

-28

29. От Некрасова к берегу Ловати спускается площа, до всех разрушений бывшая за главную. На ней стояли присутственные места, торговые ряды, суд и пожарная часть, в общем, весь необходимый набор уездного города. Сейчас, в принципе, примерно то же самое, только здания другие…

Здесь находится администрация города, представим, что это ратуша:

-29

30. Это жилой дом для местной элиты:

-30

31. Также на площе смонтирована сцена для мероприятий фестиваля, но в субботу, самый удобный для всех день недели, тут было пусто:

32. С улицы Либкнехта (Екатерининской) открывается, наверно, лучший вид города с Вознесенским собором:

-32

33. На углу с Пионерской улицей - сталинка готеля "Москва":

34. Несмотря на то, что Луки относятся к Псковщине, соседнему региону, это очень далеко от Петербурга: 400 километров по прямой и 480 по дорогам. Этого достаточно, чтобы ощутить разницу в климате и растительности с Северной Столицей:

-34

35. Какие-то позднесоветские дома в центре минимально украшены:

-35

36. Я чекнул не все осколки исторической застройки - они очень широко и редко раскиданы по всей территории города. Среди них нет шедевров, но при виде таких домиков становится тепло на душе:

-36

37.

-37

38. Встретилось симпатичное здание библиотеки:

39. В Великих Луках есть футбольный клуб, в последние годы выступающий во Второй лиге (третий по силе дивизион), однако отсюда родом один звёздный по российским меркам футболист - Дмитрий Аленичев. Это единственный наш игрок, победивший и в Кубке УЕФА (сезона 2002/2003), и в Лиге Чемпионов (2003/2004), сделав это с португальским клубом "Порту", причём Дмитрий забил в обоих финальных матчах. Также он выступал за итальянскую "Рому" и московский "Спартак".

-39

40. Пару раз проехались на маршрутке с полным погружением в нулевые - тезис о том, что российская провинция отстаёт от Москвы с Петербургом лет на 10-15, подтвердился:

-40

41. Напоследок приведу несколько дореволюционных снимков Великих Лук (все с Википедии) для того, чтобы представить, что это было за местечко. В целом, довольно обычное, но всё равно очень жаль, что с ним так обошлась судьба.

На этом фото - Никольская улица, ныне это проспект Ленина.

-41

42. Тут изображена городская площа. Обратите внимание, что на острове Дятлинка в Ловати и в фортеции на противолежащем берегу стояли церкви, они, к сожалению, не сохранились:

-42

43. Современная улица Некрасова, ближайшая к реке перпендикулярная проспекту:

-43

В следующей статье осмотрим Великолукскую крепость.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!