Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Летающий танк БТ-7, 1933

Оглавление

Быстроходный танк БТ-7 — один из самых узнаваемых представителей советской бронетехники 1930-х годов. Он стал логическим продолжением линейки БТ (быстроходных танков), вобрав в себя технические наработки предыдущих моделей и получив ряд улучшений, позволивших ему стать самым массовым танком своего семейства. БТ-7 сыграл важную роль в довоенных манёврах, в боях на Халхин-Голе и в начале Великой Отечественной войны, став символом переходного этапа от лёгких кавалерийских машин к более тяжёлым и защищённым танкам нового поколения.

Танк-мутант БТ-7 собственной персоной. На танке установлена цилиндрическая башня от БТ-5, но мелкозвенчатые траки от "семёрок" поздней модификации, на которых устанавливались конические башни. Фотография в свободном доступе.
Танк-мутант БТ-7 собственной персоной. На танке установлена цилиндрическая башня от БТ-5, но мелкозвенчатые траки от "семёрок" поздней модификации, на которых устанавливались конические башни. Фотография в свободном доступе.

История создания

Параллельно с началом работ по созданию лёгкого быстроходного танка БТ-5, группе конструкторов в лице товарищей Фирсова, Бондаренко, Морозова, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова была поручена разработка новой модели быстроходного танка. От конструкторов требовали повысить боевые характеристики быстроходных танков - как в защите от вражеских снарядов, так и в нанесении противнику максимально возможного урона. В принципе, такие требования были предъявлены ко всей новой технике, поступающей на вооружение РККА согласно всем планам по перевооружению армии.

Афанасий Осипович Фирсов, главный конструктор танка БТ-7. Фотография в свободном доступе.
Афанасий Осипович Фирсов, главный конструктор танка БТ-7. Фотография в свободном доступе.

Причём военные требовали сходу вооружить новый танк тяжёлым 76,2-мм орудием, усилить броню, использовать двигатель М-17Т вместо М-5, привычного для танков БТ-5, но при этом - максимально сохранить массу и манёвренность на уровне предыдущих моделей быстроходных танков. Помимо этого, военные затребовали полностью сварной корпус, а также улучшить обзорность для всех членов экипажа. Задачка, скажем так, была вовсе не тривиальной.

Самое главное - в Комитете обороны СССР требовали не вносить в форму и компоновку корпуса и башни никаких изменений, а если это окажется всё же необходимым, то изменения должны быть минимальными. Однако первые эскизные работы по новой машине, сделанные группой конструкторов, показали следующее - без изменения корпуса установить на быстроходные танки 76-мм пушку невозможно. Поэтому между УММ РККА и Харьковским паровозостроительным заводом в начале 1933 года был подписан договор на проектирование и изготовление быстроходного танка с 76,2-мм пушкой и новой конструкции носовой части машины. К конструктивной проработке установки 76,2-мм орудия в танк БТ конструкторы смогли приступить лишь во второй половине мая 1933 года - до этого срока военные всё привносили новые идеи, которые по факту “мешали жить” конструкторам. Детально проработанный проект новой машины был представлен в первых числах декабря 1933 года, который был разработан с учётом всех “хотелок” УММ РККА, и в целом проект одобрили полностью, за некими исключениями. В частности, военные потребовали удалить из танка курсовой пулемёт, которым вооружался механик-водитель - да-да, в УММ РККА начало приходить понимание, что экипажи малых и лёгких танков ничем не отличаются от обычных людей и имеют всего по две руки. А следовательно, вести машину и параллельно вести огонь из пулемёта, тем более прицельный, механик-водитель не мог.

Чертёж-схема танка БТ-7. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема танка БТ-7. Изображение в свободном доступе.

