Найти в Дзене

Ликбез: наследие Сократа — сократические школы

Оглавление

О том, как сократовская мысль выразилась в новых течениях философии. Про самых важных учеников Сократа, кроме Платона.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня я продолжаю свой рассказ о классическом периоде древнегреческой философии. Говорить будем о том, что (и кого) оставил после себя Сократ. Разговор предстоит долгий, но надеюсь, что интересный.

У Сократа было много учеников. Многие из них создали собственные школы, породив ещё больше последователей. Однако каждый отдельный мыслитель трактовал философию Сократа по-своему, порождая новые направления. Естественно в рамках одной статьи я не могу упомянуть всех. Кто-то, как Платон требует отдельного материала, а про кого-то, вроде Федона и его Элидо-эретрийскую школу я не в состоянии рассказать, ибо до современности не дошло почти никакой информации. Не буду я останавливаться на учениках учеников, ибо конкретно в этой статье нас волнует преемственность от Сократа, которая с поколениями окончательно исчезает. Однако обязательно упомяну нескольких философов, которые не оставили после себя школ, но сумели внести значительный вклад в развитие древнегреческой мысли.

-2

Но прежде чем начать предметный разговор, давайте поразмышляем над следующим вопросом:

Почему Сократ оказал такое большое влияние на философию?

Сократ – одна из ключевых фигур в истории философии, чьи идеи оказали колоссальное влияние на развитие интеллектуальной традиции Запада. Его метод познания, этическое учение и критический подход к существующим нормам стали фундаментом для множества философских школ. Хотя сам он не оставил письменных трудов, его последователи продолжили развивать его мысли, формируя различные направления философии, особенно в области этики.

Как это ни странно, но именно универсализация этической философии по Сократу оказалась благодатной почвой для многочисленных последователей древнегреческого мыслителя. Сократовский добродетель трактовался настолько по-разному, что уже в эллинистическую эпоху и времена Древнего Рима ростки афинского философа превратились в настоящие противоположности в виде стоицизма и эпикуреизма. Объединяло их одно: поиск той самой добродетели и его проявления в жизни.

-3

Этическая философия была не новой в древнегреческой философии, однако именно Сократ поставил её во главу угла. Если большинство досократиков шли от физики (т.е. учении о природе), подстраивая гносеологию, этику и эстетику, то у Сократа этика формировала общее представление об окружающем мире.

Сократ считал, что главная цель философии – это поиск добродетели и правильного образа жизни. Он утверждал, что знание и мораль тесно связаны: если человек знает, что такое добро, он не сможет поступать плохо. Именно этот рациональный подход к морали стал отправной точкой для многих последующих философских течений.

Киринейская школа — Аристипп

Аристипп из Кирены – один из самых известных учеников Сократа и основатель киренейской школы философии, проповедовавшей гедонизм. Несмотря на явное отличие его взглядов от строгой этики Сократа, Аристипп во многом сохранил основополагающие идеи своего учителя, трансформировав их в учение о наслаждении как высшем благе. Его философия, ставшая основой гедонизма, оказала значительное влияние на последующее развитие этики и философии удовольствия.

-4

Хотя Сократ был сторонником добродетели как высшей цели, он также учил, что знание ведет к правильному поведению и что человек должен быть независим от внешних обстоятельств. Аристипп перенял эту идею, но интерпретировал ее по-своему: он утверждал, что наивысшее благо – это удовольствие, и что человек должен стремиться к получению максимального наслаждения в данный момент, сохраняя при этом внутреннюю свободу.

Ключевые элементы философии Аристиппа, унаследованные от Сократа:

  • Самодостаточность: как и Сократ, он считал, что человек должен быть независимым от внешних факторов, но понимал это как умение наслаждаться любыми обстоятельствами.
  • Знание и мудрость: Аристипп верил, что только разумный человек может правильно распоряжаться удовольствиями и избегать излишеств.
  • Адаптивность: он учил, что следует наслаждаться жизнью, но не становиться рабом удовольствий, а уметь контролировать их.

