Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Т-60: танк без права на роскошь, 1941

Лёгкий танк Т-60 появился не от хорошей жизни - его создали в условиях отчаянной нехватки времени, ресурсов и боеспособной техники. В первые месяцы войны фронт стремительно откатывался назад, и армии срочно требовались новые танки - пусть не идеальные, но готовые к бою. Так появился лёгкий Т-60: простой, лёгкий, быстро собираемый даже на авиазаводах. Он не был штурмовой машиной, но справлялся с разведкой, сопровождением пехоты и огневой поддержкой. Его броня не всегда спасала, а пушка была скромной, но в 1941–42 годах именно такие танки часто оказывались единственными, кто мог выйти вперёд. История создания лёгкого танка Т-60 - это типичный пример экстренного ответа на обширную нехватку адекватных своему времени танков. Разработка новой модели началась в самый критический момент лета 1941 года, когда потери Красной Армии в технике, особенно в лёгких танках, едва ли не мгновенно стали катастрофическими. Уже в первые дни войны было очевидно: РККА остро нуждается в новой машине, способной
Оглавление

Лёгкий танк Т-60 появился не от хорошей жизни - его создали в условиях отчаянной нехватки времени, ресурсов и боеспособной техники. В первые месяцы войны фронт стремительно откатывался назад, и армии срочно требовались новые танки - пусть не идеальные, но готовые к бою. Так появился лёгкий Т-60: простой, лёгкий, быстро собираемый даже на авиазаводах. Он не был штурмовой машиной, но справлялся с разведкой, сопровождением пехоты и огневой поддержкой. Его броня не всегда спасала, а пушка была скромной, но в 1941–42 годах именно такие танки часто оказывались единственными, кто мог выйти вперёд.

Танк Т-60 собственной персоной. Фотография с сайта музея Патриот.
Танк Т-60 собственной персоной. Фотография с сайта музея Патриот.

История создания

История создания лёгкого танка Т-60 - это типичный пример экстренного ответа на обширную нехватку адекватных своему времени танков. Разработка новой модели началась в самый критический момент лета 1941 года, когда потери Красной Армии в технике, особенно в лёгких танках, едва ли не мгновенно стали катастрофическими. Уже в первые дни войны было очевидно: РККА остро нуждается в новой машине, способной хоть как-то компенсировать утрату довоенного танкового парка. При этом стране требовалась не просто замена, а техника, производство которой можно было бы в кратчайшие сроки освоить даже на заводах, ранее с военной техникой не связанных. И это решение было принято почти мгновевнно. Нарком вооружения Устинов и председатель ГКО СССР Сталин поручили московскому заводу № 37 в срочном порядке разработать лёгкую боевую машину, дешёвую в производстве, при этом не уступающую по своим показателям довоенным машинам. Работы поручили конструкторам ОКБ Астрова, к тому моменту зарекомендовавшему себя проектами лёгких разведывательных амфибий, в частности Т-38 и Т-40.

Чертёж-схема лёгкого танка Т-60. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема лёгкого танка Т-60. Изображение в свободном доступе.

Проект нового танка, получивший обозначение Т-60, “вырос” из сухопутного варианта танка-амфибии Т-40, от которого унаследовал общую компоновку и часть решений. Но основной задачей было не столько улучшить имеющийся образец, сколько максимально упростить его. Необходимости в движении по воде в условиях масштабных боевых действий не было, следовательно водоходное оборудование сняли, бронекапсулу упростили, поработали и над вооружением. В общем, всё, что не сочли нужным для живучести и функциональности танка, выбросили из чертёжной документации. Одним из главных принципов проектирования стало использование существующих мощностей и компонентов, особенно от автомобильной промышленности. Предприятия, на которых планировалось запускать новый танк, в большинстве своём до войны выпускали вовсе не танки, а грузовые машины, авиацию и прочую гражданскую продукцию. Поэтому инженерный расчёт делался на то, чтобы танк можно было производить на любом оборудовании, дабы не сталкиваться с переоборудованием цехов - всё требовалось выпускать “уже вчера”. Этим и объясняется быстрый переход от эскизов к опытным образцам: первые машины были готовы уже в августе 1941 года - всего через месяц после старта проекта.

Николай Александрович Астров, отец лёгких танков серии "Т". Фотография в свободном доступе.
Николай Александрович Астров, отец лёгких танков серии "Т". Фотография в свободном доступе.

