Найти в Дзене
Культурологический Ликбез

Ликбез: философия Аристотеля. Часть 2

Оглавление

Продолжение рассказа об идеях великого мыслителя, где мы говорим об этике, эстетике и политике философа.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Это вторая часть про Аристотеля, поэтому прежде чем начать, рекомендую ознакомиться с предыдущим материалом.

Тексты Аристотеля

Несмотря на великую плодотворность Аристотеля, его сочинения до нас дошли не так полно, как сочинения Платона: многие фрагменты утеряны, а ранние работы канули в Лету. Согласно преданию, сочинения Аристотеля перешли по наследству его любимому ученику Феофрасту, который передал их Нелею. Его потомки зарыли пергаменты в погреб, где тексты сильно пострадали от сырости и мышей. Затем потомки продали сочинения Аристотеля в Афины, а оттуда их украл Сулла и перевёз в Рим. Там сохранившиеся сочинения издал Тиранион с помощью Андроника Родосского.

Однако уже тогда вместе с подлинными сочинениями, в публичное пространство попало достаточно фальшивок, а сами оригиналы имели поздние вставки и редактуру, в том числе от того же Тараниона и Андроника Родосского. Подлинные тексты обычно сопоставляют с двумя списками произведений Аристотеля: Гермиппа (II век до н. э.) и более поздним Птоломеевским. Если верить расчётам исследователей, то из тысячи произведение Аристотеля, до нас дошла лишь шестая часть.

оригинал "Поэтики" Аристотеля
оригинал "Поэтики" Аристотеля

Если говорить о характере произведений великого мыслителя, то можно их разделить на несколько классов.

  1. Аристотелевские диалоги, написанные под сильным влиянием Платона и относящиеся к раннему периоду. До нас они почти не дошли.
  2. Ряд сочинений по логике, которые в византийский период были соединены под названием «Органон». За основу были взяты фрагменты из более чем сотни книг, написанные Аристотелем по разным вопросам.
  3. Различные метафизические сочинения. Знаменитая аристотелевская «Метафизика» — это тоже набор различных произведений (14 книг), составленных уже после смерти философа.
  4. Этические сочинения. Их всего три: Никомахова в 10 книгах, несомненно подлинная, хоть и с поздними вставками. Эвдемова этика, близкая к первой, но у которой автор всё-таки не Аристотель, а его прямой ученик Эвдем. Наконец, большая этика, являющаяся компиляцией основных идей первых двух.
  5. Политика в восьми книгах.
  6. Остальное. К ним относятся различные сочинения по экономике, риторике, трактат о поэтическом искусстве и целый ряд исследований по различным вопросам.

Учение «О душе»

По Аристотелю организм есть единое целое, в котором все части подчинены общей форме. Жизнь состоит в способности двигать себя самопроизвольно, и этим органические существа отличаются от неорганических. Аристотель при этом определяет диалектичность живого существа: оно состоит и из материи, и из некого деятельного начала, которое и является душой. При этом душа не есть тело, но не может без тела, как форма не может быть без материи. Душа выполняет функцию целеполагания, используя тело как инструмент для осуществления жизненной деятельности.

-3

Аристотель считал, что душа есть у любого живого существа, а потому делил её на три вида.

  • Растительная душа (питательная). Функция: питание и размножение.
  • Животная душа (чувствующая). Функция: чувства и ощущения.
  • Человеческая душа (разумная). Функция: разум и дух.

По Аристотелю человек соединяет в себе все три души, а потому является высшим существом. Душа происходит вместе с телом и кончается вместе с ним. Зато разум по Аристотелю не имеет ни начала ни конца, заключая в себе универсальность, т. е. является субстанцией.

-4

Этика Аристотеля

Аристотель признаёт и желающую часть души, включающая в себя совокупность аффектов, волнений и желаний. Чувства делятся на приятные и неприятные, которые доставляют удовольствие и страдание. Именно из них рождаются аффекты — сильные душевные движения.

Однако без цели такая энергия тратится впустую. Поэтому в этике Аристотеля огромную роль играет целеполагание или τέλος (телос). Сам этот постулат может звучать странно для современного человека, ведь настоящий телос может существовать только, если сама цель является целью ради себя, а не ради достижения чего-то; своего рода высшая благая цель. Именно из телоса Аристотеля выводится впервые один из важнейших этических вопросов философии: смысл жизни. Здесь Аристотель не придумывает ничего и вторит Платону и части досократиков, назначая главной целью существования высшее благо и добродетель.

-5

Однако в отличие от предшественников, Аристотель твёрдо убеждён в том, что только сам человек способен достичь блага и стать счастливым. Человек — существо не пассивное, а потому счастье его заключается в успешной деятельности, а само благо — не вещь, а действие. Здесь Аристотель создаёт довольно прорывную концепцию для своего времени, указывая, что благо — это не имущество, и не неведомый идеал в другом мире; благо — это то, чего может достигнуть любой человек при правильном распоряжении своим телом-инструментом.

