Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Амбициозный "плывун" Т-40, 1939

Малый танк-амфибия Т-40 стал одним из наиболее любопытных образцов советской бронетехники начала 1940-х годов. Разработанный накануне Великой Отечественной войны, он воплощал в себе идею лёгкой, маневренной машины, способной не только вести разведку и поддерживать пехоту, но и преодолевать водные преграды без подготовки. В конструкции Т-40 нашли отражение технологические поиски того времени — стремление к сочетанию мобильности, защищённости и универсальности. Хотя его боевой путь оказался недолгим, танк-амфибия стал важным этапом в развитии разведывательных и десантных машин РККА, заложив основу для последующих моделей. К концу 1938 года стало окончательно ясно - малый плавающий танк Т-38, равно как и предыдущая модель, окончательно устарел. Виной тому стало и слабое вооружение, и низкие ходовые качества на воде, да и в целом недостаточно проработанная конструкция боевой машины. Ну а учитывая, что все понимали и даже предвидели ближайшее будущее, в АБТУ РККА решили “убить двух зайцев о
Оглавление

Малый танк-амфибия Т-40 стал одним из наиболее любопытных образцов советской бронетехники начала 1940-х годов. Разработанный накануне Великой Отечественной войны, он воплощал в себе идею лёгкой, маневренной машины, способной не только вести разведку и поддерживать пехоту, но и преодолевать водные преграды без подготовки. В конструкции Т-40 нашли отражение технологические поиски того времени — стремление к сочетанию мобильности, защищённости и универсальности. Хотя его боевой путь оказался недолгим, танк-амфибия стал важным этапом в развитии разведывательных и десантных машин РККА, заложив основу для последующих моделей.

Лёгкий плавающий танк Т-40 собственной персоной. Фотография с сайта парка Патриот.
Лёгкий плавающий танк Т-40 собственной персоной. Фотография с сайта парка Патриот.

История создания

К концу 1938 года стало окончательно ясно - малый плавающий танк Т-38, равно как и предыдущая модель, окончательно устарел. Виной тому стало и слабое вооружение, и низкие ходовые качества на воде, да и в целом недостаточно проработанная конструкция боевой машины. Ну а учитывая, что все понимали и даже предвидели ближайшее будущее, в АБТУ РККА решили “убить двух зайцев одним махом”, создав универсальную лёгкую машину-амфибию, способную выполнять сразу несколько функций - разведывательно-диверсионные мероприятия, обеспечение связи, боевое охранение на марше и на стоянке, патрулирование местности, контрдиверсионные меры. Работы над новой машиной начались в середине января 1939 года в КБ завода №37 под руководством Николая Александровича Астрова. В ходе изысканий, Астров стремился устранить все выявленные ранее недостатки амфибий, стремясь создать по-настоящему универсальную боевую машину. Требовалось создать корпус нового типа, способный перемещаться по воде без дополнительных поплавков (это одновременно утяжеляло танк, а также повышало риски возгорания), а самое главное - максимально адаптировать машину к возможностям советской промышленности, для ускорения запуска серийного производства.

Опытный образец №2. Фотография в свободном доступе.
Опытный образец №2. Фотография в свободном доступе.

При этом конструктор не стал изобретать велосипед - он довольно удачно скомпоновал как несколько новых собственных разработок, так и целый ряд заимствованных компонентов, уже освоенных как военной, так и гражданской промышленностью. Однако уже тогда проект едва не завис из-за некоторых представителей АБТУ - они, живя всё ещё устаревшими понятиями о промышленности, требовали от Астрова создать колёсно-гусеничную машину массой не более пяти-шести тонн, но с обязательным противоснарядным бронированием. И самое главное - на машину потребовали установить дизельный двигатель мощностью в 130-150 лошадиных сил. То, что такого двигателя ещё нет, в АБТУ, видимо, не интересовало никого. Немало времени Николай Александрович потратил, оббивая пороги и объясняя, что построить машину, полностью соответствующую требованиям АБТУ на данный момент нереально. Однако оббивание порогов привело лишь к тому, что на завод №37 прибыла целая комиссия, которая осталась недовольной ходом работ по созданию нового танка. Но и к требованиям по новой машине подход изменили - согласившись с мнением Астрова, в АБТУ согласились на бензиновый двигатель и сугубо гусеничный привод.