Конструкторы под руководством Астрова действовали в буквальном смысле на пределе возможностей. Проект постоянно дорабатывался на ходу, учитывались ограничения по металлу, дефицит бронелистов, отсутствие квалифицированной рабочей силы на заводах, даже планы эвакуации и сроки вхождения в строй производственных мощностей. Именно поэтому основной упор делался на простоту сборки, даже в ущерб боевым качествам - чтобы любой рабочий, который мог держать хотя бы отвёртку или молоток, мог поучаствовать в сборке новых танков. По сути, Т-60 стал результатом компромисса между военной необходимостью и промышленными возможностями страны, находящейся в перегруженном состоянии. Одновременно с разработкой танка началась подготовка к его производству на ряде заводов, даже до принятия его на вооружение и проведения испытаний. Помимо московского завода № 37, работу по освоению Т-60 начали на заводах № 38 в Коломне, № 264 в Красном Сормове, № 92 в Горьком, где шли кардинальные перестройки под бронетанковую тематику. Именно перенастройка предприятий под выпуск новой техники сыграла решающую роль - лёгкая масса корпуса, простота сварных узлов и унификация с автомобильными агрегатами позволяли это сделать быстрее, чем наладить выпуск Т-34 или КВ.

Сборку Т-60 начали практически сразу - фронту очень срочно требовалась новая техника. Фотография в свободном доступе.
Сборку Т-60 начали практически сразу - фронту очень срочно требовалась новая техника. Фотография в свободном доступе.

Важную роль в быстрой разработке сыграло и то, что Астров и его коллектив не работали «с нуля». Они хорошо знали слабые стороны своих прошлых проектов, понимали конструктивные риски, имели доступ к существующим чертежам, и могли оперативно вносить изменения без прохождения длительных бюрократических согласований. Это ускоряло процесс и позволило вести параллельно проектирование и изготовление опытных корпусов и башен. Проект Т-60 утвердили почти без испытаний: прототипы после кратких полигонных проверок были приняты в серию приказом ГКО уже в начале сентября 1941 года. Это решение отражало обстановку на фронте, близкую к катастрофической: фронту нужна была не идеальная машина, а танк, который можно собрать и отправить на фронт “вчера”. Все изменения, в том числе по вооружению, проводились уже в процессе серийного выпуска. Инженеры получали обратную связь от войск и дорабатывали машину буквально «на ходу». Таким образом, создание Т-60 - это пример того, как в условиях крайней нехватки времени и ресурсов можно создать масштабный оборонный проект в рекордные сроки. Это не была вершина инженерного искусства, но это был реальный ответ на задачу «дать фронту танки немедленно». Успешность этого проекта во многом определила не боевые качества машины, а его технологическая доступность, позволяющая насытить фронт хоть какой-то бронетехникой в тяжелейшие месяцы войны.

Описание конструкции

Конструкция Т-60 отражала стремление к простоте, технологичности и быстрой сборке. Всё в этой машине подчинялось задаче обеспечить массовый выпуск в условиях военного времени.

Бронированный корпус и башня

Корпус лёгкого танка Т-60 представлял собой цельносварную конструкцию, выполненную из гомогенной катаной стальной брони толщиной от десяти до тридцати пяти миллиметров. Бронезащита была дифференцированной, противопульной, в некоторых случаях могла удержать попадание вражеского снаряда (хотя в это никто и не верил). Основной принцип при проектировании корпуса, как я говорил выше - это максимальная технологичность и простота сборки с учётом возможностей тех заводов, на которых выпускали бронетехнику. При сборке корпусов применялась только электросварка, заклёпки или болтовые соединения отсутствовали, что облегчало, а главное - ускоряло сборку и снижало массу конструкции.

Схема бронирования лёгкого танка Т-60. Изображение в свободном доступе.
Схема бронирования лёгкого танка Т-60. Изображение в свободном доступе.

Лобовая часть корпуса состояла из двух основных бронеплит - верхней и нижней. Верхняя лобовая плита имела толщину в тридцать пять миллиметров и устанавливалась под углом в шестнадцать градусов. На этом же бронелисте находилась рубка механика-водителя (по центру лобовой плиты), но она же была слабым звеном танка - в силу облегчения конструкции, рубку собирали из листов уменьшенной толщины - броня в этой точке составляла всего пятнадцать миллиметров, что было достаточно быстро вычислено противником и массово использовалось при стрельбе по танку - практически каждое удачное попадание по люку приводило к выходу танка из строя.

