Новгород - одно из популярных направлений трипов одного дня с Петербурга - до него всего лишь 200 километров по дороге или 3 часа на "ласточке", так что среди моих земляков тут были более-менее все.
Мне нравится этот город своим тихим и неспешным нравом, тем более кроме бесконечного количества древних церквей, Кремля и непередаваемой сонной атмосферы тут есть необычный послевоенный вокзал в древнерусском стиле, достойный отдельного рассказа.
Другие статьи о Новгородчине можно почитать по ссылкам ниже:
Новгород. Часть 1
1. Относительно остальной России и, прежде всего, Москвы Новгород фактически находится в железнодорожном тупике, хотя отсюда расходятся три направления: на Лугу через Батецкую, на Вицебский вокзал и на Чудово. Через линию на Чудово и проходит основная часть местного пассажирского трафика.
Несколько лет назад РЖД устроили глупый эксперимент с заходом сюда кёнигсбергского поезда, в связи с чем путь и так страдающих от четырёх границ пассажиров удлинился ещё на 4 часа. К настоящему времени от этого, к счастью, отказались.
Общий видок вокзала от соответствующей площи:
2. Железнодорожная станция появилась в Новгороде ещё в 1871 году, это была узкоколейная ветка от уже упомянутого Чудово. Видимо, в то же время был сооружён и первый частично деревянный вокзал. В 1878-м линия была продлена до Старой Руссы. Судя по всему, узкая колея сохранялась тут вплоть до 1916 года, когда владевшее дорогой Акционерное общество Московско-Виндаво-Рыбинской дороги перешило её на 1524 мм и проложило путь до Луги. Кроме того, в условиях Первой Мировой войны царское правительство задумало ещё более масштабные проекты: магистрали Петербург-Орёл и Валдай-Нарва через Новгород, которые соединили бы столицу и Эстонию с Черноземьем кратчайшим путём. На линии Валдай-Нарва успели построить лишь участок Валдай-Крестцы, функционировавший до 2011 года и ныне безвозвратно исчезнувший.
Боковые фасады здания разные:
3. Как нетрудно догадаться, из-за «революции» при Российской империи проект не завершили, к нему уже в новой реальности вернулись большевики. Когда балтийские страны стали независимыми государствами, их крупные порты (Вентспилс, Рига, Таллин, Лиепая, Клайпеда) оказались недоступны, что вынудило советы искать альтернативы. Так дорога снова стала актуальной, к 1926-му был завершён уже частично построенный участок Павловск-Новгород, но далее работы почему-то остановились.
Сбоку от главного корпуса находятся симметричные павильоны:
4. Одно из зализничных направлений Новгород потерял после Второй Мировой войны - в ходе тяжёлых боёв с фашистами была разрушена линия на Старую Руссу, и её решили не восстанавливать.
В 2016 году я проезжал по линии Павловск-Новгород (см. статью про посёлок Лисино-Корпус, расположенный на ней), местность с сказочными названиями типа Рогавка, Радофинниково, Вяжище и Ёглино показалась очень глухой.
На лицевом фасаде особо хороша башенка с часами:
5. Во время фашистской оккупации (15 августа 1941 - 20 января 1944) город понёс значительные разрушения, в том числе был утрачен и вокзал. К счастью, большевики решили быстро восстановить Новгород, и в 1948-1953 годах было построено новое здание по проекту Игоря Явейна. И это, безусловно, его самый удачный проект:
6. В середине прошлого столетия советы парадоксальным образом реабилитировали часть дореволюционного прошлого, «угнетателей и эксплуатантов» Петра Первого или Александра Невского. Возможно, поэтому в одном из самых старинных наших городов архитектору разрешили выполнить древнерусскую стилизацию.
Получилось, на мой взгляд, очень здорово, гораздо интереснее пусть и очень красивого, но не выбивающегося из сталинского стиля вокзала в Курске (это тоже проект Явейна).
Небольшие балконы украшены узорчатыми арками и ограждениями, плюс обратите внимание на «ступенчатые» консольные плиты:
7. Игорь Явейн специализировался конкретно на вокзальной архитектуре, известна его отличная монография «Архитектура железнодорожных вокзалов» (1938). Его сын Никита (1954) тоже стал известным архитектором, но в более широком профиле: возглавляемая им «Студия 44» проектирует всё от тех же вокзалов (Ладожский в Петербурге, 2003) до крупных градообразующих комплексов (типа реновации территории Королевского замка в Кёнигсберге).
Фасад со стороны путей украшен надписью «Новгород» характерным шрифтом и нелепо выглядящим в наше время советским гербом:
8. Особенностью вокзала я бы назвал то, что при очень простом цветовом решении он всё равно невероятно красив, да и к середине XX столетия его отнести сложно, не зная дату постройки:
9. С 1928-го по 2011-й станция имела странное официальное название Новгород-на-Волхове, хотя при наличии в СССР Новгорода-Северского и Нижнего Новгорода приставка «-на-Волхове» бессмысленна. А сам город официально с 1999 года называется Великим Новгородом.
Ещё павильоны сбоку от основного объёма:
10. Самые интересные вспомогательные постройки здесь - это павильон «Багаж»:
11. …И павильон «Кипяток» с сохранившимися стильными надписями:
12. Эта ива, возможно, помнит ещё первый узкоколейный вокзал:
13. В 1991 году к станции подвели электрификацию, а в 1995-2002 «Студией 44» была проведена реставрация здания:
14. Входные двери просто великолепны:
15. Стенки ниши украшены симпатичными абстрактными барельефами:
16.
17. Расстекловка витража по кайфу:
18. В целом зал ожидания выглядит так:
19. Очень понравилось обрамление проёмов с деревянной резьбой:
20.
21.
22. Потолок с люстрой:
23. Другой вариант проёма:
24. В общем, вокзал Новгорода достоин посещения сам по себе, не забывайте его осмотреть, когда приезжаете сюда:)
Далее отправимся в Сольцы, рассказ о которых будет в двух частях.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!