Опытный Т-40 на заводских испытаниях. Фотография в свободном доступе.
Опытный Т-40 на заводских испытаниях. Фотография в свободном доступе.

К тому моменту конструкция танка была достаточно глубоко проработана, а благодаря собственному подходу Астрова (максимальная технологичность и простота производства) к строению техники, первый прототип новой машины удалось создать уже в конце февраля 1939 года, ещё три танка - к середине марта. Причём машины были поделены на две группы - две машины были собраны с блокированной подвеской конструкции Шитикова, две - с индивидуальной торсионной подвеской. Уже в июле начались испытания двух опытных машин с разными типами подвески - программа испытаний включала в себя проверку ходовых и маневренных качеств танка на суше и на воде, пробеги по разным поверхностям на суше (грунт, асфальт, целина, пашни, бездорожье), стрельбовые испытания, а также оценку эргономики прототипов танка. Самое интересное - испытания проходили с использованием иностранных двигателей - на заводе ГАЗ всё ещё не удавалось создать полноценную рабочую версию ГАЗ-11. Скорее всего, в качестве силовой установки на прототипах устанавливался Dodge series D5, рядный шестицилиндровый двигатель объёмом в 3,6 литра.

Опытный образец Т-40 с блокированной подвеской конструкции Шитикова. Фотография в свободном доступе.
Опытный образец Т-40 с блокированной подвеской конструкции Шитикова. Фотография в свободном доступе.

В ходе испытаний комиссией АБТУ было выявлено огромное количество недостатков, что в очередной раз едва не поставило проект под удар. Однако обошлось - завод достаточно оперативно устранял мелкие недостатки, крупные устраняли позже, одним махом. В частности, корпус танка пришлось несколько увеличить в длину и ширину, а высоту наоборот уменьшить. Заменили также и гребной винт для движения на воде (он, кстати, был “спрятан” от внешнего физического воздействия) - вместо трёх лопастей сделали четырёхлопастной винт. В конце осени 1939 года, исправленный вариант будущего Т-40 с торсионной подвеской получил одобрение военных. Уже 19 декабря 1939 года, постановлением №443сс было установлено - новые танки на вооружение принять, к 1 марта 1940 года изготовить три эталонные машины, к 1 августа собрать пятнадцать танков установочной партии. Не позднее 1 октября 1940 года предписывалось начать серийное производство новых танков-амфибий.

Опытный танк Т-40 с торсионной подвеской выбирается на сушу. Фотография в свободном доступе.
Опытный танк Т-40 с торсионной подвеской выбирается на сушу. Фотография в свободном доступе.

Поначалу, как обычно, всё шло гладко - к 1 марта 1940 года были собраны три эталонных танка (уже с родными двигателями ГАЗ-11-202). Установочную партию собрали к октябрю 1940 года (сказывалась “отличная” логистика в СССР предвоенных лет), а серийное производство со скрипом удалось начать к концу ноября. Всего за 1940 год, согласно архивам ЦАМО РФ, получилось собрать только 41 танк, но уже в 1941 производство удалось развернуть - с учётом модификаций, внесённых в конструкцию Т-40, удалось собрать 681 танк. Ещё 230 были выпущены в 1942 году, но здесь есть кое-какие нюансы, о которых я расскажу в разделе “Модификации”.

Описание конструкции

По компоновочной схеме Т-40 мало чем отличался от предыдущей модели плавающего танка. Однако изменение компоновки боевой машины несколько повысило опасность для всей конструкции. Но давайте поговорим обо всём детально и последовательно.