Самое интересное заключалось в том, что конструкторов во время работы разделили на две группы - одна занималась доведением чертёжной документации по изначальному проекту БТ-7 (как машину назовут позже) до ума, а вторая - думала, как установить на несуществующий ещё танк дизельный двигатель БД-2. Который на тот момент времени тоже был несуществующим. Поэтому финальный пакет документов, утверждённый к производству в УММ РККА, был представлен лишь в марте 1934 года. И силовой установкой в нём числился авиационный двигатель М-17, который ещё только собирались превратить в танковый. 14 апреля 1934 года управляющий СпецМашТрестом (входящим в структуру УММ РККА и заведующим производством новых машин) Нейман приказал директору ХПЗ И.П.Бондаренко "установить на разработанную конструкцию танка БТ-7 башенную установку с 45-мм пушкой. Срок разработки - июнь 1934г. Срок изготовления - август 1934 г."

Однако конструкторы и рабочий коллектив Харьковского завода работали в ударном темпе - первый опытный образец нового танка покинул сборочный цех к 1 мая 1934 года и практически сразу был направлен на заводской полигон для проведения всесторонних испытаний. Правда, тут конструкторы проявили инициативу - опытный образец танка БТ-7 имел эллипсовидную башню со скошенной крышей, в которой были установлены 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и автономный 7,62-мм пулемет Дегтярёва, расположенный в шаровой опоре. Форма башни и её габариты были вынужденной мерой - это был контур наименьших размеров, охватывающий собой вооружение, членов экипажа и механизмы, необходимые для эксплуатации вооружения. Удачная компоновка позволила создать наименьшую из существовавших на тот момент танковых башен с подобным вооружением. Углы наведения для пушки и пулемета по вертикали составляли от -8° до +25°. Угол горизонтальной наводки пулемета без поворота башни составлял 20°. Второй пулемет Дегтярёва всё же был установлен в лобовом листе корпуса, в шаровой опоре справа от механика-водителя. Боекомплект состоял из 55 выстрелов к орудию и 2898 патронов к пулемётам. Часть снарядов находилась в специальной карусельной укладке расположенной в кормовой нише.

Второй опытный образец БТ-7 был представлен 7 ноября 1934 года, выполненный по затребованной военными схеме. Хотя, по большей части, причиной возврата к традиционной для танков БТ форме башни являлась недостаточная отработка конструкции орудийной установки и маски. Для упрощения общей конструкции танка и соответственно, удешевления его стоимости, на второй образец была установлена башня от БТ-5, вместе с 45-мм танковой пушкой 20-К образца 1932 года, спаренной с пулемётом Дегтярёва. Для ведения огня из личного оружия, в бортах и корме башни были прорезаны боевые портики, закрываемые пробками, а на крыше имелась возможность установки зенитного лафета для ещё одного пулемёта калибра 7,62 мм. Также на крыше размещались люки для посадки и высадки экипажа (по одному на каждого из членов), а также лючки для вентиляции и флажковой сигнализации.

Чертёж-схема БТ-7 в разных проекциях. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема БТ-7 в разных проекциях. Изображение в свободном доступе.

Все заводские испытания оба прототипа откатали “на ура”, после чего были переданы военным. Они, к сожалению конструкторов, новые танки не жалели - гоняли их, как только можно, проверяя пределы их возможностей. Почему “к сожалению”? Всё очень просто - военные выявили множество дефектов нового танка, которые инженеры-конструкторы выявить и устранить на стадии проектирования не могли чисто физически. Доработка всей чертежно-технической документации для организации серийного производства по результатам испытаний двух опытных образцов продолжалась до второй половины 1935 года. Однако вооружение было оставлено таким же, как у прототипа №2, вооружённого 45-мм пушкой 20-К, так как в Комитете Обороны не был окончательно решен вопрос о едином варианте башни для нового танка под 76,2-мм пушку Сячинтова для танков БТ и Т-26. Именно поэтому в ноябре 1934 года Харьковский паровозостроительный завод получил заказ на производство 300 танков БТ-7 с 45-мм орудием, установленным в стандартной башне танка БТ-5 в 1935 году. И это несмотря на то, что полной технической документации ещё не было разработано. Спустя месяц, в декабре 1934 года этот заказ был увеличен ещё на полторы сотни танков. Однако из-за несвоевременной подачи броневых деталей Мариупольским заводом и двигателей М-17 заводом №26, а также из-за отсутствия технологических карт для производства, сборка новых танков началась только в IV квартале 1935 года. Благодаря отработанной на танках предыдущих моделей технологии сборки, а также применению сварки, до конца года рабочие смогли произвести 240 линейных и 260 “командирских” танков новой модели, оснащенных радиостанцией 71-ТК-1.

