Найти в Дзене

Ликбез: философия Платона. Часть 2

Оглавление

Продолжение разговора о великом Платоне. Рассказ об этическом, эстетическом и политическом учении древнегреческого мыслителя.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня вновь говорим о Платоне. Эта вторая часть объёмного материала, посвящённого мыслителю. Поэтому, если не читали первую — настоятельно рекомендую начать с неё для полноты картины:

Этика Платона

Этика Платона строится на природе высшего блага, но главное на том, как это благо осуществляется на практике. Всё идёт от частного к общему: конкретный человек познаёт учение о добродетели, чтобы в конце сформировать общую благостную политику в конкретном обществе.

Высшее благо по Платону находится вне мира. Следовательно, и высшая цель нравственности находится в мире сверхчувственном: её можно достигнуть лишь аскетизмом и отречением от всего чувственного. Душа пришла из неземного мира. Жизнь рождает для неё множество бед, которые скрывают истину. Платон, подобно ортодоксальным христианским проповедникам, подчёркивает, что высшая задача человека заключается в освобождении от всего телесного и земного.

-2

Самое важное в этическом учении Платона — это то, что оно должно быть направлено не только на самого себя, но и на окружающий мир. Философ, который преодолевает чувственный мир, должен хранить мудрость не в себе, не обращаться к богам, а напрямую взаимодействовать с окружающими людьми. Даже если это приведёт к печальным последствиям. Платон литературно выводит (во многом из Сократа) новый архетип для античной мысли — учителя, пророка, готового пожертвовать с собой.

Важную часть этики у Платона занимает отношение к удовольствиям. Все удовольствия мыслитель делит на высшие и низменные. Причём градация довольно простая: высшие не приводят к страданиям, а низменные рано или поздно приводят.

  • К низменным он относит: обжорство, беспорядочные телесные наслаждения, потребление творческих продуктов (песен, поэзии, театра) и т.д. Помимо страданий, связанных с пресыщением и проблемами со здоровьем, эти удовольствия ещё и не являются ценными сами по себе, ибо оторваны от мира идей.
  • К числу высших или чистых удовольствий Платон относит всё, что связано с познанием. Наилучшая жизнь состоит в разумном соединении духовного и чувственного, где разум берёт верх над всеми ощущениями.
-3

Отсюда Платон выделяет четыре главных добродетели, связанных с частями души: мудрость, исходящая из разума; мужество, исходящее из воли; умеренность, исходящая из желающей части души. Во главе же всего встаёт общая добродетель справедливости, задача которой состоит в том, чтобы каждый добродетель оставался в нужном количестве и в гармонии с остальными. Наконец, главный постулат всей этики Платона:

Добродетель есть высшее благо, несправедливость — худшее зло.

Политика Платона

Платон через этику и онтологию произвёл настоящую революцию в политическом учении. Он сумел распространить добродетели и этические императивы не только на конкретного человека, но и на всё общество. Справедливость стала универсальной идеей. Но как понимал Платон социальную справедливость?

Для него это была вся та же гармония. Если по отношению к человеку справедливость — гармония между частями души, то в социуме — это гармония между частями общества, где каждый выполняет свою задачу ради общего блага.

Для философа лишь то государство истинно, которое возникает в силу естественной необходимости взаимопомощи и взаимозащиты. Люди как бы договариваются о своём вкладе в общее дело, а социум тем совершеннее, чем лучше в нём развит принцип разделения труда, позволяющий каждому посвящать себя конкретной деятельности. Это формирует концепцию идеального государства, которое противопоставляется остальным, неидеальным.

-4

Как и с удовольствиями, Платон выделял правильные и неправильные формы правления:

Неправильные формы правления:

  • тимократия – несправедливая власть честолюбцев, военных вождей (преследовали славу, а не богатство)
  • олигархия – несправедливая власть немногих богатых
  • демократия – власть бедного народа (приводит к хаосу, беспорядкам)
  • тирания – несправедливая власть одного над всеми в обществе

Правильная форма правления – аристократия – справедливая власть мудрецов, философов.

Идеальное государство

Как с практической точки зрения устроено, и чем отличается идеальное государство Платона от остальных?

Во-первых, разделением труда. Платон утверждает, что каждый человек больше всего заботится о том, что он любит, а любит он сильнее всего тогда, когда считает, что польза общего дела является и его личной пользой, а успех дела совпадает с его собственной удачей. Истинные философы отличаются именно тем, что превыше всего ценят истину, справедливость и благо. Поэтому они и будут заботиться о благе государства, воспринимая его как своё собственное.