Бронированный корпус и башня

Разработкой корпуса Т-40 занимался инженер Богачёв - ему удалось создать коробчатую конструкцию, максимально отвечающую требованиям пулестойкости. Собирался корпус из плит цементированной бронестали толщиной от 5 до 20 миллиметров. Сборка корпуса производилась частично при помощи сварки, частично болтовым соединением. Сложная конфигурация бронелистов, формирующих корпус, определялась требованиями возможности движения на плаву, а часть бронеплит (нижние лобовые, скуловые и верхние бортовые) имели рациональные углы наклона. Ряд бронеплит сделали съёмным, для удобства обслуживания различных узлов и компонентов боевой машины. Также по корпусу был прорезан целый ряд технологических отверстий различного размера для обслуживания некоторых узлов, доступа к заливным горловинам топливных и масляных баков, а также для слива отработанного масла. Часть этих отверстий прикрывали различными видами бронелюков или заслонок для повышения защиты. Большая часть люков герметизировалась резиновыми прокладками в целях недопущения протечек и поломок узлов при движении по воде. Также в лобовой и бортовых бронеплитах были просверлены амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками (тоже, кстати, с герметизацией).

Схема бронирования серийного Т-40. Изобрадение в свободном доступе.
Схема бронирования серийного Т-40. Изобрадение в свободном доступе.

Корпус, в силу своих малых габаритов, имел довольно плотную компоновку - например, трансмиссия, как и в предыдущей модели плавающего танка, частично располагалась в передней части Т-40. Двигатель был расположен по правому борту машины (что объясняло смещение башни к левому борту), топливные и масляные баки, а также система охлаждения двигателя, располагались по левому борту за башней.

Серийный Т-40, вооружённый пушкой ТНШ. Фотография в свободном доступе.
Серийный Т-40, вооружённый пушкой ТНШ. Фотография в свободном доступе.

Башня танка - конического типа, установленная ближе к левому борту танка, собиралась из той же цементированной брони, что и корпус. Толщина бронелистов составляла 15 миллиметров по кругу. Лобовая часть башни имела нишу прямоугольного сечения для установки вооружения и защищающей его бронемаски. В свою очередь, в люке был небольшой лючок для флажковой внешней сигнализации. Башня устанавливалась на шариковой опоре и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. В бортах башни устанавливались смотровые приборы «триплекс» за смотровыми щелями, дополнительно защищёнными броневыми козырьками. Там же были амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками.

Схема корпуса Т-40. Изображение в свободном доступе.
Схема корпуса Т-40. Изображение в свободном доступе.

Экипаж танка состоял из двух человек - механика-водителя и командира машины. И если мехвод занимался только своей работой, то командиру нужно было совмещать несколько обязанностей - контролировать поле боя, вести огонь из спаренной орудийной установки, а также работать со связью (на командирских машинах устанавливалась радиостанция 71-ТК-3).

Вооружение

Орудием главного калибра в танке Т-40 выступал крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва-Шпагина калибра 12,7 миллиметров. Это была новёхонькая модель, с доведённой до ума конструкцией, которая работала без нареканий со стороны стрелка. ДШК монтировался в башнях на цапфах, по образу и подобию артиллерийских систем, в спаренной с пехотным пулемётом установке. Длина нарезной части ствола составляла 78,7 калибра (107 сантиметров) и для защиты от стрелкового оружия и осколков, дополнительно комплектовался трубчатым бронекожухом. ДШК и по сей день остаётся довольно мощным оружием - дальность стрельбы прямой наводкой достигает 3,5 километров, а начальная скорость патрона 12,7х108 мм составляет 840-850 метров в секунду. Этого вполне хватает для борьбы с легкобронированной техникой противника - учитывая, что в данном случае пулемёт снаряжался патронами Б-32 с бронебойной пулей, на дистанции в 500 метров он с лёгкостью пробивал 15 мм брони. Более поздняя версия патрона под маркой Б-41 пробивала 20 миллиметров брони на дистанции в 750 метров! Боекомплект к пулемёту ДШК составлял 500 (десять лент по пятьдесят) патронов, уложенных в ящиках по бортам боевого отделения.