Всего же за пять лет серийного производства (с 1935 по 1940) было выпущено (согласно Википедии) 5 743 танка БТ-7 различных модификаций (стандартный БТ-7, артиллерийский БТ-7А и улучшенный БТ-7М). А в эксплуатации танки были до 1945 года, после чего их начали списывать по мере поломок. Списанные танки отправляли на слом - уцелело к нашему времени всего одиннадцать машин, разбросанных по разным музеям России и Беларуси, один из танков находится в финском музее города Паролы.

Описание конструкции

БТ-7 был логическим продолжением линейки быстроходных танков - лёгкий, маневренный, с усиленной (хоть и недостаточной уже на конец 30-х годов ХХ века) бронезащитой. Однако он оставил свой уникальный след в истории советского танкостроения, послужив базой для создания легендарной “тридцатьчетвёрки”. Рассмотрим его конструкцию более детально.

Бронированный корпус и башня

Броневая защита танка - противопульная, выполненная из листов катаной брони толщиной от шести до пятнадцати миллиметров. Толщина верхней лобовой детали достигала двадцати миллиметров, и как водится, эта деталь была самой толстой во всём танке. Все работы по соединению деталей корпуса выполнялись преимущественно с применением дуговой сварки, лишь некоторые части склёпывались между собой. В носовой части корпуса располагалось рабочее место механика водителя - попадать к нему он мог через двустворчатый люк, расположенный в подбашенной коробке и верхней лобовой детали. В верхней створке люка, для наблюдения за дорогой, прорезалась смотровая щель, при необходимости прикрывающаяся триплексом. Толщина верхней створки люка на танках первой серии составляла 12 мм, чего откровенно не хватало для защиты экипажа - в 1937 году её толщину увеличили до 20 мм, а также оснастили новым подъёмным механизмом, способным удерживать потяжелевшую деталь.

БТ-7 на колёсном ходу. Фотография в свободном доступе.
БТ-7 на колёсном ходу. Фотография в свободном доступе.

Корпус БТ-7 имел двойную структуру - внешние стенки производились из листов катаной брони и крепились к подкосам корпуса при помощи винтов, облегчая проведение ремонтных работ при необходимости. Внутренние стенки бортов производились из листов конструкционной стали марки “З” толщиной в четыре миллиметра. Такую схему конструкторы выбрали для максимального упрощения внутренней компоновки танка, а также обеспечивая чуточку лучшую защиту для экипажа - между стенок располагались топливные баки, а также масляные баки и воздуховоды. Ещё одним важным решением конструкторов было размещение системы подвески между панелями бортов - так удалось повысить её прочность, а также сохранить удобство внутреннего объёма боевого и моторно-трансмиссионных отделений танка.

Коническая башня БТ-7. Фотография в свободном доступе.
Коническая башня БТ-7. Фотография в свободном доступе.

Башня танка имела полностью сварную конструкцию, имела вид усеченного конуса с кормовой нишей - эти башни начали устанавливать на танки в сентябре 1937 года, до этого момента на новые танки устанавливалсь башня от БТ-5. Кормовая башня танка служила для двух целей, в зависимости от модификации боевой машины - в линейных танках в кормовой нише размещалась “оперативная” боекуладка, а на “командирских” - радиостанция. Отличить линейную машину от командирской в танках первых серий можно было по кольцевой антенне, расположенной на верхней кромке башни.

Посадка и высадка членов экипажа в башне осуществлялась через два овальных люка, прорезанных в крыше. Соответственно, каждый из членов экипажа (командир машины и заряжающий) попадали на свои рабочие места через отдельные люки. Однако на машинах, оснащённых зенитной турельной установкой, люк наводчика был заблокирован.