Тот самый открытый лючок мехвода, ставший "ахиллесовой пятой" и так не серьёзной лобовой брони Т-60. Изображение в свободном доступе.
Тот самый открытый лючок мехвода, ставший "ахиллесовой пятой" и так не серьёзной лобовой брони Т-60. Изображение в свободном доступе.

Бортовые плиты корпуса, толщиной пятнадцать миллиметров, устанавливались вертикально, без какого бы то ни было угла наклона. В районе моторного отсека борта частично закрывались съёмными бронекожухами, которые защищали выпускные жалюзи и трансмиссионные узлы. Корма собиралась из двух листов брони толщиной в десять и двадцать пять миллиметров, расположенных под большими углами наклона к вертикали. Верхняя кормовая плита, толщиной в десять миллиметров, располагалась под углом в семьдесят шесть градусов и включала два технологических люка для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии. Нижняя кормовая плита толще - двадцать пять миллиметров бронестали, расположенных под углом в четырнадцать градусов к вертикали.

Крыша корпуса, в силу общей компактности танка, имела немного пространства. Часть её занимала массивная вентиляционная решётка. Фотография в свободном доступе.
Крыша корпуса, в силу общей компактности танка, имела немного пространства. Часть её занимала массивная вентиляционная решётка. Фотография в свободном доступе.

Крыша корпуса представлялась несколькими плитами толщиной в тринадцать миллиметров. Над двигателем, расположенным сразу за боевым отделением, размещалась броневая крышка, состоявшая из нескольких плит. Эти плиты можно было снимать при техническом обслуживания, а ближе к корме располагались большие жалюзи, обеспечивавшие приток свежего воздуха для охлаждения двигателя. Вентиляция моторного отсека обеспечивалась через бронежалюзи, установленные на крыше корпуса, а выхлопные патрубки выводились назад, к корме. Пол танка изготавливался из бронелистов толщиной 10 миллиметров, укреплённых стальными уголками. Днище танка оснащалось технологическими лючками для слива топлива и масла, доступа к горловинам баков и ремонта отдельных агрегатов. Для вентиляции обитаемых отделений были предусмотрены жалюзи и вентиляционные крышки, защищённые от осколков.

Вид на корму лёгкого танка Т-60. Фотография в свободном доступе.
Вид на корму лёгкого танка Т-60. Фотография в свободном доступе.

Башня Т-60 была одноместной, сварной, восьмиугольной по форме, с рациональными углами наклона лобовой и бортовых бронеплит толщиной в двадцать пять миллиметров, причём у более поздних машин толщина листов в лобовой и скуловых частях башни составляла тридцать пять миллиметров. Крыша башни была плоской, в ней находился восьмиугольный (на машинах с третьей серии, он стал полукруглым) люк с для посадки и высадки командира танка. Ни на одной из версий танка не было привычных приборов наблюдения, командиру приходилось довольствоваться смотровыми щелями, забранными многослойными стёклами “триплекс”.

Башня танка Т-60 имела форму почти правильной усечённой восьмиугольной пирамиды. Фотография в свободном доступе.
Башня танка Т-60 имела форму почти правильной усечённой восьмиугольной пирамиды. Фотография в свободном доступе.

Башня устанавливалась на погон с шариковой опорой, со смещением к левому борту. Вращение башни осуществлялось при помощи механического поворотного механизма - никакого электропривода на башне не было. Также не было и всякого рода повышающих защиту экипажа приспособлений, например, противоосколочного подбоя. Это играло свою негативную роль при скользящих попаданиях по броне - в некоторых случаях могли образовываться осколки, поражающие экипаж не хуже пуль. Однако это было продиктовано суровой необходимостью военного времени - башня имела очень компактные размеры, в высоту она была всего 375 миллиметров ростом. Зато башня оборудовалась зацепами, не позволявшими ей опрокинуться при сильном крене.