Аристипп считал, что:

  1. Удовольствие – это высшее благо. Он утверждал, что стремление к наслаждению и избегание боли являются естественными свойствами человеческой природы.
  2. Настоящее важнее будущего. В отличие от эпикурейцев, которые подчеркивали важность долгосрочного удовольствия, Аристипп учил получать радость здесь и сейчас.
  3. Мудрый человек умеет управлять своими желаниями. Он подчеркивал, что истинное искусство жизни заключается в способности контролировать удовольствия, а не становиться их рабом.

Учение Аристиппа оказало влияние не только на гедонизм, но и на более поздние философские школы, такие как эпикуреизм и утилитаризм. Его идеи о важности личного счастья и адаптивности продолжают находить отклик в современной психологии, этике и философии благополучия.

-5

Аристиппа не очень любили другие ученики Сократа. Причин было две: мыслитель не приехал на похороны своего учителя, хотя был в Афинах, а ещё Аристипп отказывался брать деньги за обучение философии. При это, скорее всего, больше не любили за последнее.

Избранные анекдоты\высказывания Аристиппа:

На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, он ответил: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему».
На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи — к дверям философов, он ответил: «Потому что одни знают, что им нужно, а другие не знают».
Однажды Аристипп просил у Дионисия денег, тот заметил: «Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды». Аристипп перебил: — «Дай мне денег, а потом мы разберём этот вопрос» — и, получив деньги, продолжил: — «Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды».

Мегарская школа — Евклид

Не путать с математиком Евклидом. Принимать их за одно лицо умудрялись вплоть до XVII века, считая Евклида из Мегар автором «Начал».

Евклид из Мегары – один из выдающихся учеников Сократа и основатель мегарской школы философии. Вдохновленный учением своего наставника, он развил идеи Сократа в направлении логики, диалектики и метафизики. Хотя мегарская школа не получила такой широкой известности, как академия Платона или лицей Аристотеля, ее влияние на развитие логики и философии неопровержимо.

«Евклид». Картина Антонио Чифронди
«Евклид». Картина Антонио Чифронди

Евклид был преданным учеником Сократа и активно участвовал в его философских диспутах. После казни учителя он бежал в Мегару, где продолжил развитие сократических идей. В отличие от других последователей Сократа, Евклид уделял особое внимание онтологическим и логическим аспектам философии.

Основные идеи, унаследованные Евклидом от Сократа:

  • Принцип единого блага: Евклид, как и Сократ, утверждал, что существует одно высшее благо, но трактовал его как абсолютное единство и неизменность. В этом Евклид наследовал мысль элеатов, в частности, Парменида.
  • Диалектический метод: Вдохновленный сократическими диалогами, Евклид развил искусство логической аргументации, что впоследствии оказало влияние на развитие стоической и средневековой логики. По утверждению Диогена Лаэртского, Евклид строил доказательства апагогически, то есть показывая абсурдность следствия. Таким образом он, будучи учеником Сократа, нашёл наиболее слабый аспект метода познания своего учителя, который предполагал рассуждение по аналогии.
  • Моральный рационализм: Он считал, что зло – это результат незнания, а добродетель – результат истинного понимания природы блага.

Основные положения Евклида:

  1. Учение о Едином. Евклид утверждал, что существует лишь одно истинное благо, которое неизменно и вечно. Все иные формы существования лишь отражают его.
  2. Отрицание множественности зла. Подобно своему учителю, он считал, что зло не обладает самостоятельным бытием, а является лишь отсутствием знания.
  3. Логический анализ понятий. Мегарская школа заложила основы строгого логического анализа, что стало важным этапом в развитии философской мысли.

Мегарская школа оказала влияние на стоицизм, схоластику и развитие формальной логики. Её принципы прослеживаются в трудах Зенона Китийского, а также в средневековых философских дискуссиях о природе блага и логическом анализе понятий.

