Найти в Дзене
zoom-spb

Вокзал Новгорода

Новгород - одно из популярных направлений трипов одного дня с Петербурга - до него всего лишь 200 километров по дороге или 3 часа на "ласточке", так что среди моих земляков тут были более-менее все. Мне нравится этот город своим тихим и неспешным нравом, тем более кроме бесконечного количества древних церквей, Кремля и непередаваемой сонной атмосферы тут есть необычный послевоенный вокзал в древнерусском стиле, достойный отдельного рассказа. Другие статьи о Новгородчине можно почитать по ссылкам ниже: Новгород. Часть 1 Новгород. Часть 2 Старая Русса Коростынь Боровичи 1. Относительно остальной России и, прежде всего, Москвы Новгород фактически находится в железнодорожном тупике, хотя отсюда расходятся три направления: на Лугу через Батецкую, на Вицебский вокзал и на Чудово. Через линию на Чудово и проходит основная часть местного пассажирского трафика. Несколько лет назад РЖД устроили глупый эксперимент с заходом сюда кёнигсбергского поезда, в связи с чем путь и так страдающих от четыр

Новгород - одно из популярных направлений трипов одного дня с Петербурга - до него всего лишь 200 километров по дороге или 3 часа на "ласточке", так что среди моих земляков тут были более-менее все.

Мне нравится этот город своим тихим и неспешным нравом, тем более кроме бесконечного количества древних церквей, Кремля и непередаваемой сонной атмосферы тут есть необычный послевоенный вокзал в древнерусском стиле, достойный отдельного рассказа.

Другие статьи о Новгородчине можно почитать по ссылкам ниже:

Новгород. Часть 1

Новгород. Часть 2

Старая Русса

Коростынь

Боровичи

1. Относительно остальной России и, прежде всего, Москвы Новгород фактически находится в железнодорожном тупике, хотя отсюда расходятся три направления: на Лугу через Батецкую, на Вицебский вокзал и на Чудово. Через линию на Чудово и проходит основная часть местного пассажирского трафика.

Несколько лет назад РЖД устроили глупый эксперимент с заходом сюда кёнигсбергского поезда, в связи с чем путь и так страдающих от четырёх границ пассажиров удлинился ещё на 4 часа. К настоящему времени от этого, к счастью, отказались.

Общий видок вокзала от соответствующей площи:

2. Железнодорожная станция появилась в Новгороде ещё в 1871 году, это была узкоколейная ветка от уже упомянутого Чудово. Видимо, в то же время был сооружён и первый частично деревянный вокзал. В 1878-м линия была продлена до Старой Руссы. Судя по всему, узкая колея сохранялась тут вплоть до 1916 года, когда владевшее дорогой Акционерное общество Московско-Виндаво-Рыбинской дороги перешило её на 1524 мм и проложило путь до Луги. Кроме того, в условиях Первой Мировой войны царское правительство задумало ещё более масштабные проекты: магистрали Петербург-Орёл и Валдай-Нарва через Новгород, которые соединили бы столицу и Эстонию с Черноземьем кратчайшим путём. На линии Валдай-Нарва успели построить лишь участок Валдай-Крестцы, функционировавший до 2011 года и ныне безвозвратно исчезнувший.

Боковые фасады здания разные:

3. Как нетрудно догадаться, из-за «революции» при Российской империи проект не завершили, к нему уже в новой реальности вернулись большевики. Когда балтийские страны стали независимыми государствами, их крупные порты (Вентспилс, Рига, Таллин, Лиепая, Клайпеда) оказались недоступны, что вынудило советы искать альтернативы. Так дорога снова стала актуальной, к 1926-му был завершён уже частично построенный участок Павловск-Новгород, но далее работы почему-то остановились.

Сбоку от главного корпуса находятся симметричные павильоны:

-3

4. Одно из зализничных направлений Новгород потерял после Второй Мировой войны - в ходе тяжёлых боёв с фашистами была разрушена линия на Старую Руссу, и её решили не восстанавливать.

В 2016 году я проезжал по линии Павловск-Новгород (см. статью про посёлок Лисино-Корпус, расположенный на ней), местность с сказочными названиями типа Рогавка, Радофинниково, Вяжище и Ёглино показалась очень глухой.

На лицевом фасаде особо хороша башенка с часами:

-4

5. Во время фашистской оккупации (15 августа 1941 - 20 января 1944) город понёс значительные разрушения, в том числе был утрачен и вокзал. К счастью, большевики решили быстро восстановить Новгород, и в 1948-1953 годах было построено новое здание по проекту Игоря Явейна. И это, безусловно, его самый удачный проект:

-5

6. В середине прошлого столетия советы парадоксальным образом реабилитировали часть дореволюционного прошлого, «угнетателей и эксплуатантов» Петра Первого или Александра Невского. Возможно, поэтому в одном из самых старинных наших городов архитектору разрешили выполнить древнерусскую стилизацию.

Получилось, на мой взгляд, очень здорово, гораздо интереснее пусть и очень красивого, но не выбивающегося из сталинского стиля вокзала в Курске (это тоже проект Явейна).

Небольшие балконы украшены узорчатыми арками и ограждениями, плюс обратите внимание на «ступенчатые» консольные плиты:

-6

7. Игорь Явейн специализировался конкретно на вокзальной архитектуре, известна его отличная монография «Архитектура железнодорожных вокзалов» (1938). Его сын Никита (1954) тоже стал известным архитектором, но в более широком профиле: возглавляемая им «Студия 44» проектирует всё от тех же вокзалов (Ладожский в Петербурге, 2003) до крупных градообразующих комплексов (типа реновации территории Королевского замка в Кёнигсберге).

Фасад со стороны путей украшен надписью «Новгород» характерным шрифтом и нелепо выглядящим в наше время советским гербом:

-7

8. Особенностью вокзала я бы назвал то, что при очень простом цветовом решении он всё равно невероятно красив, да и к середине XX столетия его отнести сложно, не зная дату постройки:

9. С 1928-го по 2011-й станция имела странное официальное название Новгород-на-Волхове, хотя при наличии в СССР Новгорода-Северского и Нижнего Новгорода приставка «-на-Волхове» бессмысленна. А сам город официально с 1999 года называется Великим Новгородом.

Ещё павильоны сбоку от основного объёма:

10. Самые интересные вспомогательные постройки здесь - это павильон «Багаж»:

-10

11. …И павильон «Кипяток» с сохранившимися стильными надписями:

-11

12. Эта ива, возможно, помнит ещё первый узкоколейный вокзал:

-12

13. В 1991 году к станции подвели электрификацию, а в 1995-2002 «Студией 44» была проведена реставрация здания:

-13

14. Входные двери просто великолепны:

-14

15. Стенки ниши украшены симпатичными абстрактными барельефами:

-15

16.

17. Расстекловка витража по кайфу:

-17

18. В целом зал ожидания выглядит так:

-18

19. Очень понравилось обрамление проёмов с деревянной резьбой:

-19

20.

-20

21.

-21

22. Потолок с люстрой:

-22

23. Другой вариант проёма:

-23

24. В общем, вокзал Новгорода достоин посещения сам по себе, не забывайте его осмотреть, когда приезжаете сюда:)

-24

Далее отправимся в Сольцы, рассказ о которых будет в двух частях.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!