Станковый пулемёт Дегтярёва-Шпагина калибра 12,7 мм образца 1938 года. Фотография в свободном доступе.
Станковый пулемёт Дегтярёва-Шпагина калибра 12,7 мм образца 1938 года. Фотография в свободном доступе.

В спаренной с ДШК установке находился ещё один пулемёт Дегтярёва пехотного калибра 7,62 мм. Примечательно, что устанавливался он слева от крупнокалиберного “собрата” - это было продиктовано внутренними габаритами башни и её же эргономикой. Боекомплект к нему составлял 32 диска или же 2016 патронов, разложенных слева от командира, в специальных укладках.

20-мм авиационная пушка ШВАК. Фотография в свободном доступе.
20-мм авиационная пушка ШВАК. Фотография в свободном доступе.

В качестве прицельных приспособлений, на танке устанавливался унифицированный телескопический прицел ТМФП, а при его повреждении или демонтировании, наведения оружия на цель осуществлялось при помощи стандартных пулемётных прицельных приспособлений. Наведение вооружения танка на цель в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом башни (использовался как электрический, так и ручной поворотный механизм). Интересно также то, что крупнокалиберный пулемёт, из-за особенностей конструкции башни, был смещён вправо для обеспечения эргономичности и без того тесной башни.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки на танке Т-40 применялся четырёхтактный рядный шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-11-202 мощностью 85 л. с и объёмом в 3,5 литра. Запуск двигателя можно было осуществить при помощи стартера СЛ-40 мощностью 0,8 л. с. (0,6 кВт) с электромагнитным реле запуска, кривым ключом с наружней части танка или внутренним педальным механизмом. Забор и подача воздушной смеси в двигатель происходили при помощи одного карбюратора К-23 или сборки из двух карбюраторов ГАЗ-М-9510. Питался двигатель низкооктановым бензином А-66, заливаемого в три топливных бака общим объёмом в 206 литров (располагались в корме машины, сразу за башней). Двигатель располагался вдоль правого борта машины (как в лёгких танках-амфибиях Т-38), маховиком вперёд.

Двигатель ГАЗ-11-202. Фотография в свободном доступе.
Двигатель ГАЗ-11-202. Фотография в свободном доступе.

Трансмиссия - механического типа, расположенная в средней части танка и частично “наползающая” в носовую часть. В её состав входил однодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо», устанавливавшийся на маховике двигателя, четырёхступенчатая механическая коробка передач с демультипликатором (4 передачи вперёд и 1 назад), аналогичная той, что устанавливалась на ГАЗ-51, карданный вал, коническая главная передача, два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами с накладками из феродо, а также два простых однорядных бортовых редуктора. Управление движением танка осуществлялось при помощи двух фрикционных рычагов (каждый из них отвечал за один гусеничный привод), что было достаточно просто для освоения танка новичками.

Вид на двигатель и трансмиссию танка Т-40. Фотография в свободном доступе.
Вид на двигатель и трансмиссию танка Т-40. Фотография в свободном доступе.

Всё это позволяло танку двигаться по шоссе или твёрдому грунту со скоростью до 42 километров в час, а по пересечённой местности - до 25 километров в час. Объёма топлива, при движении в экономном режиме, хватало на 300 километров (по шоссе или твёрдому грунту, на пересечённой местности не более 200 километров). Широкое распространение двигателей сыграло свою роль - запчастей для их ремонта было в избыточном количестве, а сам двигатель отличался хорошей надёжностью. Но были у него и минусы - он был склонным к перегреву в жару, а также достаточно сильно шумел, поэтому с первых серий на танках Т-40 устанавливался улучшенный глушитель.