Поворот башни осуществлялся с помощью ручного двухскоростного механизма поворота, крепившегося с левой стороны башни. Танки с коническими башнями, а также модификации, оснащённые башнями от артиллерийского танка Т-26 (получили маркировку БТ-7А) получали улучшенный односкоростной механизм поворота башни.

Вооружение

“Орудием главного калибра” для танков БТ-7 выступала 45-мм танковая пушка 20-К образца 1932/34 годов с клиновым полуавтоматическим вертикальным затвором инерционно-механического типа, а также гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. Пушка устанавливалась в спаренную установку, в которой также размещался пулемёт Дегтярёва калибра 7,62 мм. Общие углы вертикальной наводки находились в пределах от -8 до +23 градусов, поворот орудия в горизонтальной плоскости находился в пределах 10 градусов в каждую сторону. В конце 1938 года на танки начинают устанавливать 45-мм танковую пушку 20-К образца 1938 года, в составе которой уже был электрический спуск, а также стабилизированный прицел ТОС. Однако из-за сложностей в освоении танкистами новой прицельной системы, военные затребовали вернуть уже привычный прицел ТОП. Небольшая серия линейных танков 1937 года (около 400 машин) оснащалась сразу двумя пулемётами Дегтярёва - второй устанавливался в кормовой нише башни. Также на части танков этой же серии устанавливались фары прожекторного типа, благодаря которым в годы Великой Отечественной Войны БТ-7 получил от немцев прозвище “Микки Маус”. В 1938 году установку кормовых башенных пулемётов и прожекторов отменили.

Радийный БТ-7 с прожекторной установкой. Фотография в свободном доступе.
Радийный БТ-7 с прожекторной установкой. Фотография в свободном доступе.

Артиллерийская модификация (БТ-7А) оснащалась башней артиллерийского танка Т-26, вооружалась 76,2-мм нарезной танковой пушкой КТ-28 и двумя (радийный) или тремя (линейный) пулемётами Дегтярёва. В радийных танках второй пулемёт устанавливался на крыше башни, в зенитных установках П-40. В линейных БТ-7А второй пулемёт устанавливался в кормовой нише, третий - на крыше башни.

"Артиллерийский" танк БТ-7А. Фотография в свободном доступе.
"Артиллерийский" танк БТ-7А. Фотография в свободном доступе.

Боекомплект к орудиям был следующим:

Для танков с эллиптической башней - 132 унитарных снаряда для “сорокапятки” в радийных и 172 снаряда в линейных машинах. Боекомплект к пулемёту (или пулемётам) в обоих случаях составлял 2394 патрона в 38 дисках.

Для танков с конической башней - 146 снарядов для “сорокапятки” в радийных машинах, а в линейных - 188 снарядов. Боекомплект к пулемётам не изменился - 38 дисков по 63 патрона (общим числом в 2394 патрона).

Для БТ-7А: 40 снарядов для радийных танков, для линейных танков - 50 снарядов. Боекомплект к пулемётам в этой модификации отличался - 2016 патронов для радийных и 3339 патронов для линейных машин.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки для БТ-7 были выбраны авиационные бензиновые двигатели М-17, доработанные для эксплуатации в танках. Например, мощность двигателей была снижена до 400 “лошадок”, длина коленвала была уменьшена на 16 сантиметров, установлен шестерёнчатый насос подачи топлива (вместо планжерного, более подходящего для авиации), а также улучшена защита газораспределительного механизма от пыли и модернизированы воздуховоды. Однако конструкторам пришлось в срочном порядке дорабатывать коробку передач новой машины - для экономии времени и унификации производства, на БТ-7 было предложено устанавливать механическую коробку передач от танка БТ-5 с небольшой модификации конической пары. Однако конструкторы не учли более высокий крутящий момент в сравнении с двигателями М-5, устанавливаемыми на танки предыдущей серии. Разница в мощности крутящего момента доходила до 20% - вполне понятно, что старая коробка такого напора не выдержит, почему этот пункт “проглядели” и конструкторы и в УММ РККА? Вероятно, надеялись на извечный русский “авось”...

