Муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице администрации г.Костромы обратилось в суд с иском о признании за ответчицей Н. права пользования жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения и вселении Н. в данное жилое помещение с постановкой на регистрационный учет. Как было указано в иске, ответчица относится к категории лиц из числа детей-сирот. Решением суда на администрацию возложена обязанность предоставить Н. жилое помещение. Администрация готова предоставить Н. жилье, включенное в специализированный жилищный фонд, но Н. отказывается подписать договор найма жилого помещения и акт приема-передачи квартиры, а также оформить отказ от предложенного жилого помещения в письменном виде, о чем составлен акт. Тем самым Н. препятствует исполнению решения суда.
Ответчик Н. в суде иск не признала. Пояснила, что в квартиру вселяться не намерена, так как она находится на значительном удалении от её места работы в детском саду. В случае переезда ей придется добираться до работы по мосту через Волгу, что неудобно и долго по времени. Также отмечала, что квартира старая, в ней течет кровля, пол в комнате у радиатора отопления провалился. Финансовых возможностей сделать ремонт она не имеет, так как работает воспитателем в детском саду.
Разрешая дело, Димитровский районный суд г. Костромы исходил из того, что понуждение к заключению договора возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.
Положения Жилищного кодекса не предусматривают возможности понудить граждан в судебном порядке к заключению договора найма специализированного жилого помещения, к вселению в жилое помещение, тем самым против их воли возлагая на них права и обязанности нанимателя специализированного жилого помещения.
Иной подход в отсутствие специальных норм нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан свободно выбирать место жительства, а также противоречит общеправовому принципу свободы договора.
Законодательство, регулирующие спорные правоотношения о порядке обеспечение жильем детей-сирот, не содержит правовых норм, обязывающих ответчика заключить договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда в обязательном порядке, добровольно на себя такую обязанность ответчица не возлагала.
Положений, наделяющих орган местного самоуправления обязанностью принудительно вселять сирот в предоставленное им жилое помещение и понуждать заключить договор найма предоставляемого им жилого помещения в случае их отказа, жилищное законодательство также не содержит.
Таким образом, обеспечение жильем является дополнительной социальной гарантией, а получение специализированного жилого помещения является правом, но не обязанностью гражданина, относящегося к соответствующей льготной категории.
Суд отметил, что по существу заявленные администрацией требования направлены на понуждение ответчика исполнить вступившее в законную силу решение суда, но указанные требования не могут быть самостоятельным предметом защиты, поскольку исполнение судебного акта о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется в рамках возбужденного исполнительного производства. При этом исполнительное производство не окончено исполнением, не прекращено, в том числе с принятием отказа взыскателя от взыскания, соответственно, возможность исполнения решения суда без заключения письменного договора найма не утрачена.
Суд также принял во внимание возражения ответчика о том, что предлагаемое истцом жилое помещение расположено на значительном расстоянии от ее места работы.
По итогам рассмотрения дела суд отказал в удовлетворении иска администрации.
В случае обжалования законность решения проверит областной суд в апелляционном порядке.
(Костромской областной суд).