Вооружение

Вооружение лёгкого танка Т-60 было разработано с учётом ограничений 1941 года и основывалось на использовании уже существующих, массово производимых компонентов. Основным элементом стала автоматическая 20-мм пушка ТНШ (Танковая Нудельмана - Шпитального), представлявшая адаптацию авиационной пушки ШВАК под танки, причём согласно воспоминаниям самого Астрова, Шпитального ещё требовалось уговаривать для адаптации пушки под новый танк. Пушка ТНШ работала по принципу отвода пороховых газов и обеспечивала темп стрельбы до 700 выстрелов в минуту. Для стрельбы применялся унитарный патрон 20×99Р с бронебойными, осколочными и трассирующими снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 815 метров в секунду, что при попадании под прямым углом позволяло пробивать до пятнадцати миллиметров гомогенной брони на дистанции до 500 метров. Хотя о подобной пробиваемости есть немалые споры - согласно некоторым данным, бронебойно-зажигательный снаряд с упрочнённым сердечником (карбид вольфрама) на дистанции в 500 метров мог пробить бронеплиту толщиной до 35 миллиметров. По другим данным - на дистанции в 100 метров, этот же снаряд едва ли с первого раза пробивал плиту толщиной в 15-20 миллиметров. Также критике подвергалось заброневое действие снарядов - в силу малого калибра и особенностей их применения, создать полноценный осколочный снаряд конструкторы так и не смогли. Именно поэтому ряд боевых машин, даже имея не одну пробоину (бронетранспортёры или бронемашины) спокойно шли дальше в бой. О пробоинах в танках и говорить не приходилось - во-первых, это случалось достаточно редко, во-вторых, только на ближних (до 50 метров) дистанциях и при удачном стечении обстоятельств. Да, невысокие боевые способности ТНШ компенсировались возможностью вести автоматический огонь, но что он даст при недостаточной мощности снарядов для выведения танков противника из строя?

20-мм танковая пушка ТНШ (танковая Нудельмана-Шпитального), установленная на плавающем танке Т-38. Фотография в свободном доступе.
20-мм танковая пушка ТНШ (танковая Нудельмана-Шпитального), установленная на плавающем танке Т-38. Фотография в свободном доступе.

Уже по состоянию на осень 1941 года возможности ТНШ считали недостаточной для борьбы с большинством образцов немецкой военной техники. Согласно отчёту НИИБТ полигона № 389с от 25 сентября 1941 года, «при стрельбе по бронещиту толщиной 30 мм с дистанции 400 метров пробитие не достигнуто, наблюдаются рикошеты». Таким образом, ТНШ была эффективна лишь против лёгкой бронетехники, автомобилей и открытой живой силы противника. С другой стороны, военные понимали - габариты башни не позволят установить вооружение большего калибра. В целом, от танка ведь и не требовалось бороться с танками противника - его изначально строили как машину для разведки и для небольших диверсий в тылу противника, грубо говоря, попытавшись соединить возможности лёгких танков и бронеавтомобилей того времени.

Вид на место командира Т-60. Видны прицельные приспособления, а также ствольная коробка пушки ТНШ. Фотография в свободном доступе.
Вид на место командира Т-60. Видны прицельные приспособления, а также ствольная коробка пушки ТНШ. Фотография в свободном доступе.

Боекомплект пушки ТНШ в Т-60 составлял 754 выстрела, главным образом, состоял он из бронебойных снарядов. Питание пушки производилось с помощью металлической звеньевой ленты на 58 выстрелов, которая вручную снаряжалась и укладывалась в механизм подачи - он, согласно отчётам, был довольно капризным, склонным к заклиниванию, особенно при загрязнении или при резких манёврах машины. В частности, в донесении 61-й танковой бригады от января 1942 года зафиксировано, что «в условиях снегопада при загрязнении механизм ленты заклинивает, что вынуждает командира прекращать огонь и устранять задержки вручную».При ведении огня стреляные гильзы выбрасывались наружу из танка, а отработанные звенья ленты по направляющей опускались на днище танка.

Танковый пулемёт Дегтярёва. Фотография в свободном доступе.
Танковый пулемёт Дегтярёва. Фотография в свободном доступе.

Спаренным к пушке шёл 7,62-мм пулемёт ДТ (Дегтярёва танковый), установленный справа от неё в одной маске. Он предназначался для стрельбы по живой силе противника и воздушным целям на малой высоте. Питание пулемёта осуществлялось из стандартных дисковых магазинов ёмкостью 63 патрона, боекомплект составлял 945 патронов. Поскольку экипаж Т-60 состоял всего из двух человек, функции командира, наводчика и заряжающего объединялись - в боевой обстановке это резко снижало эффективность применения вооружения. Об этом говорится в технической характеристике к Т-60, изданной Главным бронетанковым управлением (ГБТУ) в марте 1942 года: «Совмещение трёх функций в одном лице при одновременной необходимости наблюдения и стрельбы приводит к резкому снижению практического темпа огня».