Общий вид ходовой части Т-40. Фотография в свободном доступе.
Общий вид ходовой части Т-40. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть Т-40 была свежим решением для советского танкостроения - впервые на лёгких танках устанавливалась индивидуальная торсионная подвеска. Применительно к одному борту, ходовая часть состояла из четырёх односкатных опорных катков диаметром в 55 сантиметров с резиновым бандажом на внешней стороне обода для дополнительной амортизации, трёх поддерживающих катков, ведущего колеса, расположенного в передней части машины и ленивца. Крайние точки хода рычагов подвески устанавливались в виде набортных ограничителей хода с резиновыми буферами смягчения. Ведущее колесо - цевочного зацепления, натяжение гусеничной ленты осуществлялось с помощью ленивца. Также на танках приваривались (а на ранних сериях приклёпывались) отбойники для предотвращения заклинивания гусеницы при движении танка с большим креном на борт. Сам гусеничный движитель мелкозвенчатый, из двухгребневых траков шириной 260 мм. Удельное давление танка на грунт равнялось 0,46 килограмм на квадратный сантиметр, что положительно сказывалось на проходимости по невязким грунтам, но на пашнине уже не могли обеспечить высоких ходовых характеристик. С другой стороны, этот танк изначально и не планировался как полноценная боевая машина - непосредственно в бою их планировалось использовать эпизодически, ведь вооружения хватало только на борьбу с лёгкой бронетехникой вероятного противника.

Танк Т-40 на воде держался куда увереннее своих предшественников. Фотография в свободном доступе.
Танк Т-40 на воде держался куда увереннее своих предшественников. Фотография в свободном доступе.

Для движения на воде, на танках Т-40 устанавливался четырёхлопастной гребной винт, соединённый с приводным механизмом трансмиссии через карданный вал. Для повышения защиты гребного винта от внешних воздействий, он устанавливался в своей гидродинамической нише, а управлять движением танка можно было при помощи рулей направления, управлявшихся также с места механика-водителя. Обеспечивать водоходные качества танку помогали волноотражающий щиток в носовой части, а также теплообменник для поддержания температуры двигателя в норме и трюмный насос для откачивания воды из внутренних объёмов корпуса Т-40. Благодаря этому, малый танк мог держаться на воде при волнениях до трёх баллов без риска потери машины. Для спасения тонущего танка, в штатный комплект танка входили два спасательных пояса для членов экипажа. Ориентирование на местности предлагалось осуществлять при помощи магнитного компаса “Авиаприбор”, также входившего в комплект танка.

Приборы связи, электрооборудование и прочая “начинка”

Все танки Т-40, по привычной советской классификации, подразделялись на два типа - линейные и командирские. Основным (да в принципе, и единственным) отличием между ними было наличие радиостанции. На командирских машинах устанавливалась радиостанция 71-ТК-3, обеспечивавшая связь на дистанциях до 15 километров в движении, и до 30 километров на стоянке в телефонном режиме. Телеграфным методом (азбукой Морзе) эта радиостанция могла “дотянуться” до приёмников на удалении в 50 километров. На линейных машинах связь с командным пунктом осуществлялась только с помощью флажковой сигнализации. При этом абсолютно на всех модификациях Т-40 устанавливали трёхцветную световую индикационную систему связи между командиром танка и мехводом.

"Пульт управления" электроприборами танка Т-40. Фотография в свободном доступе.
"Пульт управления" электроприборами танка Т-40. Фотография в свободном доступе.