Срочно были проведены работы по конструированию усиленной коробки передач. После испытаний пробегом из двух вариантов была выбрана 3-х скоростная КПП конструкции А.А.Морозова, с передним расположением конических шестерен и с горизонтально расположенными валами. На всех ранее выпущенных БТ-7 коробки были заменены уже в войсках. В 1937 - 1938 гг. за оснащение РККА ненадежной боевой машиной целая группа "вредителей" завода №183 (так с 1936 года стал называться ХПЗ) и ряд работников из состава военной приемки АБТУ РККА на заводе были арестованы.

Новая коробка передач была рассчитана под новые параметры двигателя, и работала намного больше 500 часов без малейшего ремонта. Она позволяла мехводу даже некоторые ошибки - например, переключение передач с невыжатым до конца сцеплением. Коробка передач от Т-34, которая была построена по образу и подобию этой КПП, так не умела - самая проблемная, третья передача, одновременно была и самой хрупкой. Именно поэтому в современном мире бытует миф о том, что третью скорость на “тридцатьчетвёрке” нужно включать кувалдой.

Трансмиссия БТ-7 включала в себя: насаженный на носок коленчатого вала двигателя маховик с установленным на нем главным фрикционом и центробежным вентилятором, коробка передач, бортовые фрикционы, электростартер, шестерни бортовых редукторов, масляные и топливные баки в межбортовом пространстве. В кормовом отделении за кормовой перегородкой устанавливался дополнительный кормовой топливный бак на 400 л. Запас хода по шоссе для базовой модели составлял 375 километров на гусеничном ходу и 460 километров на колёсном. В обновлённой модели (с увеличенным топливным баком) запас хода составлял уже 600 и 700 километров соответственно.

Ходовая часть танка БТ-7 по сравнению с предыдущей моделью значительных изменений не получила. Диаметр опорных катков увеличили до 830мм, резиновые бандажи стали чуть шире, узлы подвески усилили в силу возросшей массы. В 1938 году на танки стали устанавливать мелкозвенчатую гусеницу с длиной трака в 167 мм вместо 255 мм в крупнозвенчатой гусенице. Изменилось и количество траков - их стало по 70 (35 плоских и 35 с гребнем) на каждую гусеницу вместо 54 (если не ошибаюсь) в предыдущих сериях. Диаметр ведущих колес тоже изменился - их уменьшили до 634 мм, а ленивцы уменьшили до 504 мм.

Служба и боевое применение

Боевое крещение БТ-7 получил в боях у озера Хасан в августе 1938 года. Танки 2-й механизированной бригаде (мбр), в разведывательном батальоне которой на вооружении были (в том числе) танки БТ-7, участвовали в разгроме японских войск у сопки Заозёрная. По прибытии в район боевых действий 2-я мбр, входившая в состав 39-го стрелкового корпуса, получила задачу поддержать атаку 40-й и 32-й сд. В боях у Заозёрной участвовало 19 БТ-7, из них пять было подбито (отремонтированы в течении недели в полевых мастерских) и танк артиллерийской модификации был утерян безвозвратно.

БТ-7 во время битвы у реки Халхин-Гол. Фотография в свободном доступе.
БТ-7 во время битвы у реки Халхин-Гол. Фотография в свободном доступе.