Киники — Антисфен

Про киников и Антисфена я уже написал отдельную статью, поэтому отсылаю к ней.

Однако здесь стоит немного поговорить о том, как Антисфен перенял сократическую этическую мысль и интерпретировал.

Антисфен – один из самых преданных учеников Сократа и основатель кинической школы философии. Его учение, построенное на принципах простоты, самодостаточности и презрения к общественным нормам, стало важной вехой в развитии античной мысли. Хотя киники во многом расходились с другими сократическими направлениями, их идеи тесно связаны с философией их учителя.

-7

Антисфен был учеником Сократа и глубоко проникся его учением о добродетели как высшем благе. Однако он пошел дальше, утверждая, что истинное счастье достигается только через аскетизм и отказ от излишеств. Он унаследовал у Сократа идею самопознания и нравственной стойкости, но довел её до радикального отрицания любых внешних ценностей. Антисфен во многом был практиком. В отличие от многих мыслителей древней Греции он не только призывал, но и собственным примером аскетизма показывал как должно существовать. На самом деле школа киников очень интересна в своих практиках, чей след прослеживается в дальнейшем в истории, особенно в средневековом монашестве.

Основные идеи, унаследованные Антисфеном от Сократа:

  • Добродетель как единственное благо: Антисфен, как и Сократ, считал, что единственное истинное благо – это добродетель, но настаивал, что она требует абсолютного отречения от материальных благ.
  • Автаркия (самодостаточность): Следуя примеру Сократа, он учил, что счастье не зависит от внешних обстоятельств, а только от внутреннего состояния человека.
  • Критика общепринятых ценностей: Как и его учитель, Антисфен подвергал сомнению традиционные моральные устои, но выражал это в более резкой и провокационной форме.

Основные принципы философии Антисфена:

  1. Простота жизни. Он проповедовал радикальную аскезу, отвергая роскошь и удовольствия, считая их препятствием к добродетели.
  2. Независимость от общества. Антисфен утверждал, что мудрец должен быть свободен от общественных норм и чужих ожиданий.
  3. Прямолинейность и бескомпромиссность. Он выступал против риторики и софистики, считая, что истина не нуждается в изысканных словах.

Учение Антисфена легло в основу кинизма, который позже был развит его учеником Диогеном Синопским (тот, который жил в бочке). Его идеи о самодостаточности и свободе от социальных условностей нашли отражение в стоицизме, а также в экзистенциальной философии и современных концепциях минимализма.

Жан-Леон Жером Диоген
Жан-Леон Жером Диоген

Избранные анекдоты\высказывания Аристиппа:

О многобожии: «согласно мнениям людей, существует множество богов, по природе же — один».
Антисфен, выставлял напоказ дыры в своем довольно ветхом плаще.
Заметив это, Сократ начал его порицать: — Перестань красоваться!
На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, Антисфен ответил:
«Красивая будет общим достоянием, некрасивая - твоим наказанием»

Ксенофонт — философ или нет?

Не путать с Ксенофаном, основателем Элеатской школы.

Ксенофонт был афинянином, учеником Сократа, участником военного похода «Десяти тысяч» и автором множества сочинений. Его жизнь охватывала важнейшие события греческой истории, включая Пелопоннесскую войну и борьбу за власть между греческими полисами. Он оставил после себя обширное литературное наследие, включающее исторические хроники, философские трактаты и военные руководства.

Несомненно, Ксенофонт испытал сильное влияние Сократа, что отразилось в его произведениях, таких как «Воспоминания о Сократе» и «Апология Сократа». В отличие от Платона, он не стремился к абстрактным размышлениям о природе бытия, но фокусировался на практических вопросах морали, управления и воспитания. Его философия была скорее прагматической, чем метафизической, что роднит его с софистами.

-9

Однако Ксенофонта редко относят к философам в классическом смысле. В его сочинениях отсутствуют глубинные рассуждения о сущности реальности или теоретические построения, характерные для Платона и Аристотеля. Он скорее выступает как моралист, предлагая конкретные советы по ведению добродетельной жизни и эффективному управлению государством.