Электрооборудование Т-40 было построено по однопроводной схеме, вторым проводом которой служил корпус танка. Источниками электроэнергии с рабочим напряжением в 6 Вольт выступали генератор Г-41 с реле-регулятором РРА-364 мощностью 0,2 кВт и аккумуляторная батарея марки 3-СТЭ-112 ёмкостью 112 А·ч. Причём таких источников питания было два - на линейных танках второй аккумулятор был в качестве дополнительного источника питания, если сядет основной, а на командирских - включался в общую сеть. Помимо этого, в составе электрооборудования были наружное и внутреннее освещение машины, а также прибор подсветки прицельных шкал, измерительные приборы, наружный звуковой сигнал и электрика силовой группы — стартер СЛ-40, катушка зажигания КЗ-11, распределитель Р-10, свечи СЭ-01 и выключатель 69-К.

Помимо этого, в танке была и собственная система пожаротушения, построенная на двух тетрахлорных огнетушителях разной ёмкости. Больший прибор был стационарным, от него отходили четыре трубки, оканчивающиеся распылителями у двух больших и одного малого топливных баков и карбюратора двигателя. По инструкции, использовать стационарную систему при нахождении экипажа внутри танка разрешалось только при надетых противогазах - при попадании тетрахлорида углерода на горячие поверхности происходила химическая реакция, в результате которой образовывался фосген - боевое сильнодействующее ядовитое вещество.

Модификации

Малый плавающий танк Т-40 производился в трёх вариантах:

  • Т-40 довоенного выпуска с возможностью движения на плаву;
  • Т-40 (заводской индекс 060, изначально именовался Т-60) выпуска июля — сентября 1941 года с убранными узлами водоходного движителя. Изготовлено 25 танков;
  • Т-30 (заводской индекс 030) — неплавающий вариант с водоизмещающим корпусом без гидродинамической ниши гребного винта. Часть машин позднего выпуска имела усиленное бронирование и вооружалась 20-мм пушкой ШВАК-Т/ТНШ. Дальнейшее совершенствование корпуса и вооружения (отказ от ставшей ненужной водоизмещающей формы, доработка ШВАК-Т) привело к созданию лёгкого танка Т-60 с 20-мм пушкой ТНШ.

Помимо этого, были и опытные модификации Т-40, не пошедшие в серийное производство, при этом, они вызывают интерес среди исследователей. Одной из них была попытка изменить конструкцию Т-40 для установки в него 23-мм авиационной автоматической пушки ПТ-23Б, авторами которой выступали конструкторы Я. Г. Таубин и М. Н. Бабурин, а адаптацию пушки для установки в танки проводил А.Э. Нудельман. Корпус опытного образца был переработан практически полностью - ему заметно “порезали” габариты, что привело к небольшому уменьшению массы (несмотря на установку более мощного вооружения), при этом корпус сохранил возможность движения на воде. Опытный прототип испытывали осенью 1941 года, он показал неплохие ходовые и мореходные качества, но пушка имела огромное количество отказов, что сыграло отрицательную роль - в то время “телиться” с вероятностью доработки вооружения не собирались, стране нужна была реально боевая техника, поэтому военные отдавали предпочтение серийным моделям.

Была и ещё одна модификация - лёгкая система залпового огня на базе Т-40, получившая название БМ-8-24, способная атаковать позиции противника 24 ракетами М-8. С машины можно было вести как залповый огонь, так и запускать одиночные ракеты или выпускать их небольшими группами. Не менее тридцати машин было построено на базе лёгкого уже неплавающего танка Т-40, остальной выпуск был продолжен на базе более совершенных Т-60.