При этом удовольствие и вещь не суть исключающие друг друга понятия. Напротив, истинное удовольствие возможно достичь только в рамках успешной деятельности субъекта. Аристотель вводит в связи с этим термин досуга, которые не противопоставляется труду, а является его компонентом. Здесь философ размышляет как представители первого государства рабочих и крестьян: любой труд, любая цель требует отдыха, но не пассивного, а активного времяпрепровождения с пользой для тела и души.

Эстетика Аристотеля

Эстетика Аристотеля занимает особое место в истории философии, поскольку представляет собой первую систематическую попытку осмыслить природу искусства, его функции и структуру с позиций логики, онтологии и психологии. В отличие от своего учителя Платона, который рассматривал искусство как подражание подражанию и, следовательно, как нечто второстепенное и даже вредное, Аристотель утверждает ценность искусства как особого способа постижения реальности.

В основе эстетики Аристотеля лежит понятие «мимесиса» (μίμησις) — подражания. В отличие от Платона, который рассматривал подражание как удалённость от истины, Аристотель видел в нём нечто позитивное. Искусство, по его мнению, подражает не просто внешней видимости вещей, а их сущности, универсальному в частном. Именно поэтому трагедия, комедия, эпос или живопись могут быть не только отражением действительности, но и её осмыслением. Аристотель считал, что человек по своей природе стремится к подражанию и познанию — и искусство объединяет оба этих стремления, позволяя не только наслаждаться, но и учиться.

-6

Искусство, в аристотелевском понимании, не обязательно связано с воспроизведением того, что уже существует. Оно может изображать возможное, вероятное или необходимое. В этом кроется мощный познавательный потенциал. Аристотель искусство ставил даже выше истории, которая лишь описывает, что было, не обладая должной способностью на прогноз.

Аристотель считал искусство средством эмоционального воздействия. Через художественное переживание зритель или читатель испытывает чувства, которые в реальной жизни могли бы быть разрушительными или травматичными, но в художественном контексте становятся очищающими (тот самый катарсис-κάθαρσις) — это ключевой момент, который Аристотель позже разовьёт в «Поэтике».

«Поэтика» — фундаментальный трактат Аристотеля, посвящённый в первую очередь трагедии (остальные фрагменты были утеряны), представляет собой вершину античной эстетической мысли. Несмотря на свой лаконичный объём, он содержит исключительно насыщенную структуру анализа, которая до сих пор остаётся отправной точкой для литературоведов и философов искусства.

Аристотелевская структура драмы в пяти актах. 1 акт - экспозиция, 2 - завязка, 3 - роковая ошибка и кульминация, 4 - развязка, 5 - изменение персонажа и разрешение
Аристотелевская структура драмы в пяти актах. 1 акт - экспозиция, 2 - завязка, 3 - роковая ошибка и кульминация, 4 - развязка, 5 - изменение персонажа и разрешение

Аристотель определяет трагедию как подражание действию серьёзному и завершённому, имеющему определённый объём, посредством языка, украшенного различными средствами выразительности, в виде действия, а не повествования, вызывающего сострадание и страх и достигающего через это катарсиса этих эмоций. Это определение насыщено ключевыми понятиями: мимесис, действие (драма), катарсис.

Политика и «Политика» Аристотеля

Человек живёт не для себя одного, но по природе создан для общественной жизни. Человек по своей природе есть общественное животное.

По Аристотелю совершенное общество, обнимающее в себе все другие формы общества, есть государство — полис. Цель этого совершенного общества — не только экономическая. Как и у Платона, главной целью государства является воспитание в гражданах добродетели и достижения высшего блага и счастья. Государство стоит выше семьи, выше частных лиц и интересов, являясь первым по своей природе.

Главная работа Аристотеля по этому вопросу «Политика», где он подверг обстоятельной критике платоновскую «Республику», а также способы политического устройства различных народов-современников. Аристотель порицает Платона за его стремление к исключительному единству. Только индивид есть неделимая единица, а государство по своей природе есть нечто множественное, совокупность этих единиц. Он указывает, что Платон уничтожает ряд нравственных факторов и конкретные связи, на котором зиждется общество. Аристотель утверждает, что эгоизм естественен, человек больше заботится о своём, чем об общем, а потому уничтожая семью и частную собственность, общество лишается сильнейших двигателей человеческой деятельности.

-8

Аристотель выделяет шесть типов правления: три правильных и три порочных. Также каждый тип он делит по числу господствующих персон: один, немногие или многие.

Правильные

  • Монархия, которая всецело зависит от личности монарха и его мудрости
  • Аристократия, где господствуют лучшие из общества
  • Полития (Республика), где существует равенство, а власть принадлежит большинству в интересах общества.

Порочные

  • Тирания, где власть находится в руках деспота
  • Олигархия, где власть находится в руках богатых
  • Демократия (охлократия), где власть находится в руках необразованного и тёмного народа

Все названные формы не только описаны Аристотелем, но и рассмотрены критически. Он приходит к выводу, что самым оптимальным является полития, ибо её усреднённость способствует наибольшему согласию.