Самыми известными произведениями Ксенофонта стали «Анабасис», описывающий его путешествие с греческими наемниками по территории Персии, и «Греческая история», продолжающая повествование Фукидида о событиях Пелопоннесской войны. Эти труды принесли ему славу выдающегося историка и литератора.

Путь Ксенофонта и его отряда
Путь Ксенофонта и его отряда

Помимо исторических сочинений, он писал об управлении (например, «Киропедия»), сельском хозяйстве («Ойкономика») и даже коневодстве («Гиппарх»). Это подтверждает его стремление к систематизации знаний и практическому их применению.

Ксенофонт, безусловно, занимался философией, но в прикладном, этическом и политическом ключе. Его взгляды были во многом связаны с практическими аспектами жизни, в отличие от спекулятивных размышлений Платона и Аристотеля. По этой причине большинство ученых не относят его к философам в строгом смысле слова, а скорее к моралистам, историкам и писателям.

Эсхин Сократик

Эсхин Сократик – один из менее известных учеников Сократа, чьи идеи и произведения оказали влияние на развитие философии, но не сохранились в полной мере до наших дней. Эсхин один из основоположников жанра сократического диалога, чьё творчество повлияло на Ксенофонта и Платона.

-11

Основной темой сочинений Эсхина были моральные и социальные аспекты жизни. В его диалогах обсуждались вопросы добродетели, справедливости и общественного устройства. Как и другие сократики, он пытался показать, что истинное знание приходит через самопознание и размышления о природе добродетели.

Эсхин развивал идеи Сократа о роли риторики и политической деятельности. В частности, он исследовал способы влияния философии на общество через ораторское искусство, что, вероятно, делало его философию более практико-ориентированной по сравнению с теоретическими построениями Платона. Это учение нашло отражение в диалоге «Алкивиад». Он представляет собой диалог в диалоге. Его можно отнести к одному из первых произведений в жанре протрептика — побуждения или приглашения читателю заняться изучением философии.

-12

Несмотря на фрагментарность сведений, его деятельность остаётся важной частью истории философии. Его диалоги могли служить мостом между сократическими методами рассуждения и более поздними философскими школами. Изучение Эсхина позволяет лучше понять, каким образом идеи Сократа распространялись и трансформировались в последующие века.

Значение Сократических школ

Сократическое наследие не ограничивается античностью – его влияние прослеживается в философии, науке и даже образовательных методах современности.

  • Метод критического мышления: Сократический диалог и майевтика стали основой для развития дискуссионных и образовательных техник. Этот подход широко применяется в преподавании и научных исследованиях, способствуя развитию критического мышления и аргументации.
  • Этика и моральная философия: Современные дебаты о морали и добродетели во многом следуют сократическим идеям. Этика минимализма, осознанного выбора и индивидуальной ответственности – это продолжение античных размышлений о добродетели.
  • Научный метод: Критическое сомнение и диалог, характерные для Сократа и его последователей, стали основой научного метода, который сегодня определяет подход к исследованиям в естественных и гуманитарных науках.
  • Наиболее плодотворные школы античной мысли: платонизм, эпикурейство и стоицизм напрямую исходят из сократических школ. А эти направления в дальнейшем наследуются раннехристианской философией.

В следующий раз мы начнём большой разговор о Платоне. Планирую три статьи: об онтологии и познании; об этике и политике; об учениках Платона и его Академии.

Что можно почитать по этой теме?

  • Лосев А. Ф. История античной эстетики
  • Колесников А. С. История философии
  • Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии
  • Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии
  • Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
  • Vander Waerdt P.A. The Socratic Movement (на английском)
  • Giannantoni G. Scuole socratiche minori e filosofia ellenistica (на итальянском)

Другие статьи по философии на Культурологическом Ликбезе.

Досократики:

Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов. Ваша же подписка на мой канал увеличивает мотивацию делать новые статьи как можно быстрее.

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.