Следующий эпизод боевого применения танков БТ-7 состоялся во время боёв у реки Халхин-Гол. Танки, бывшие в составе 6-й и 11-й танковых бригад участвовали в знаменитом “гоне” танков от станции Борзя (южная часть Читинской области) до западного берега реки Халхин-Гол, преодолев около 800 километров за шесть суток. В начавшихся боях танки демонстрировали себя довольно неплохо, однако сказывалась общая усталость экипажей - за время боёв, безвовратные потери танков БТ-7 составили 48 единиц. Уже после завершения боёв, будущий маршал Жуков дал следующую оценку танкам БТ-5 и БТ-7:

«Очень хорошо дрались танковые бригады, особенно 11-я, возглавляемая комбригом Героем Советского Союза М. П. Яковлевым. Но танки БТ-5 и БТ-7 слишком огнеопасны. Если бы в моем распоряжении не было бы двух танковых и трех мотоброневых бригад, мы, безусловно, не смогли бы так быстро окружить и разгромить 6-ю японскую армию».

Кстати, именно эти слова стали основоположниками про серию мифов о “танках-зажигалках”, дескать, танки с бензиновыми двигателями легче поджечь и так далее. На самом деле, горят абсолютно любые танки - как пример можно привести дизельные “тридцатьчетвёрки”, которых за годы Великой Отечественной Войны сгорело не менее 7-8 тысяч. Но вернёмся к боевому применению БТ-7.

Во время Польского похода РККА и Зимней войны 1939-1940 годов, потери танков были более существенными - виной тому становилось развитие противотанковой артиллерии в войсках противников. К примеру, во время Польского похода, потери БТ-7 составили всего семь машин, а в ходе Зимней войны от огня финской противотанковой артиллерии (кстати, по большей части английского или немецкого производства, были представлены новыми моделями) было безвозвратно потеряно 125 машин - 104 линейных, 20 радийных и один артиллерийский БТ-7.

БТ-7 во время Польского похода РККА. Фотография в свободном доступе.
БТ-7 во время Польского похода РККА. Фотография в свободном доступе.

В годы Великой Отечественной Войны стало ясно - быстроходный танк потерял все свои позиции. На 1941 год его броня уже не представляла никакой защиты от немецкого оружия, а направлять танки в контратаку становилось и вовсе глупой затеей. И как бы парадоксально это не выглядело, но БТ-7 проигрывали ещё более устаревшим Т-26 - последние были тише и меньше по габаритам, что позволяло маскировать их в самых неожиданных местах для устройства засад против техники противника. Конечно, в открытом бою Т-26 уже не мог ничего сделать, но используя фактор внезапности, “навести шороху” ещё мог.

К сожалению, боевая техника быстро устаревает - танк, бывший годным ещё несколько лет назад, без серьёзной модернизации представлять собой грозную боевую машину не сможет. Фотография в свободном доступе.
К сожалению, боевая техника быстро устаревает - танк, бывший годным ещё несколько лет назад, без серьёзной модернизации представлять собой грозную боевую машину не сможет. Фотография в свободном доступе.

Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944 году. Всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 принял участие в бою при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года. К началу операции в войсках 1-го Дальневосточного фронта имелось 474 танка БТ-7, причем 377 из них было в исправном состоянии. В войсках Забайкальского фронта в тот момент имелось 49 танков БТ-5 и 422 танка БТ-7. Все они входили в состав вторых полков и вторых батальонов танковых дивизий и танковых бригад (первые батальоны были укомплектованы Т-34). За время боевых действий по освобождению Маньчжурии и Кореи безвозвратно были потеряны только 10 танков БТ-7. Основная часть танков вышла из строя по техническим причинам (154 БТ-5 и БТ-7). Ещё 35 танков БТ-7 были подбиты огнем артиллерии. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы стал победный парад в Харбине.

Заключение

Танки серии БТ представляли собой отличные боевые машины для начала-середины 30-х годов. Но развитие инженерно-конструкторской мысли в странах наиболее вероятного противника не оставили быстроходным танкам шансов. С развитием инженерно-технической мысли росли и возможности противотанковых подразделений - примерно с 1939-1940 годов скорость уже не была преимуществом БТ-7. Вражеские истребители танков научились “работать с упреждением по движущейся цели”, а использование совокупности всех войск на участке фронта не оставляли устаревающим моделям техники ни единого шанса. Однако БТ-7 получил своё развитие в следующих проектах, и даже повлиял на создание легендарной “тридцатьчетвёрки”.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.