Найти в Дзене
Ozon Business

Ваш мозг мешает вам зарабатывать. Как это исправить?

Оглавление

Чтобы достичь успеха в любой сфере жизни, важно не просто принимать грамотные решения, но и умело управлять своим мышлением. На COME.ON Forum 2025 нейрофизиолог и доктор биологических наук Вячеслав Дубынин рассказал, что предпринимателю стоит знать о работе мозга и как использовать его с большей пользой для себя.

Наблюдайте за человеческими потребностями

Потребности можно назвать встроенными программами, заложенными в глубинных структурах мозга. Они формируют темперамент и бессознательное, являются основой нашего мышления и поведения. Потребности можно разделить на три ключевые категории:

  • витальные, то есть жизненно необходимые для выживания: еда, безопасность, комфорт;
  • социальные — охватывают всё взаимодействие с окружающими: семейные связи, командный дух, лидерство, эмпатия;
  • программа любопытства, или потребность в саморазвитии: она ведёт нас вперёд, побуждает преодолевать трудности и учиться на чужом опыте.

Как это поможет предпринимателю

Каждый товар или услуга нацелены на удовлетворение одной или нескольких потребностей. Если вы чётко осознаёте, какие задачи решает ваш продукт, вам проще построить позиционирование и определить своё место на рынке.

Именно потребности активируют мотивацию и поведение. Это значит, что если клиент понимает, как ваш товар удовлетворит его потребность, он с большей вероятностью сделает заказ. А ещё центр потребностей провоцирует импульсивные покупки — это можно использовать, чтобы пробить барьер недоверия и заинтересовать покупателя при первом контакте.

Марина торгует наборами для сытного завтрака «Утро без забот» — гранолой и сушёными ягодами. Её товар хорошо покупают, потому что он закрывает витальную потребность в быстрой и здоровой еде и социальную потребность — гранола выглядит красиво на блюде, красивым завтраком можно похвастаться в соцсетях.

Тренируйте эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать, понимать свои эмоции и управлять ими, а также эффективно взаимодействовать с эмоциями других людей. С точки зрения нейробиологии эмоции выполняют несколько функций:

  • оценочную — помогают понять, смогли ли мы удовлетворить потребность, получилось ли то, что мы задумывали;
  • подкрепляющую — именно благодаря эмоциям мы учимся. Например, если мы испытали радость, то будем стараться повторить действие, которое её вызвало;
  • коммуникативную — через эмоции мы понимаем друг друга и доносим свои переживания до окружающих.

Как это поможет предпринимателю

Развитый эмоциональный интеллект помогает работать в команде, более эффективно решать конфликты и выстраивать деловые связи. Если вы хорошо улавливаете свои эмоции, то вам проще отследить промежуточные результаты бизнес-задач: приближаетесь ли вы к цели или, наоборот, удаляетесь от неё.

Также чем больше вы обращаете внимания на свои эмоции, тем проще становится контролировать стресс и справляться с негативными переживаниями. Это позволит предотвратить выгорание и больше заниматься тем, что приносит удовольствие.

Развивайте речевую модель

Речевая модель — это сложная система, основанная на нейронных сетях мозга. Она обрабатывает и объединяет сенсорные сигналы — всё, что мы получаем от органов чувств, — в целостную картину мира. Собирает всё, что мы знаем, видим, слышим и осязаем.

Благодаря речевой модели мы можем спрогнозировать, что может произойти, и принять оптимальное решение, даже не совершая реальных действий. Она работает в двух основных режимах:

  • быстрый — когда прогноз и решение возникают за долю секунды, обычно так происходит в стандартных знакомых ситуациях. Это можно назвать интуицией;
  • долгосрочный — когда задача сложная или не хватает данных. Здесь нужно взять паузу и подумать подольше, обсудить варианты.

Чтобы речевая модель правильно работала и помогала нам в жизни, её важно развивать и усложнять. Для этого нужно постоянно учиться — читать книги, узнавать что-то на лекциях, курсах и другими путями. Но при этом важно не только получать новые данные, но и настраивать систему «на выход»: реагировать на информацию, делиться ею с окружающими.