-5

Во-вторых, особым образом жизни стражей. Платон говорит, что их уклад должен соответствовать поговорке: «У друзей всё общее». В частности, стражи не должны иметь частной или даже личной собственности. Они живут и питаются сообща, подобно тому как это происходит во время военных походов. Необходимые припасы они получают от остальных граждан раз в год в качестве вознаграждения за свою защиту. Им запрещено пользоваться золотом и серебром, даже в виде украшений. Дело в том, что владение собственностью ведёт к раздорам и подрывает единство стражей. Таким образом, этот особый образ жизни способствует укреплению чувства сплочённости и общности.

В-третьих, целенаправленным воспитанием. Здесь Платон выделяет два ключевых аспекта.

Прежде всего, он подчёркивает роль социального мифа в построении идеального государства. Философ предлагает убедить сначала правителей и стражей, а затем и остальных граждан, что они все — дети земли, а значит, являются братьями. Поэтому каждый должен заботиться о государстве, как о матери, и друг о друге. Правителям и стражам следует внушить, что существует предсказание: государство падёт, если к власти придут люди, лишённые необходимых качеств. Поэтому они должны без сожалений переводить в сословие земледельцев и ремесленников тех своих детей, которые не обладают нужными задатками, и, наоборот, переводить в сословие стражей способных детей ремесленников и земледельцев. Платон отмечает, что успех построения идеального государства во многом зависит от того, насколько удастся укоренить этот миф в сознании людей.

Спасибо, Legend of Zelda за объяснение
Спасибо, Legend of Zelda за объяснение

Кроме того, огромное значение придаётся роли искусства в воспитании. Согласно Платону, в идеальном государстве допустимы только те произведения искусства (включая определённые жанры), которые способствуют формированию нужных качеств у граждан. Он предлагает пересмотреть все существующие мифы и произведения искусства, оставив лишь те, что соответствуют установленным критериям.

Эстетика Платона

Учение Платона достаточно последовательно и непротиворечиво, а потому эстетика (учение о прекрасном и его философском восприятии) связана напрямую с теорией познания — учением об идеях — и с теорией идеального государства с резким кастовым разделением граждан.

Основу эстетики мы можем почерпнуть из диалога Пир. Прекрасное не существует в зримой и ощутимой реальности с его обманчивым многообразием, прекрасное можно узреть только в мире идей. Однако до этого ещё нужно дорасти, пройдя путь философского познания. Здесь во много Платон противоречит сложившейся традиции эстетического. Он отрицает, что с помощью художественного творчества и искусства можно дойти до прекрасного. Только абстрактное философствование и созерцание разумом — единственные способы достижения идеала.

-7

Платон различает и два состояния вдохновение: художественное и философское. Первое не просто неразумно, но антиразумно. Для него художественное вдохновение — это одержимость или мания (μανία). Через такое состояние невозможно познать истину. Кроме того, артист всегда творит конкретное произведение, изображающие предметы реального мира, а так как эти предметы — по учению Платона — имеют слишком малую ценность, то и художественное ремесло значительно уступает философии.

Здесь происходит заочный спор Платона с Демокритом, который ставил во главу всего искусства принцип мимесиса (μίμησις) т.е. подражание самому действию природы через творческий акт. Для Платона это простое копирование. Через рациональность древнегреческий философ делает немыслимое для человека древности и античности: он ставит людей выше природы. Именно этот принцип впоследствии прочно напитает всю европейскую культуру.

Кстати, сам Платон едва ли соблюдал этот принцип. Когда читаешь Диалоги, то там чувствуется именно художественное вдохновение, а не философское. Яркие образы, огромное количество троп (τρόπος) и использование мифологических аллегорий.

Мифологические образы Платона

Пещера

Самым известным, пожалуй, можно считать миф о Пещере. Мы немного уже говорили о нём в прошлой статье, но теперь дам конкретный полный пересказ. Платон рисует картину подземной пещеры, где с рождения закованы люди, вынужденные смотреть на стену перед собой. Позади них горит огонь, а между ним и узниками проходят другие люди, несущие различные предметы. Узники видят лишь тени этих предметов и принимают их за единственную реальность. Если бы один из них освободился и выбрался наружу, он сначала ослеп от солнечного света, но постепенно понял бы, что настоящий мир гораздо богаче теней в пещере. Вернувшись обратно, он попытался бы рассказать остальным правду, но те, привыкшие к иллюзии, посчитали бы его безумцем и даже убили, дабы не разрушать их привычную картину мира. Этот миф символизирует трудный путь философского познания: большинство людей довольствуется видимостью, а истина открывается лишь тем, кто осмелится вырваться из плена ложных представлений. Солнце в аллегории — это идея блага, высшая истина, а пещера — мир чувственного восприятия, полный заблуждений.