Схема устройства оптического прицела ТМФП-1. Изображение в свободном доступе.
Схема устройства оптического прицела ТМФП-1. Изображение в свободном доступе.

Прицельное устройство было совмещённым для пушки и пулемёта - оптический прицел ТМФП-1 с увеличением в 2,5х и полем зрения 15 градусов. В условиях яркого солнечного дня он позволял уверенно целиться на дистанции до километра, в сумерках эффективность резко снижалась. Также, на крыше башни устанавливался перископический прибор ПТК-1 для кругового обзора. Обзорность танка считалась удовлетворительной (по бумагам), хотя на самом деле, по отзывам ветеранов, она таковой не была. Нужно отметить, что уже весной 1942 года эффективность ТНШ вызывала серьёзную критику со стороны войск. В служебной записке от марта 1942 года на имя начальника ГБТУ прямо говорилось: «Пушка ТНШ не обеспечивает поражения бронированных целей. Предлагается перейти на установку 45-мм пушки обр. 1938/42 гг. на новых лёгких танках». Именно это и стало причиной перехода в следующей модели (Т-70) на полноценную пушку калибром 45 мм. Таким образом, вооружение Т-60, при всех своих ограничениях, было логичным компромиссом в условиях 1941 года. Оно обеспечивало огневую поддержку пехоты, позволявшую подавлять огневые точки, пулемёты, расчёты ПТО, легко бронированную технику и транспорт. Однако против современных немецких танков того времени Т-60 с его 20-мм пушкой оставался практически беспомощным, и это стало одной из причин его скорой замены в войсках.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть лёгкого танка Т-60 создавались, как я уже говорил, с учётом максимальной технологичности и доступности комплектующих в условиях развертывания производства на предприятиях, не имевших опыта в выпуске бронетехники. Основой силовой установки Т-60 стал карбюраторный двигатель ГАЗ-202, представлявший собой форсированный вариант автомобильного двигателя ГАЗ-11 (лицензионная копия Dodge D5). ГАЗ-202 представлял собой шестицилиндровый V-образным мотором жидкостного охлаждения, мощностью 70 л. с. при 3400 об/мин. Да, его пришлось дефорсировать перед установкой на танки - это объяснялось соображениями надёжности. Ослабление несколько сыграло на динамических характеристиках машины, зато подарило несколько сотен часов бесперебойной работы, а также позволило не дорабатывать саму систему охлаждения двигателя. В связи с нехваткой штатных двигателей ГАЗ-202 (проблемы кооперации между смежниками, отсутствие нужных материалов, бомбовые удары по цехам ГАЗа) некоторые танки могли оснащаться другими моделями двигателей производства ГАЗ (например, ГАЗ-М-1) или оригинальные «Форд» мощностью 65 или 90 л. с. Некоторые источники говорят об установке двигателей ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ мощностью 40 или 50 л. с, что вызывает некоторые споры среди исследователей. Согласно воспоминаниям Астрова, такое имело место быть - дескать, ставили то, что было под рукой, но с оглядкой на приёмку ГАБТУ. То есть, теоретически, маломощные двигатели на танках могли устанавливаться, тем более, что это ещё и находит подтверждение в истории - как минимум три танка, согласно некоторым источникам, оснащали именно такими силовыми агрегатами, но они были в составе учебных частей, на фронте таких машин не было. С другой стороны, снижение подвижности означало изменение технических характеристик танка, а это, без согласования “на верхах”, могло привести к серьёзным проблемам у руководителя производства. Но ведь была война, и ситуация на производствах иногда действительно оборачивалась критической. В любом случае, без серьёзного исследования документации тех лет (а многое ещё будет под грифом “секретно” достаточно долго), говорить о чём-то конкретно не приходится. Двигатель, как и во всех остальных танках, находился в кормовой части корпуса, а для уменьшения общих размеров, он устанавливался поперёк машины. Соединение с трансмиссией проходило через маховик с муфтой сцепления сухого типа. Охлаждение обеспечивалось радиатором и центробежным вентилятором, размещённым сзади и прикрытым бронежалюзи. Два топливных бака, общей ёмкостью 320 литров, располагались в нишах корпуса по обе стороны от моторного отсека. Горючее - бензин марки КБ-70 или Б-70. Запас хода составлял около 450 км по шоссе экономным ходом, однако в условиях боевых действий, радиус действия танков не превышал 200–250 км из-за повышенного расхода, пыли, качества топлива и технического состояния агрегатов.

