После показанных в прошлой части собора и курорта перейдём к основной части города, благо что тут есть на что посмотреть.
Другие статьи о Новгородчине можно почитать по ссылкам ниже:
Новгород. Часть 1
1. От набережной к городским кварталам можно пройти через усиленно благоустраиваемый парк:
2. Сольцы известны с 1390 года как слобода, где добывали соль, выпаривая её на минеральных источниках. Долгое время местечко было промежуточным пунктом на пути между Новгородом и Псковом, крупнейшими городами допетровской Руси.
При Екатерине II городок официально стал посадом (аналог современного пгт), а в 1914-м, наконец, получил статус заштатного города Порховского уезда Псковской губернии. В общем-то, кроме открытия курорта каких-то значимых событий здесь и не происходило:
3. С парка выходим на улицу Комсомола. В городе сохранилось много старосветской застройки, в том числе и на второстепенных улицах:
4. Подобные «верстовые столбы» встречаются во многих городах Новгородчины и Псковщины, тут он отмечает старинный рижский тракт, проходивший через Сольцы:
5. Про большинство зданий информации не находится, но, думаю, эти милые сюжеты знакомы каждому, кто путешествует по России. Как по мне, настоящей «скрепой» являются именно такие двухэтажные домики:
6. Неожиданно было встретить туристическую навигацию в таком небольшом городе:
7. Выходим на широкую Большую Псковскую улицу (её официальное название - «Советский проспект»), являющуюся частью трассы Новгород-Псков. Она отлично организована: между проезжими частями устроен приятнейший бульвар, с которого удобно обозревать местную архитектуру.
8. Население города по сравнению с дореволюционным выросло не сильно: если в 1897 году тут было 5,5 тысяч жителей, то сейчас чуть более 8, максимум же был достигнут в конце 90-х - почти 13 тысяч.
9. Сольцы были именно купеческим городом, поэтому Большая Псковская являлась его своеобразным торговым рядом: здесь имели особняки с различными лавками и мастерскими все местные бизнесмены.
Дом купца Богрова занят школой искусств:
10. В особняке Красиковых с изящным балконом размещается краеведческий музей:
11. Владелец этого дома интернету не известен.
Кстати, обратите внимание на характерную разметку остановки - в Сольцах есть городской транспорт, представленный тремя маршрутами басов.
12. Яркий дом, что характерно, купеческого, а не дворянского собрания:
13. Особняк купцов Ардаматских с лавками, известных прежде всего как производители высококачественной извести:
14. На углу с улицей Луначарского обнаружилось очень симпатичное здание в духе конструктивизма, но не факт, что в 1920-х - 1930-х годах построенное:
15. Ряд старинных домов тянется и дальше:
16. На перекрестке благоустроена небольшая площа:
17. Ещё несколько симпатичных купеческих особняков:
18. Торговая функция Большой Псковской, в общем, сохранилась:
19.
20. Хороший дом на углу с улицей Володарского (привожу несуразные советские названия, так как исторических найти не удалось):
21. Далее проспект продолжается простыми послевоенными сталинками типа «пленные немцы». Как и весь Северо-Запад, Сольцы долго были в фашистской оккупации - с 22 июля 1941-го до 21 февраля 1944-го.
22. На перпендикулярной улице Володарского тоже сохранилась дореволюционка, хотя явно не в полном объёме:
22. Красивый дом купца Полякова:
23. Напротив - тоже неплохое здание:
24. А это, ни много ни мало, бывшая кожевенная фабрика:
25. Улица переходит в мост через Шелонь, с которого открываются живописные виды. Оцените солидную ширину реки:
26. Выходим на другой конец улицы Комсомола, на которой мы уже были в начале статьи. Здесь сохранилось несколько симпатичных деревянных домов, и просто по кайфу:
27.
28. Очень хорош этот дом в глубоком синем цвете с «полосатым» фронтоном, резными наличниками и сердечками:
29. Но самый чудесный из них - этот:
30. Настоящий сказочный терем!
31. Ещё пара камениц:
32. Солецкий дворик:
33. ❤️
34. Далее я двинулся в сторону вокзала, эта часть города такая же тихая и атмосферная как и то, что я показывал ранее:
35. Местная площа Победы с городской администрацией (слева), библиотекой (справа) и готелем (не в кадре) абсолютно пуста:
36. Наслаждаюсь картинами золотой осени, моего любимого времени года:
37.
38.
39. Станция Сольцы была открыта в 1904 году на магистрали Петербург-Витебск. Исторический деревянный вокзал был, конечно, уничтожен во время Второй Мировой войны:
40. В 1950-е тут возвели неплохую, но типовую «сталинку»:
41. Вокзал находится далековато от центра города на конкретном отшибе:
42. Здесь проходят поезда с Петербурга в Беларусь, Кёнигсберг и Великие Луки, но в зале ожидания совершенно пустынно:
43. Люблю эту особенную тишину русской глухомани:
Далее отправимся по Вицебской железной дороге на юг.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!