Боевое применение

Плавающие танки Т-40 использовались на всех уровнях организации танковых подразделений РККА - они находились и на вооружении батальонов, и на вооружении танковых армий (имеется в виду прямое подчинение командованию). Однако на первых этапах Великой Отечественной Войны, определённого штата танковых частей ещё не было - в царившей неразберихе, подразделения формировались по принципу “вот это есть - добавляем”, и это порой вызывало серьёзный перекос в огневой мощи подразделений. Лишь в марте 1942 года ГенШтаб определил штат, согласно которому, танковый корпус, например, должен был иметь в составе не менее двадцати тяжёлых танков КВ, не менее сорока танков Т-34 и не менее сорока танков Т-60 (роль которых нередко выполняли Т-40, вооружённые пушками ТНШ). Уже в апреле штат обновили, увеличив количество танков в полтора раза, но к середине того же года, Т-40 достаточно резко выпадает из нормативных и учётных документов. Уцелевшие образцы перевели в тыл, в учебные части - на фронте “сороковых”, скорее всего, не осталось - потери лёгких машин с противопульным бронированием были высоки.

Однако ввиду относительно малого количества серийных Т-40, детали боевого применения машин найти не так легко - известно лишь то, что большинство машин было использовано поздней осенью и в начале зимы 1941 года, в ходе битвы за Москву - на указанный период в частях Западного фронта, по оценкам Коломийца, было 145 танков Т-40/Т-60. К середине 1942 года, на Западном фронте было уже несколько десятков машин, а на июль всего четыре Т-40 было в составе Юго-Западного и Южного фронтов. Единственный “долгожитель” из всей серии танков находился в 124 танковом полку Волховского фронта - он упоминается в отчётах от 16 января 1944 года.

Танк Т-40 на службе. Предположительно, зима 1941-1942 годов. Фотография в свободном доступе.
Танк Т-40 на службе. Предположительно, зима 1941-1942 годов. Фотография в свободном доступе.

Конечно, как боевую машину Т-40 использовать получалось не всегда - если отражать атаки пехоты они ещё могли, то бороться с танками противника уже нет. По бронированию и вооружению они уступали даже лёгким Pz.Kpfw.II, которых на фронте было немного - чуть больше 900 единиц на весь фронт. И уже к концу года в составе Панцерваффе оставалось не более 400 машин, которых в бой выпускали всё реже - сказывались те же причины в виде слабой брони и вооружения. Также и с противотанковыми пушками противника - даже 37-мм Pak 35 без проблем били наши “сороковки” на любых дистанциях. В результате, потери Т-40 были огромными, можно сказать, катастрофическими - сказывались, помимо вышеозначенных причин, тактические ошибки командования. Дело в том, что маневренность Т-40 была достаточно высокой, и командиры подразделений направляли их в бой, в надежде, что танкисты как-нибудь доберутся до немецких позиций, а с пехотой там уже разделаются без проблем. Но именно на этапе “добраться до противника” и было потеряно подавляющее большинство танков.

Подбитый Т-40. Фотография в свободном доступе.
Подбитый Т-40. Фотография в свободном доступе.

Об использовании трофейных Т-40 в армиях противника нет никаких сведений - скорее всего, даже если таковые машины были, после первичного изучения их попросту отправили на слом, своих “доходяг” хватало. Зато есть сведения об одном трофее в румынской армии, вроде бы прослужившем в её составе около двух недель - первую неделю он был в ремонте, остальное время ожидал своей первой и единственной в составе румынской армии, боевой операции.

Заключение

Несмотря ни на что, Т-40 нельзя назвать неудачным. Он соответствовал своим первоначальным задачам практически полностью — разведке, охране колонн, обеспечению связи и другим вспомогательным функциям. Более того, его конструкция легла в основу более дешёвого и массового Т-60, а отдельные технические решения повлияли на последующее танкостроение СССР. Таким образом, Т-40 стал не столько боевым рубежом, сколько технической ступенью: шагом вперёд, который оказался немного преждевременным, но важным. Подкачало только, что бронирование танка в оказывалось недостаточным даже против крупнокалиберных пулемётов, а вооружение в виде пулемёта ДШК или 20-мм автоматической пушки не позволяло эффективно бороться с техникой противника. В условиях фронтовой реальности 1941 года, где лёгкие танки всё чаще привлекались к прямым столкновениям с врагом, эти особенности становились критическими.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.