Вид на силовую установку Т-60, он же бензиновый шестицилиндровый ГАЗ-202. Фотография в свободном доступе.
Вид на силовую установку Т-60, он же бензиновый шестицилиндровый ГАЗ-202. Фотография в свободном доступе.

Трансмиссия танка Т-60 включала в себя четырёхступенчатую механическую коробку передач (четыре вперёд и одна назад) с демультипликатором, главный фрикцион сухого трения “сталь по феродо”, коническую главную передачу и бортовые фрикционы сухого трения “сталь по стали” с ленточными тормозами. Привод на передние ведущие колёса осуществлялся парой главных передач, причём все элементы конструкции трансмиссии были механическими - помимо педалей, управление ходом машины осуществлялось при помощи фрикционных рычагов. Конструкция механической КПП была простой, но требовала от водителя-механика определённых навыков - смена передач под нагрузкой не рекомендовалась, но допускалась, при этом рычаги требовали значительного усилия. Согласно «Инструкции по эксплуатации танка Т-60», перегрев и утечка масла в картере коробки были одной из частых проблем при длительном движении на первой передаче, особенно в условиях бездорожья.

Ходовая часть "шестидесятки" была достаточно простой, согласно требованиям времени. Фотография в свободном доступе.
Ходовая часть "шестидесятки" была достаточно простой, согласно требованиям времени. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть Т-60 разрабатывалась на основе доработанной конструкции лёгкого танка Т-40, лучше приспособленной к суровым условиям войны и ускоренного производства. На каждом борту находилось по четыре опорных катка диаметром 55 см с резиновыми бандажами для дополнительной амортизации. Ведущие колёса - передние, с пальцевыми зацепами, направляющие колёса - задние, с механизмом натяжения гусеницы. Верхняя ветвь гусеницы имела три поддерживающих катка применительно к одному борту. Гусеницы - мелкозвенчатые, двугребневые шириной 260 мм, с открытым шарниром, состояли из 87–90 траков. Напротив крайних узлов подвески к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески с резиновыми буферами для смягчения ударов. Также к корпусу танка приклёпывались отбойники для предотвращения заклинивания гусеницы при движении танка со значительным креном на один из бортов. Несмотря на общую надёжность, при длительной эксплуатации в боевых условиях отмечались случаи обрыва пальцев и растяжения гусеничных лент, особенно при движении по замёрзшему или каменистому грунту. Также в ряде машин, особенно ранних серий, проявлялась повышенная изнашиваемость буксирных проушин и балансиров. Об этом сообщается в «Бюллетене по эксплуатации танков Т-60» ГБТУ, июнь 1942 г.:

«Износ балансирных осей на 15-мм и более встречается на машинах с пробегом свыше 700 км. Рекомендуется их замена при каждом капитальном обслуживании».

В целом силовая установка, трансмиссия и ходовая часть Т-60 были максимально технологичными и простыми, при этом обеспечивали работоспособность в условиях военного производства. Однако из-за использования автомобильных агрегатов, ограниченной мощности двигателя и слабой ходовой части машина имела невысокую надёжность при длительной эксплуатации и была склонна к перегреву, особенно летом. Все эти особенности повлияли на решение о прекращении выпуска Т-60 уже в конце 1942 года в пользу более совершенного Т-70.

Боевое применение

Впервые в бой Т-60 пошли в сентябре 1941 года - тогда эти лёгкие машины оказались в составе 10-й танковой бригады, действовавшей в Полтавской области. Спустя всего несколько месяцев «шестидесятки» уже массово использовались по всему фронту, от битвы за Москву до операции по окончательной деблокаде Ленинграда в январе 1944 года. Особенно ощутимой оказалась их роль при обороне Москвы: потери были огромны, танковые заводы спешно эвакуировались, выпуск Т-34 и КВ упал, и восполнять дефицит приходилось именно лёгкими машинами. В условиях, когда важно было иметь хоть какую-то броню, Т-60 оказался спасением. Во время парада 7 ноября 1941 года по Красной площади прошли 48 Т-60, взятых из резерва. Уже вечером того же дня эти танки были направлены на фронт. Чуть позже, 13 декабря, первые машины, собранные в Горьком, приняли участие в боях под Москвой - и это уже были серийные образцы.