-9

Подобно Платону Аристотель предлагает свою версию идеального государства. Оно представлялось ему греческим республиканским полисом, где у власти находятся аристократы, действующие во благо всего общества. При этом свободные граждане участвуют в управлении, в суде и в войске; но из числа полноправных граждан исключаются купцы, ремесленники и земледельцы. Ремесло и торговля для Аристотеля — низкие занятия, исключающие политические добродетели.

Удивительно, как политики последующих эпох, да и современности тоже, любили брать на знамёна идею идеального государства Аристотеля, случайно или намеренной забывая об одном важном факторе: аристотелевская полития имела рабовладельческий строй, а значит, многие хозяйственные, экономические и социальные аспекты абсолютно нерелевантные для того или иного периода.

Значение философии Аристотеля

Несмотря на то что взгляды Аристотеля сформировались более двух тысяч лет назад, внутренняя логическая структура и методология аристотелевского мышления остаются актуальными, предоставляя мощный интеллектуальный инструмент для анализа как вечных, так и новых проблем.

Философия

В области философии Аристотель заложил фундамент многих ключевых дисциплин: логики, метафизики, этики, политической теории. Его логика, особенно силлогистика, до сих пор лежит в основе формальной логики, используемой в философском анализе и в математике. Более того, аристотелевский подход к категории сущности, причинности и субстанции продолжает обсуждаться в современных онтологических дебатах. Его идея о первой философии (онтологии), занимающейся бытием как таковым, стала точкой отсчёта для всех последующих систем, от схоластики до феноменологии и аналитической метафизики. При этом его акцент на эмпирическом опыте как источнике знания делает его учение универсальным мостом между рационализмом и эмпиризмом.

Аристотель с бюстом Гомера кисти Рембрандта
Аристотель с бюстом Гомера кисти Рембрандта

Наука

В научной сфере Аристотель по праву считается основателем систематического научного метода. Хотя многие из его конкретных утверждений о природе устарели, его методология наблюдения, классификации и поиска причин остаётся основополагающей. Он разработал первый образец научного объяснения: через четыре причины (материальную, формальную, действенную и целевую), что на уровне принципа сохраняет значимость для объяснительных моделей в естественных и гуманитарных науках. Современная биология, например, в своих теоретических обоснованиях часто возвращается к аристотелевским вопросам — о формах, функциях, телосе организмов.

Религия

Для религии, особенно христианской и исламской теологии, философия Аристотеля стала интеллектуальным каркасом. Через труды Фомы Аквинского, Авиценны, Аль-Фараби и других мыслителей аристотелизм был включён в богословскую систему как философская основа для понимания Бога, природы и человека. Его идея перводвигателя, как совершенного, вечного и нематериального начала, была интерпретирована в качестве рационального подтверждения бытия Бога. При этом уникальность аристотелевского подхода заключалась в том, что он стремился рассуждать о высшей реальности без прибегания к мифу, опираясь на разум и наблюдение.

Искусство

В искусстве Аристотель оказал решающее влияние через свою эстетическую теорию, прежде всего изложенную в «Поэтике». Его понятия мимесиса, катарсиса, структуры трагедии легли в основу классической и постклассической драматургии, а позже стали отправной точкой для литературной критики, театроведения и даже психоаналитических интерпретаций художественного опыта. Аристотелевская идея о том, что искусство должно не просто подражать жизни, но выявлять в ней универсальные структуры и законы, сделала искусство способом познания.

Аристотель кисти испанского художника Хосе де Рибера
Аристотель кисти испанского художника Хосе де Рибера

Лингвистика

Лингвистика также многое унаследовала от Аристотеля, хотя влияние здесь более тонкое. Его учение о категориях, об именах, суждениях и их структуре легло в основу будущей грамматики и логики языка. Он анализирует высказывания, вводит важнейшие понятия отрицания, модальности, противоположности — всё это позже стало предметом философии языка. Современные аналитические философы, такие как Готлоб Фреге и Людвиг Витгенштейн, так или иначе обращаются к проблемам, впервые поднятым в рамках аристотелевской логики. Категориальное мышление, отличение субстанции и предиката, различие между потенцией и актуальностью — все эти идеи нашли продолжение в синтаксических и семантических теориях XX и XXI веков.

В следующий раз поговорим про школу Аристотеля Ликей и его учеников-перипатетиков.

Что можно почитать по этой теме?

  • Лосев А. Ф. История античной эстетики
  • Мельников С. А. Введение в философию Аристотеля: 8 лекций
  • Авраамова М. А. Учение Аристотеля о сущности
  • Колесников А. С. История философии
  • Орлов Е. В. Философский язык Аристотеля
  • Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии
  • Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Другие материалы по философии на канале:

Платон

Сократ

Досократики (Пифагор, Гераклит, Фалес, софисты и др.)

Философия досократиков | Культурологический Ликбез | Дзен

Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.

Теперь канал можно поддержать небольшим пожертвованием по кнопке ниже