-8

Атлантида

Это государство можно считать первым примером утопии в истории литературы, а затем и антиутопии. Платон повествует об идеальном государстве, где правили мудрецы, а техническое развитие и благоденствие поражало воображение. Однако со временем мудрецов в управлении сменили гордецы, и народ Атлантиды стал ставить себя выше других и даже богов. За это островное государство было уничтожено. Этот миф Платон использует как притчу о гибели высокоразвитой, но морально разложившейся цивилизации, предостерегая против гордыни и утраты добродетели. Правда, сам древнегреческий мыслитель подавал эту историю как реальность, отсюда и многочисленные спекуляции на тему поиска Атлантиды. Даже был забавный диснеевский мультик.

-9

Душа-колесница

В диалоге Федр Платон представляет человеческую душу как колесницу, запряжённую двумя конями. Один конь (белый) символизирует благородную часть души, стремление к истине и добродетелям, а второй конь (чёрный) — низменная часть, желающая земных удовольствий и развлечений. Возничий — это разум, который пытается удержать равновесие, направляя колесницу в мир идей, но своенравный конь так и норовит соскочить с правильного пути. Бело-чёрный окрас лошадей можно трактовать и в духе восточной философии: как доброе и злое начало в человеческой душе.

-10

Значение философии Платона

Философия Платона оказала колоссальное влияние на западную мысль, заложив основы многих научных дисциплин, художественных традиций, политических теорий и культурных парадигм. Его учение о мире идей, теория познания, этика и концепция идеального государства продолжают оставаться актуальными, формируя интеллектуальный ландшафт современности.

Философия

  • Метафизика идей. Платон дал начало философскому направлению под названием идеализм. Так или иначе, к мыслителю обращалась средневековая патристика и реализм, теории Гегеля, феноменология Гуссерля и даже постмодернисты.
  • Теория познания. Платон разработал метод познания через логическое противоречие, что стало прообразом научного рассуждения, выдвижение гипотез и их логического обоснования. Уже его ученик Аристотель превратит эти предпосылки в настоящий научный метод. Также Платон определил разделение любых высказываний на докса (мнение) и эпистеме (истинное знание). Так было положено начало критическому научному методу.
  • Теория симулякров. Платоновская Пещера стала основой для теории симулякров Батая и Бодрийяра, и теории второй реальности в виде культуры.

Влияние на искусство и культуру

  • Искусство как подражание. Платон критиковал искусство за то, что оно копирует природный и чувственный мир, являясь тенью идей. Этот постулат вдохновлял десятки философов на эстетические работы: от Аристотеля до Канта и романтиков.
  • Красота как отражение идеального. Противопоставляя чувственное и идеальное, Платон дал почву для огромного числа эстетических теорий. Такая знаковая эпоха для Европы, как Возрождение строится на постулате примирения эстетически-чувственного и рационально-идеалистического.
  • Виртуальная реальность. Платонова Пещера повлияла и на возникновение концепции других миров. Сначала её подхватили романтики, искавшие "более счастливый мир, чем этот", а затем кибернетики и информатики.
  • Литературные традиции и жанры. Творчество Платона заложила сразу три значимых литературных направления: философская художественная проза, утопия и антиутопия. Платон показал, что философия может вполне соседствовать с изящной литературой.

Христианство

Философия Платона через его последователей — неоплатоников — была немного изменена и включена в официальную христианскую догму, на заре становления этой религии. Августин и Ориген (самые видные представители патристики) активно адаптировали идеи:

  • бессмертной души;
  • иного мира;
  • мировой души;
  • аскетизма и стремления к самопознанию [через Бога].

Политическая философия

  • Идея социальной справедливости. Платон видел социальную справедливость в гармоничном сосуществовании всех частей общества и работе всего население на общее благо и процветание.
  • Критика демократии. Платон видел, что из-за неразумности народа, демократическое устройство рано или поздно ведёт к тирании. Необразованная толпа едва ли может выбирать правильный путь развития государства.
  • Идеальное государство. Эта идея стала основой многочисленных политических учений об идеальном обществе и государстве. От "Утопии" Томаса Мора до Фурье, Чернышевского и марксизма.

В следующий раз мы опять продолжим тему Платона и поговорим о его Академии и мыслителях, обучавшихся в её стенах.

Что можно почитать по этой теме?

  • Лосев А. Ф. История античной эстетики
  • Колесников А. С. История философии
  • Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии
  • Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии
  • Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Конкретную литературу по Платону давать не буду, ибо её такое количество на разных языках мира, что можно читать всю жизнь. Лучше, конечно, знакомиться с диалогами напрямую — они хорошо написаны и во многом понятны даже тем, кто не слишком близок к философии.

Другие материалы по античной философии:

Подборка статей (от зарождения философии до софистов, Демокрита и Эмпедокла :

Философия досократиков | Культурологический Ликбез | Дзен

Отдельные статьи:

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов. Ваша же подписка на мой канал увеличивает мотивацию делать новые статьи как можно быстрее.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.

Теперь канал можно поддержать небольшим пожертвованием по кнопке ниже