Тот самый парад, с которого Т-60 уехали на фронт. Фотография в свободном доступе.
Тот самый парад, с которого Т-60 уехали на фронт. Фотография в свободном доступе.

В кампании 1942 года Т-60 использовались повсеместно - от Ленинграда до Крыма. В осаждённый Ленинград машины доставляли на баржах, маскируя их под грузы угля. Немецкая авиация, не замечавшая подвоха, давала возможность без потерь доставить на Неву целые танковые части. Именно так в город пробралась 61-я танковая бригада. На юге «шестидесятки» воевали и под Харьковом, и в степях Сталинграда. Там, правда, выяснилось и главное слабое место танка - брони и пушки явно не хватало против мощных немецких орудий и новых танков. Потери росли. Неудивительно, что танкисты отзывались о Т-60 без восторга, а среди фронтовых названий ходовым стало «БМ-2» - «братская могила на двоих». Хотя справедливости ради: почти все лёгкие танки тех лет носили аналогичные прозвища. Интересно, что и немецкие войска давали Т-60 своё имя - «неистребимая саранча» - за массовость и манёвренность, а не за боевую мощь. Тем не менее, к надёжности самой машины претензий было немного. В отличие от Т-34 и КВ, которые требовали постоянного ремонта, «шестидесятка» могла работать стабильно, особенно если экипаж был обучен. Некоторые танкисты даже давали своим машинам имена - в 91-й танковой бригаде, например, служили «Грозный», «Орёл» и «Смелый».

Т-60 на позициях. Фотография в свободном доступе.
Т-60 на позициях. Фотография в свободном доступе.

К концу 1942 года Т-60 постепенно начали выводить с передовой. Войска насыщались Т-34 и новым, куда более мощным, лёгким танком - Т-70. Тем не менее, на 1 января 1943 года в Красной армии ещё числилось 1977 единиц Т-60, и они продолжали сражаться. Самый яркий эпизод их боевой службы - это, без сомнения, участие в операции по прорыву блокады Ленинграда. С 12 января 1943 года те самые машины, доставленные в Ленинград скрытно, пошли в бой в составе 61-й бригады, а также 86-го и 118-го отдельных танковых батальонов. В первый день, форсировав по льду Неву, они создали плацдарм шириной до трёх километров. Только лёгкие машины могли пойти первыми - за счёт низкого удельного давления на лёд. Средние и тяжёлые танки смогли присоединиться позже, когда сапёры подготовили настил. Именно танки 61-й бригады стали первыми, кто соединился с частями Волховского фронта. За это подразделение получило звание гвардейского. А о самом танке, о его сильных и слабых сторонах, и, главное, о храбрости его экипажей, мы узнаём из следующих строк воспоминаний - например, из истории командира лейтенанта Д. И. Осатюка и механика-водителя старшины И. М. Макаренкова в книге «Танкисты в сражении за Ленинград»:

Вырвавшись вперёд, на рассвете 18 января у Рабочего посёлка № 5, они заметили три танка. Волховцы хотели выскочить из машины, бежать навстречу, но увидели, что это гитлеровские танки идут в контратаку. Что делать? Начинать поединок с врагом на своей малютке, имеющей 20-мм пушку, - бессмысленно. Решение созрело мгновенно. Командир танка подал команду механику-водителю: «Отходи к той роще, на опушке которой заняли огневые позиции наши орудия!»
Танк, маневрируя, делая неожиданные и резкие повороты, ускользал от огня гитлеровских танков, а Осатюк вёл по ним огонь, пытался ослепить, оглушить врага. Дуэль продолжалась несколько минут. Были моменты, когда казалось, что вот-вот бронированные чудовища настигнут, навалятся и раздавят. Когда до рощи оставалось около 200 метров, машина Осатюка резко повернула налево. Головной гитлеровский танк также развернулся, но попал под огонь наших орудий и запылал. Затем был подбит и второй танк, а третий покинул поле боя.
«Теперь, Ванюша, вперёд!» - приказал командир водителю. Догнав свою роту, они увидели интересную картину - танкисты загнали пехоту противника в огромный котлован. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, забрасывали наши танки гранатами. Было ясно, что медлить нельзя, фашисты успеют окопаться. Осатюк приказывает Макаренкову накатать след к обрыву, проложить колею. Затем танк, набирая скорость, устремился к котловану, пролетел в воздухе и врезался в фашистов.
«Молодец! - крикнул лейтенант - Теперь действуй!». Машина на большой скорости понеслась по дну котлована, уничтожая гитлеровцев огнём и гусеницами. Сделав несколько кругов, танк сбавил ход, вышел на середину котлована и остановился. Всё было кончено. Подошли свои.