Как это поможет предпринимателю

Развитая речевая модель позволяет успешно прогнозировать спрос, видеть тренды и принимать более взвешенные решения при ведении бизнеса. Она также помогает замедлиться, отложить важное решение и тщательно обдумать варианты.

Вы можете один-два раза замотивировать клиента на импульсивную покупку, если будете давить на потребности, — но чтобы у вас покупали постоянно, важно сделать свой бренд частью речевой модели покупателей. Чем лучше вы понимаете её устройство, тем вероятнее сможете построить устойчивый, надёжный и качественный бренд, который клиент выберет из множества других.

Анна всегда тщательно следила за кожей, но в день презентации своего проекта на лице появились воспаления. Тогда она вспомнила про успокаивающую сыворотку, которую купила месяц назад. На упаковке было написано: «Краснеет кожа? Нанесите на 15 минут — и спокойно идите по своим делам». Анна нанесла состав и через 10 минут увидела, что краснота действительно спала. Теперь в подобных ситуациях она сразу вспоминает про сыворотку, потому что бренд стал для неё «скорой помощью» в критических ситуациях. Чтобы запомниться клиентам, компания использовала ключевые фразы в названии и на упаковке, а результат закрепил положительный опыт использования продукта.

Тренируйте волевой контроль

Поведение человека запускает и регулирует префронтальная кора. Её часто сравнивают с собакой: она готова к быстрым, импульсивным решениям, лишь бы удовлетворить потребность и получить удовольствие. Если её не контролировать, то возникают поведенческие зависимости: например, жажда новизны побуждает нас без остановки листать соцсети, а потребность в победах — увлекаться азартными играми.

Отслеживать импульсивные действия помогает волевой контроль — за него отвечает ассоциативная теменная кора. Благодаря ему мы собираемся перед дедлайном и берём верх над сиюминутными желаниями.

Как это поможет предпринимателю

Если вы тренируете волевой контроль, поведение становится более взвешенным — вам легче сохранять фокус на долгосрочных планах и избегать отвлекающих факторов. Например, если у вас есть сложный и большой проект, получится разделить его на небольшие этапы и двигаться к успеху ступенька за ступенькой.

Изучите свои когнитивные искажения

Когнитивные искажения — это систематические ошибки в мышлении, которые возникают, когда лобная и теменная кора мозга не могут «договориться» между собой. Например, мы можем запомнить только негативный опыт, игнорируя положительный, — и тогда будем откладывать проект из-за боязни потерпеть неудачу.

Существует более 200 когнитивных искажений — вот некоторые из них:

  • «эффект розовых очков» — склонность забывать негативные события, если мы сами в них виноваты;
  • «эффект по умолчанию» — предпочтение привычных путей и решений, из‍-‍за чего мы избегаем всего нового;
  • «предвзятость голодного судьи» — когда сигналы организма, например голод или боль в животе, влияют на принятие решений.

Как это поможет предпринимателю

Когнитивные искажения могут влиять на бизнес-решения и вести к неверным стратегиям. Если вы знаете, какие из них вам свойственны, вы сможете проработать их и принимать более объективные решения.

Чтобы узнать, какие когнитивные искажения у вас есть, изучайте себя, свои потребности, темперамент, особенности мышления и поведения. Выявить некоторые могут специальные тесты и чек-листы: например, тест Канемана — Тверски показывает склонность к переоценке рисков или излишнему оптимизму, а чек-лист «50 когнитивных искажений» позволит лучше разобраться в собственных мыслях и эмоциях, а также избегать неверных решений. Последний есть у исследовательской лаборатории The Decision Lab.

Кроме того, рекомендуется вовремя отдыхать, питаться и активно двигаться — это напрямую влияет на состояние психики. Тогда мозг с благодарностью откликнется на ваши действия, и вы будете не только эффективными, но ещё счастливыми и здоровыми.

Статья основана на выступлении нейрофизиолога и доктора биологических наук Вячеслава Дубынина на COM.E ON Forum 2025. Запись этого и других выступлений экспертов доступна на сайте конференции.

Смотреть запись