Некоторые фронты, особенно Волховский и Ленинградский, не торопились прощаться со старыми машинами - в их частях Т-60 продолжали службу вплоть до 1944 года включительно. Причём не в тылу, а на передовой. В операции по окончательному снятию блокады Ленинграда принимали участие не только Т-60, но и БТ-7, редкие Т-38 и даже старые Т-28, а также КВ самых первых выпусков. На других участках фронта такие машины уже отошли на вторые роли или вообще были сняты с вооружения, но в условиях Ленинградского фронта «шестидесятки» оставались боевой единицей. Так, из 88 танков 1-й танковой бригады Ленинградского фронта 21 машина оказалась именно Т-60 - почти четверть состава.

Наступление пехоты верхом на танках Т-60. Фотография в свободном доступе.
Наступление пехоты верхом на танках Т-60. Фотография в свободном доступе.

Примечательно, что и в Курской битве, несмотря на обилие новых машин, Т-60 тоже были. В составе 1-й танковой армии числилось 18 таких танков, в 86-й танковой бригаде 38-й армии Воронежского фронта - ещё 15. К тому времени это уже были не машины первой линии, но в боевых действиях они принимали участие. А вот начиная с конца 1942 года, по мере роста производства Т-34 и Т-70, старые Т-60 начали постепенно выводить из основных танковых частей и переквалифицировать на вспомогательные задачи. Машины стали использовать для сопровождения колонн, разведки, охраны, борьбы с диверсантами, организации связи.

"Шестидесятки" в освобождённом Юхнове, 1942 год. Фотография в свободном доступе.
"Шестидесятки" в освобождённом Юхнове, 1942 год. Фотография в свободном доступе.

В 41-й гвардейской танковой бригаде 7-го механизированного корпуса, например, целое подразделение Т-60 обеспечивало связь - и возглавляла его Герой Советского Союза Ирина Николаевна Левченко, прошедшая путь от обычного танкиста до командира танков-техников. Кроме того, «шестидесятки» использовались в качестве командирских машин в самоходных артиллерийских частях, где основными боевыми средствами были СУ-76. В тылу они служили учебными машинами, а в артиллерии - лёгкими тягачами для ЗИС-2 и ЗИС-3. В этой роли Т-60 дожили до конца войны и даже приняли участие в августовской кампании 1945 года против Квантунской армии Японии. На 1 января 1944 года в Красной армии числилось 1638 Т-60. Год спустя - ещё 1368, из которых 196 находились на фронтах. К началу 1946 года в наличии оставалось 606 машин, при этом 218 из них нуждались в ремонте. В докладной записке маршала Рыбалко министру обороны Булганину от мая 1946 года прямо указывалось, что использование Т-60 в учебных целях нецелесообразно - они требовали бензин с высоким октановым числом, дефицитный на то время. После войны все танки сняли с вооружения и отправили в переработку. Двигатели демонтировали - они ещё могли пригодиться для самоходок СУ-76М, которые оставались на службе. На 28 мая 1946 года на балансе Главного бронетанкового управления числилось 262 Т-60, все они предлагались к списанию.

Сегодня все сохранившиеся танки Т-60 - это либо брошенные, либо подбитые машины, найденные на полях сражений. Лишь один экземпляр в Кубинке - заводской прототип. Остальные - немые свидетели времени, когда даже самые лёгкие и слабовооружённые машины играли важную роль на войне.

Заключение

Танк Т-60 - это не про грозную силу или техническое совершенство. Это про время, когда у страны не было другого выбора. Его рождали в спешке, собирали на оборонительных заводах и даже в артелях, отправляли на фронт, где он воевал, как умел. Да, он уступал по броне и огневой мощи, да, на него порой ворчали сами танкисты. Но именно такие машины, простые и массовые, держали фронт, когда он качался. И если в истории войны Т-34 - это броневой кулак, то Т-60 был броневым пальцем, не менее нужным в том кулаке, это надёжный труженик, сделавший своё дело.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.